Слайд 2
Период: с VI века до н. э. по
IV век н.э.
Психология как наука не имеет названия.
Объяснения строятся на основе гипотез и теорий, в которых формируются зачатки понимания психических процессов человека.
Психология (в античности) – наука о душе.
Античная психология тесно переплетена с философией и естествознанием.
Краткий очерк
Слайд 3
Запад
Западное направление представлено в своем
большинстве древнегреческими и древнеримскими философами и мыслителями.
Т.к. западные страны имели тесные контакты с Восточной цивилизацией, то шло активное перенимание и усваивание научного материала и знаний, через которые и велось исследование души человека.
Психоло́гия произошла именно от:
греч. ψυχή — душа;
греч. λόγος — знание.
Слайд 4
Милетская школа
Миле́тская школа — философская
школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой
Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие.
Милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса (вода, воздух, огонь, земля, апейрон)
Слайд 5
Фалес Милетский
Фалес (625 — 547 до н. э.)
– древнегреческий философ и математик из Милета. Основатель Милетской
школы. Его считают родоначальником европейской школы психологии.
Концепции мировоззрения:
первичность объективной реальности;
чувства человека – первичный источник
информации об окружающем мире;
душа - движущее начало;
материалистический субстрат душевных явлений.
Слайд 6
Анаксимандр Милетский
Анаксимандр (610 — 547 до н. э.)
– древнегреческий философ, представитель милетской школы, ученик Фалеса.
Достижения:
ввел
термин «закон»;
вывел формулировку закона сохранения;
ввел понятие «апейрон» - неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.
Слайд 7
Гиппократ
Темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного
из «жизненных соков»
(четырёх элементов):
Преобладание жёлтой желчи (холе,
«желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком;
Преобладание лимфы (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным —флегматиком;
Преобладание крови (сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником;
Преобладание чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.
Слайд 8
Гераклит Эфесский
Гераклит (520 – 460 до н. э.)
– древнегреческий философ-досократик, основатель первой исторической или первоначальной формы
диалектики.
Παντα ρει και ουδεν μενει
«Все течет и движется, и ничего не пребывает»
Концепции мировоззрения:
душа – единство противоположностей;
существует чувство и рациональное познание;
люди равны по природе и фактически неравны по неразумению.
Слайд 9
Демокрит Абдерский
Демокрит (460 – 370 до н. э.)
– древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.
Концепции
мировоззрения:
душа – продукт распределения атомов и тел;
душа состоит из круглых атомов;
в органах чувств мелкие атомы ближе к внешнему миру;
чувства рассматриваются через призму полезного и вредного.
Слайд 10
Сократ
Сократ (469 — 399 до н. э.) - древнегреческий
философ, осуществивший поворот в философии - от рассмотрения природы и
мира, к рассмотрению человека.
.
Концепции мировоззрения:
три добродетели: умеренность, храбрость, справедливость;
душа – психические качества индивида;
Достижения:
первый психотерапевт;
разработал методы майевтики (изучение скрытого в человеке знания с помощью искусных вопросов)
Слайд 11
Платон
Аристокл (Платон) (427 — 347 до н. э.) -
древнегреческий философ, родоначальник платонизма, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Концепции мировоззрения:
идея – истинно сущее бытие, неизменное, вечное;
вечный мир идей – совокупность всей информации во Вселенной;
идея блага – высший объект познания;
дуализм души и тела;
бессмертие души;
три части души: высшее начало, благородная
душа, низшая вожделеющая.
Слайд 12
Аристотель
Аристотель (384 — 322 до н. э.) - древнегреческий
философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Создатель первого систематического
учения о психике.
Сочинения:
«О душе», «О сновидении», «О сне и бодрствовании», «О юности и старости, о жизни и смерти», «Физиогномика», «Проблемы» и другие.
Концепции мировоззрения:
ум действует во имя цели;
ощущение – способность, но не действующая сила;
процесс ощущения – уподобление воспринимаемому;
ступени познания: ощущение -> воображение -> мышление;
душа – энтелехия тела.
Слайд 13
Эпикурейская школа
Эпикурейская школа – философская школа, основана Эпикуром
в Афинах в 306 г. до н. э., и
просуществовавшая до II в. до н. э.
Представители: Метродор, Полиен, Эрмарх, Колот, Зенон Сидонский, Федр, Филодем из Гадары. Федр (учитель Цицерона) и Филодем (возможно, учитель Лукреция).
Эпикурейцы полагали удовольствие наиболее желательным состоянием, но оно, по их мнению, достигается через отречение от утех умственных и эмоциональных противоречий, которые производят боль и печаль, и является серьезнейшим и благороднейшим состоянием.
Слайд 14
Эпикур
Эпикур (341 — 270 до н. э.) - древнегреческий
философ, основатель эпикурейской школы («сады Эпикура»).
