Слайд 2
Музыкотерапия -
это средство, помогающее установить
равновесие в деятельности нервной систеиы (умерить слишком возбуждённые темпераметры
и растормозить заторможенных детей), подкорректировать неправильные и лишние движения.
Слайд 3
Музыкотерапия
включает в себя два основных направления:
Слайд 4
В программе условно выделено 2 этапа работы:
Слайд 5
Специальные задачи музыкального воспитания традиционно используемых программ ДОУ
не отменяются. Они просто отходят на второй план и
становятся второстепенными. Их решение и для педагога, и для детей станет более лёгким, доступным, успешным и реальным после освоения первоочерёдных коррекционных задач
Слайд 6
Основы музыкального воспитания в системе арт-терапии:
Слайд 7
Взаимосвязь и взаимодействие музыки, движения и речи
Музыка
Восприятие её не требует предварительной подготовки и
доступно детям любого возраста при условии, что музыкальные образы и музыкальный язык будут соответствовать возрасту детей. Музыка помогает укреплению душевного здоровья: сначала снятию негативных переживаний ребёнка, а затем перевод их в состояние радости и удивления.
Слайд 8
Такое деление музыки на стимулирующую, успокаивающую
и стабилизирующую довольно условно. Типы поведения и состояния нервной
системы детей на занятиях заранее невозможно предусмотреть. Многое зависит от их сиюминутного состояния и от грамотных методических действий педагога в каждой конкретной ситуации.
Слайд 9
Способы коррекционно-развивающего воздействия музыкального искусства на детский организм
разнообразны. Но наиболее универсальным считается ритм и ритмическая стимуляция.
Ритм и ритмическая стимуляция лежат в основе коррекционно-развивающего музыкального воспитания:
в пении;
движении и танцах;
игре на музыкальных инструментах;
активном слушании музыки;
чтении стихов.
Это самое лучшее доступное «лекарство», которое без вредных побочных действий приводит в норму разлаженные механизмы центральной нервной системы, а также пополняет энергетические запасы организма детей с проблемами здоровья и развития.
Слайд 11
Движение
Как правило, у детей с проблемами здоровья и
развития наблюдается некоторое отставание в развитии двигательной сферы:
Слайд 12
Развитие мышечного чувства и координационно-двигательных навыков
– это важнейшие задачи профилактики и коррекции отклонений в
развитии детей
Слайд 13
Речь
Двигательная активность и развитие
речевой функции теснейшем образом связаны между собой. Так, развивая
мелкую и общую моторику, мы способствуем устранению недостатков речевого развития. Поэтому вполне оправданным оказывается использование взаимодействия движения и речи, особенно стихотворной, ритмизованной.
Использование ритмизованной речи в области массового музыкального воспитания – это одна из замечательных идей известного композитора и педагога 20 века Карла Орфа. Впоследствии большой вклад в развитии этой идеи внёс В. Келлер в своей книге об играх и звуках.
Ритмодекламацию можно использовать в сопровождении звучащих жестов, любых движений, на фоне звучания музыки, или сопровождая её игрой на музыкальных инструментах. При ритмодекламации, даже на фоне звучащей музыки нет надобности в точной фиксации высоты звука, как в пении. Здесь важнее эмоциональная окрашенность голоса: каждое слово и каждый слог должны произноситься осмысленно, с искренним отношением исполнителя к содержанию речи.
Слайд 14
Такой декламационно-эмоциональный тренаж помогает детям постигать азы речевой
культуры, развивает свободу и непосредственность общения, а также ведёт
естественным путём к развитию не только речевого, но и певческого голоса.
В музыкальном воспитании детей с проблемами здоровья и развития использование ритмодекламации делает решение коррекционных и специальных задач более успешным. Психологи давно доказали прямую и естественную связь между движениями рук и произнесением слов. Благодаря этим связям достигается наиболее эффективное развитие речи и координационно-двигательных навыков. Чем ритмичней, выразительней дети произносят ритмодекламацию, тем они уверенней, свободней и эмоциональней двигаются, разучивают движения и осваивают игру на детских музыкальных инструментах.
Слайд 15
С помощью речи, поскольку ребёнок
достаточно хорошо владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять
и воспроизвести общие для речи и пения средства выразительности: регистры, динамику, темп.
Поэтому прежде чем легко и выразительно запеть, ребёнок должен научиться легко и выразительно заговорить.
На речевом этапе педагогу и ребёнку легко и удобно работать над формированием таких певческих навыков как дыхание, дикция, непринужденное звукообразование, лёгкость и полётность голоса и даже многоголосие.
Практика показывает, что использование речи и движения (речедвигательного комплекса) делает развитие речевого и певческого голоса ребёнка весёлым, интересным и понятным занятием.
Систематическое использование на занятиях «триединства» - музыки, движения и речи троекратно повышает развивающее и коррекционное воздействие на формирование восприятия музыки, танцевально-двигательных навыков, речевых и певческих, а также навыков игры на ДМИ.
Слайд 16
В процессе игровых занятий интеллектуально-пассивные
дети способны выполнить такой объём работы, какой им не
доступен в обычной учебной ситуации
Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно, неосознанно.
Основным показателем коррекционно-терапевтического воздействия игровой методики является интерес детей:
Слайд 17
Игровая методика - это одна из основ коррекционно-терапевтической
работы с детьми.
Игротерапия – это
свобода в действиях и реакциях, т.е. отреагирование своего душевного состояния.
Поэтому использование игровой методики позволяет педагогу решить психотерапевтические задачи:
Слайд 18
Но при этом, НИКОГДА:
Игровая методика с её
здоровьесберегающим эффектом полезна для всех детей, но особенно для
детей с проблемами здоровья и развития.
Слайд 19
Особая здоровьесберегающая система отношений
Слайд 22
Для каждого ребёнка музыкальные занятия
в системе арт-терапии – это уникальная возможность быть услышанным,
ощутить свою значимость, почувствовать поддержку других детей и педагога, получить искреннее внимание и доброжелательное участие взрослого, а для педагога – возможность пересмотреть своё отношение к детям, сместить акценты с авторитарной позиции на предоставление свободы и возможности для самовыражения и самопознания, укрепить и усилить то хорошее, что уже есть в ребёнке.
Слайд 23
Средства музыкального воспитания
в системе арт-терапии