Слайд 2
«Правдивый суд! Мороза Порожденье
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она
жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце!»
Слайд 3
Рассматривая периодизации возрастного развития мы решили остановиться на
периодизации развития, предложенной Д. Б. Элькониным.
К одному из периодов
и относится наша главная героиня сказки – Снегурочка. Речь пойдет о раннем юношеском возрасте: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет. Снегурочке на тот момент было 15 лет.
Слайд 4
У Александра Николаевича Островского в «Снегурочке» «сказочный мир
воспроизведен так искусно, что виден и слышан какой-то реальный
мир» (И. А. Гончаров – русский писатель XIX века).
Слайд 5
Социальная ситуация развития.
Ситуация Снегурочки возвращает нас к очень
раннему этапу развития психики, когда актуальны проблемы построения образа
себя, существующего отдельно от мира. Изображенный Островским характер Снегурочки соответствует тому, что в психоаналитической терминологии называется нарциссической стадией развития. Существуют различные точки зрения интерпретации нарциссизма.
Слайд 6
Наиболее известными являются концепции X. Кохута и Кернберга.
Кохут полагал, что нарциссизм формируется в результате нарушений в
удовлетворении нормальных потребностей ребенка в идеализации и деидеализации.
Кернберг рассматривал нарциссизм как реакцию на некоторые структурные нарушения психики ребенка, возникшие на ранних стадиях и препятствующие успешной интеграции.
Используя данный термин, Фрейд указывал, что «... нарциссизм — общее и первоначальное состояние, из которого только позднее развилась любовь к объекту...».
Слайд 7
Основными чертами нарциссической личности являются: внутренняя пустота, грандиозность,
потребность в идеальном объекте, с которым можно идентифицировать себя
и одновременно страх зависимости и отрицание зависимости от другого человека или общности людей.
Характер Снегурочки можно считать метафорической, сказочной иллюстрацией нарциссического характера. Снегурочка, как и положено настоящему Нарциссу, не совсем человек, по рождению она связана с силами природы, что соответствует реализации фантазий о необычном происхождении. Физическое совершенство и «душевная чистота и невинность» являются неотъемлемой чертой ее облика, она прекрасней всех, знает это, а окружающие заслуженно ею восхищаются. Однако она несчастна. Детский нарциссизм Снегурочки находится в оппозиции ко всему окружающему миру.
Слайд 9
Подросток в приемной семье – сложная проблема в
отрочестве, особенно если он знает, что его отец и
мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло и он обрел хорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как к нему относятся его приемные родители. В то же время его волнует и то, как оценивают лично его сверстники с тем, что он не имеет кровной семьи. Непросто живётся Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удаётся разбогатеть с помощью выгодного брака приёмной дочки. Такие ситуации встречаются и в наше время.
Слайд 10
Ведущий вид деятельности.
Возраст Снегурочки мы можем отнести
к профессионально - учебной деятельности и самоопределению. В наше
время дети в возрасте 15 лет учатся в школах, техникумах, колледжах и других образовательных учреждениях. Учеба занимает большое место в жизни подростка. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Но героиня Островского нигде не училась. Лель призывает Снегурочку учиться у Купавы. Лель видит, как радует Снегурочку его пение. Это вселяет в него надежду на то, что можно растопить и ее ледяное сердце. Он понимает, что Снегурочке очень хотелось бы быть на месте Купавы, это заставляет его использовать самолюбие девушки. Лель хочет, чтобы Снегурочка сделала усилие и стала радоваться жизни вместе с другими.
Слайд 12
Ведущая потребность.
У подростков велика потребность в общении
и дружбе, они боятся быть отвергнутыми. Они часто избегают
общения из страха «не понравиться». Поэтому у многих детей в этом возрасте возникают проблемы в установлении контактов как со сверстниками, так и с более взрослыми людьми. Чтобы этот процесс был менее болезненным, надо поддерживать и подбадривать их, развивать адекватную самооценку у неуверенных в себе. Купава дает Снегурочке оценку: она хорошо понимает характер и поведение Снегурочки: детское тщеславие — желание похвалиться своими нарядами. На этом строятся взаимоотношения Снегурочки с окружающими. Купава видит опасность в таком легковесном отношении к жизни, от которого многие люди стараются избавиться. Беда грозит человеку, который поглощен только внешним видом.