Концепции мировоззрения:
чувства никогда
не обманывают, и, следовательно, каждое ощущение и каждое восприятие является истинным;
мнения, следующие из ощущений, способны быть истинными или ложными;
подтвержденные мнения, не противоречащие свидетельствам чувств, являются истинными;
противоречивое мнение, не подтвержденное свидетельством чувств, ложно.
«Живи уединённо!»
Слайд 15
Воззрения, учения, течения.
Анимизм
Анимизм - (от лат. anima, animus — душа
и дух соответственно) — вера в существование души и духов,
вера в одушевлённость всей природы.
Слайд 16
Гилозоизм
Гилозоизм (греч. ὕλη — материя и ζωή — жизнь) — представление
о том, что вся материя является одушевлённой, или сама
по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом.
Слайд 17
Софистика
Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, мастер, художник, изобретатель,
мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского
направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» означал искусного или мудрого человека.
Софистов интересовал сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей».
В истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми, изучаемые с использованием средств, которые призваны доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности.
Слайд 18
Эллинизм
Эллинистический период (IV – II вв. до н.
э.) характеризуется синтезом элементов культуры Греции и стран Востока.
Возникает
философия скептицизма, рекомендующая вообще воздерживаться от суждений, касающихся окружающего мира, по причине их недоказуемости, относительности, зависимости от обычаев и т. п.
Такая интеллектуальная установка исходила из этической мотивации. Предполагалось, что отказ от по исков истины позволит обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (греч. αταραξία — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие»)
Слайд 19
Стоицизм
Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма
и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё
имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле, где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые выступил в качестве самостоятельного учителя.
Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. Мировая пневма являлась Логосом или, как считали позднейшие стоики, - судьбой. Счастье человека – жить согласно Логосу.
Слайд 20
Восток
Основными центрами развития философской мысли являлись Древний Египет,
Древняя Индия и Древний Китай.
В XV веке до
н.э. на территории современной Индии возникла ведическая цивилизация.
Кармическое мышление (отказ от улучшения жизни);
Создание человека из первовещества;
Человеческая жизнь подчинена этическим началам добра и зла;
Идея о реинкарнации;
Основой процессов жизнедеятельности человека является «прана» — дыхание.
Слайд 21
Джайнизм
Базируясь на ведической идее о реинкарнации, зарождается
в VII веке до н.э.
«Татва» - субстанция, которая
делится на вечную (непротяженную) и протяженную субстанции (живая и неживая).
Отрицание существования Бога и призыв к соблюдению следующих истин:
1. Не убивай,
2. Не лги,
3. Не воруй,
4. Не привязывайся к вещам,
5. Обет целомудрия (для монахов).
Слайд 22
Буддизм
Учение буддизма зарождается в VI веке до н.э.
Основателем считается принц Саидхартха Гаутама (Будда). Основные идеи буддизма
опирались на ведический постулат о реинкарнации.
Идея о «нирване» - спасении через просветление, достигаемое путем этического самоусовершенствования
«Дхарма» - вечная субстанция (пустота)
Человек = тело, сознание, ощущение, восприятие и умственная деятельность
Слайд 23
«Я» - это всего лишь средство, необходимое для
презентации постоянно изменяющихся характеристик человека.
Страдание - это неотъемлемая характеристика
человеческого существования, включающая в себя рождение, смерть, печаль, увядание, горе, боль и непосредственно существование.
страдание неизбежно;
причина страдания - страсть или желание;
искоренение страсти - есть избавление от страдания;
овладение правильной речью, действием, вниманием, сосредоточением, усилием.
Слайд 24
Йога
Учение йоги возникает в ведический период. Уже тогда
йогами большое внимание уделялось применению аскезы.
Душа участвует
в мыслительных процессах;
Использование аскетической практики голодания и отказа от удовольствий ( в т.ч. молчание);
Идея кармы;
Слайд 25
Древний Египет
У простого человека существует пять отдельных душ:
Ка, Ба (у женщин, соответственно, Хемсут и Бат), Ах,
Шуит и Рен.
«Двойник» считался духовным началом человека, соединение с ним означало жизнь.
Ба выполняет две важные функции:
физиологическую - посредством своего телесного двойника - сердца - Ба заставляет стареть тело человека;
психическую - между Ба и человеком периодически происходит разговор.
Слайд 26
Древний Китай (VIII веке до н. э )
Основа жизни – энергия Ци (способность к мышлению и
речи);
Сердце – центр мыслительной деятельности;
Детерминанты поведения:
1) воздухообразное «Ци»;
2) желчь;
3) слизь;
Слайд 27
Отличия Восточной школы от Западной:
Философские школы были
тесно связаны с религией и мифологией;
Главный орган человека
– сердце;
Основу темперамента составляли три элемента: воздухообразное начало ( Ци), желчь (иногда кровь) и слизь;
Две формы восприятия: неопределенное (нирвикалпа) и определенное (савикалпа);
Неразрывность связи органа познания с объектом познания.