Слайд 2
Арт – терапия – (лат. ars —
искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения
при помощи художественного творчества.
Арт - терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе педагогами, психологами и психотерапевтами.
Слайд 3
ЦЕЛИ АРТ-ТЕРАПИИ:
выражение эмоций и чувств, связанных
с переживаниями своих проблем, самого себя;
гармонизация взаимоотношений с миром;
Раскрытие
своего потенциала;
развитие познавательной сферы и личности;
повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).
Слайд 4
ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ:
Музыкотерапия
Библиотерапия
Драмотерапия
Изотерапия
Маскотерапия
Танцедвигательная терапия
Метафорические карты
Коллаж
Оригами
Песочная терапия
Цветотерапия
Сказкотерапия
Фототерапия
Работа с глиной
Мульттерапия
Слайд 5
Заповеди арт - терапии:
Самая первая и главная заповедь
арт - терапии:
Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую
словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
Вторая заповедь арт - терапии:
рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором. Анализируя (то есть по- просту — созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт...
Третья заповедь арт - терапии:
арт -терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.
Слайд 6
Основатель аналитической терапии - Карл Густав Юнг («принцип
терапии песком»)
В научном мире, в частности, на международной конференции
в Сан-Франциско (1995), принята следующая классификация:
Sandplay с большой буквы «S» — это классическая форма юнгианской песочной терапии со свойственной ей теоретической базой и методологией;
sandplay с маленькой «s» — это различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии, сказки на песке, дидактические программы на песке, медитации на песке, реабилитационные программы для людей с ОПФР и др.).
Слайд 7
Противопоказания к использованию арт-песка
Песочную терапию нельзя проводить
в следующих случаях:
Эпилепсия или шизофрения.
Клиент с очень высоким уровнем
тревожности.
Клиент с неврозом навязчивых состояний.
Аллергия на пыль и мелкие частицы.
Легочные заболевания.
Кожные заболевания и порезы на руках.
Слайд 8
Принципы
Добровольность. Ребенок играет по своему
желанию.
Активность ведущего взрослого.
Взрослый в роли организатора,
и непосредственного участника. Активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка.
Предупреждение открытых конфликтовмежду детьми.
Безоценочность.
В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей
Безопасность.
Отсутствие соревновательного начала в играх
Атмосфера доброжелательности
Введение ритуалов начала и окончания занятия
Слайд 9
Необходимое оборудование:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик (50x70x8 см)
2. Чистый,
просеянный песок
3. Коллекции миниатюрных фигурок
человеческие персонажи; здания: дома, школы, церкви, замки; животные: домашние, дикие, доисторические, морские; машины: сухопутные, водные, космические, боевые; растения: деревья, кусты, цветы, овощи; постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; естественные предметы: ракушки, ниточки, камни, кости, яйца; символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности; сказочные герои: злые и добрые; религиозные предметы и сувениры;
живая зелень; домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики; пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры.
Слайд 10
Виды игр
1. ОБУЧАЮЩИЕ
Они облегчат процесс обучения ребенка
чтению, письму, счету и грамоте.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
С их помощью
дети узнают о том, как многогранен наш мир, познакомятся с историей городов и стран, историческими героями и событиями.
3. ПРОЕКТИВНЫЕ
То, что «делает» бессознательное, когда ребенок играет с песком; потенциальные возможности ребенка; творческий полет его фантазии; детский мир; сочинение и разыгрывание сказки.
Слайд 11
Основные принципы игр па песке
Создание естественной стимулирующей среды
«Оживление»
абстрактных символов
3. Реальное «проживание»
Слайд 12
Правила поведения в песке
1. Нельзя намеренно выбрасывать
песок из песочницы.
2. Нельзя бросать песок в других или
брать его в рот.
3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
4. После игры в песке надо помыть ручки.
Слайд 13
Пять шагов организации игрового процесса
1. Первый шаг
- демонстрация песочницы
2. Второй шаг - демонстрация
коллекции фигурок
3. Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке
4. Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия
5. Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода
«Чувствительные ладошки»
(игры, направленные на развитие
тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики
рук)
Серия игр «Отпечатки наших рук»
Серия игр «Что же спрятано в песке?»
1. ОБУЧАЮЩИЕ
«Песочная грамота» (игры, направленные на развитие фонематического
слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму)
Игры «Путешествия к звукам» (Путешествие в страну «А» и т.д.)
Игры «Живые буквы»
Игры «Письмена на песке»
Слайд 15
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Песочная энциклопедия (познавательные игры на песке)
Виды познавательных игр
Игры, направленные на знакомство с
окружающим миром (через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря,острова, город, транспорт и пр.)
Географические игры (здесь мы узнаем, как живут люди в разных уголках планеты, моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них)
Фантастические игры (в песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр.)
Исторические игры
Игры-экскурсии
Слайд 16
3. ПРОЕКТИВНЫЕ
Ребенку предлагается взять подносик и выбрать
из коллекции фигурок те, к которым тянется рука, те,
которые привлекают внимание.
«Представь , что ты — Волшебник. Засели свою сказочную страну разными существами... Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь.»
Вопросы к ребенку:
- Что это за мир, сказочная страна?
- Какие существа ее населяют, какой у них характер, что
они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке)
- В каких взаимоотношениях они находятся между собой, всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить
- Какие события будут происходить в этой стране, что будут делать герои дальше?