Слайд 13
Личностные новообразования.
Юность – период стабилизации личности. Складывается система
устойчивых взглядов на мир и свое место в нем
– мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период – период создания жизненного плана – решаются вопросы « кем быть?» и « каким быть? ».
Снегурочка «Не знает любви совсем», ее влекут «людские песни», страстные и печальные напевы любви. Снегурочка томится любопытством и удивляется силе этого чувства, заставляющего людей страдать и плакать. Для нее это что-то новое. Но «младенческая душа» Снегурочки спит, никто не может пробудить в ней «желание любви». Еще не зная любви, Снегурочка узнает «мучительную ревность», зависть к чужому счастью. Она чувствует себя «обманутой, обиженной, убитой», когда пастух Лель с легкостью покидает ее ради горячей сердцем и полной жизни Купавы.
Слайд 14
Снегурочка обращается к матери – Весне с мольбой
о «даре любви». Подаренный Весною волшебный венок пробуждает «дремоту
души», открывает Снегурочке красоту мира, радость жизни. «Гордый духом» Мизгирь становится «избранником души» Снегурочки. Ее «холодное сердце», познав любовь, превращается в обыкновенное, живое, человеческое сердце; и Снегурочка гибнет со словами: «Люблю и таю, таю от сладких чувств любви».
Слайд 16
Кризис
Кризис – это состояние душевного расстройства, вызванное длительной
неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.
Кризис
подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами.
Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания.
Слайд 17
Снегурочка изображена Островским как эгоистический ребенок с элементами
демонстративного поведения. «...Тебе одна забота / Как глупому ребенку,
любоваться / На свой наряд, да забегать вперед, / Поодаль встать, — в глазах людей вертеться, / И хвастаться обновками», — говорит о ней Купава. Ей хочется во всем быть первой, лучшей, вызывать зависть и восхищение. И если получить поцелуй Леля, то только на виду у всех. Снегурочка не любит ни своих приемных родителей, ни Леля, ни подруг. Она замкнута на себе и не понимает чувств других людей, отделяясь от них «ледяной стеной».
Дети взрослеют, постигают азы взрослой жизни. Именно в это время дети-подростки становятся особенно уязвимыми, ранимыми, чувствительными, хотя и пытаются это всячески скрывать. Вместе со стремлением к независимости и свободе подросток сталкивается с неизвестностью и незнанием. А ведь в этом возрасте приходит первое, волнующее, пока еще незнакомое чувство — любовь.
В сказке у Снегурочки как раз и происходит взросление, она испытала чувство любви.
Слайд 18
Заключение.
Подростковый возраст – трудный период полового созревания и
психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется
чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком.
Слайд 19
Снегурочка, героиня пьесы, замещающая уничтожаемую в обряде куклу,
показана в виде юной красивой девушки, она участвует в
жизни людей, вызывает любовь к себе и сама испытывает разные чувства. Тем не менее, ее место среди людей и ее характер соответствуют обрядовому аналогу, соединяющему в себе идею жизни и идею смерти. Снегурочка — результат брачного союза противоположных сил — Весны и Мороза, то есть начала жизни и остановки жизни. При жизни самой Снегурочки в ней и вокруг нее ярко выражен полюс смерти, холода. Пока она жива — останавливается жизнь вокруг, рушатся любовные союзы, появляется холод в сердцах. Но одновременно вокруг нее накапливается любовная энергия, которая, однако, не может проникнуть в душу самой Снегурочки. Но потом ей помогла Мама-Весна, подарив Венок. Надев его, Снегурочка познала чувство любви. От любви Снегурочка и умирает.
Смерть героини неотвратима, хотя и носит явно нереалистический характер. Островский придумал даже специальный трюк, чтобы показать на сцене таяние, превращение живой девушки в воду. Получается, что это сказка о том, как ребенок хочет стать взрослым и поэтому погибает.