Слайд 2
Карл Густав Юнг
-швейцарский
психиатр. Развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах)
которого видел источник общечеловеческой символики.
Задачей аналитической
психологии считал толкование
архетипических образов,
возникающих у пациентов.
Слайд 3
У каждого в жизни случалась такая ситуация, когда
он делал что-то неосознанно, когда что-то было за пределами
его понимания. Когда друзья спрашивали: «Что с тобой случилось и кто в тебя вселился?», а мы не знали что ответить.
Слайд 4
Издавна заметили, что человеческая личность состоит
из двух частей: во-первых, это сознание и все то,
что им покрывается; во-вторых, это расплывчатые глубинные регионы бессознательной психики.
Слайд 5
Наше сознательное и бессознательное тесно связано
между собой. Так, например, когда мы только что хотели
что-то сказать, а после обнаружили, что не можем вспомнить этого, означает, что наша мысль стала бессознательной, т.е. отделилась от сознания. Но наша мысль не перестала существовать, а позже вспомниться и перейдёт из бессознательного в сознательное.
Слайд 6
Бессознательное состоит из множества временно затемнённых
мыслей, впечатлений, образов, которые, невзирая на утрату, продолжают влиять
на наше сознание. И лучшим методом познания бессознательного считается анализ снов, где бессознательный аспект любого явления возникает в виде символического образа.
Слайд 7
Также невротические симптомы – истерия, некоторые
виды боли и ненормальное поведение, – а также физические
реакции, несут в себе символическое значение. Это один из путей, по которым бессознательная психика проявляет себя, равным образом как и в снах, и оба пути оказываются одинаково символичны.
Слайд 8
У человека, который, к
примеру, столкнулся с непереносимой ситуацией, может развиться спазм при
глотании: «он не может это проглотить». В сходных условиях психологического стресса другой пациент получает приступ астмы: «он не может дышать атмосферой дома». Третий страдает от паралича ног: «он не может ходить», т.е. «не может дальше идти». Четвертый, которого рвет во время еды, «не может переварить какой-то факт».
Слайд 9
Образы, являющиеся в снах, намного более
жизненны и живописны, чем соответствующие им понятия и переживания
в яви. Например, у Юнга была пациентка, известная своими глупыми предрассудками и упорным сопротивлением каким-либо разумным доводам. С ней можно было спорить хоть весь вечер безо всякого результата, она ничего не принимала во внимание. Однако её сны приняли совсем другое направление. Однажды ей приснился сон, в котором она была приглашена в гости по очень важному общественному поводу. Её приветствовала хозяйка со словами:
«Как мило, что вы пришли. Все
ваши друзья здесь и ждут вас».
Хозяйка подвела её к двери и открыла
её, женщина шагнула вперед и попала –
в коровник!
Слайд 10
Язык сна в данном случае достаточно
прост и понятен. Женщина поначалу даже не хотела принять
во внимание содержание своего сна, который попросту поразил её самомнение и в конце концов достиг своей цели. Спустя некоторое время она всё же признала его смысл, но так и не смогла понять причину собственной самоиздёвки.
Слайд 11
Общая функция снов заключается
в попытке восстановить наш психический баланс посредством производства сновидческого
материала, который восстанавливает целостное психическое равновесие. Этим объясняется, почему люди с нереальными целями, или слишком высоким мнением о себе, видят во сне взлеты и падения.
Слайд 12
Сон компенсирует личностные недостатки и в
то же время предупреждает об опасности неадекватного пути, они
содержат предсказательный или прогностический компонент. Человеку снилось, как он видит своего отца, умирающего в пламени горящего дома. Вскоре он сам умер от флегмоны (огонь, сильная горячка).
Слайд 13
Повторяющийся сон – явление особое.
Есть случаи, когда люди видят один и тот же
сон с раннего детства до глубокой старости. Сон такого рода является попыткой компенсировать какой-либо отдельный дефект в отношении сновидца к жизни; или же он может совершаться вследствие травматического момента, который оставил по себе определённую предвзятость, предубеждение, нанес какой-то вред. Иногда такой сон может предупреждать о каком-то важном событии.
Слайд 14
Поверхностный слой бессознательного является личностным бессознательным,
который покоится на другом, более глубоком, ведущем своё происхождение
и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный слой называется коллективным бессознательным. Оно идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.
Слайд 15
Коллективное бессознательное состоит из архетипов.
По существу, архетип представляет собой то бессознательное содержание, которое
изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает.
Слайд 16
Юнг выделил три основных архетипа:
Анима;
Тень;
Старый мудрец.
Слайд 17
Анима – природный архетип, только он
способен удовлетворительным образом свести воедино все проявления бессознательного, примитивных
духов, историю языка и религии. Анима способна
представать и в похвальном,
и в позорном виде.
Античному человеку
Анима представлялась
либо как богиня, либо
как ведьма;
средневековый человек
заменил богиню
небесной госпожой
или церковью.
Слайд 18
Предположительно, Анима есть психическая репрезентация женских
генов, находящихся в меньшинстве в мужском теле. Имеется фигура,
играющая равнозначную роль, но это не женский, а мужской образ. Этот мужской образ в психологии женщины получил название «Анимуо».
Слайд 19
Тень – это бессознательная противоположность того, что индивид
настойчиво утверждает в своем сознании. Тень всегда выступает компенсаторно
по отношению к сознанию. Каждому из нас сопутствует в жизни Тень, и чем меньше она присутствует в сознательной жизни индивида, тем чернее и больше эта Тень.
Слайд 20
Если нечто низкое осознается, у нас
всегда есть шанс исправиться. Более того, тогда оно находится
в постоянном контакте с другими интересами и может благодаря этому постепенно перемениться. Но если это низкое вытеснено и изолированно от сознания, то его уже никогда не исправить. Кроме
того, в момент, когда мы не отдаем
себе отчета, оно способно
прорваться наружу.
Слайд 21
Старый мудрец: Это просветлённый, учитель и
мастер, психопомп (водитель души). Переживая этот архетип, современный человек
сталкивается в своем опыте с древнейшим типом мышления, автономной деятельностью мышления, объектом которой является он сам.
Слайд 22
Религия является особой установкой человеческого ума.
Главные символические фигуры любой религии всегда выражают определённую моральную
и интеллектуальную установку. Примером может служить крест со всеми его многообразными религиозными значениями.
Слайд 23
Другим главным символом является Троица. Она
имеет исключительно мужской характер, состоя, по мнению натурфилософов, из
воды, воздуха и огня. Бессознательное, однако, превращает Троицу в четверицу, добавляя к ней женский элемент – Деву.
Слайд 24
Юнг дает понятие современному человеку:
современный человек встречается достаточно редко, ибо он должен быть
в высшей степени сознательным. Он вынужден признать, могущество психики, то, что политически и морально он ничуть не лучше других. Современный человек инстинктивно покидает протоптанные пути, чтобы найти обходные тропы и проходы, он идет к внутреннему, к созерцанию тёмных оснований души.