Слайд 2
Эвенки (тунгусы) являются одним из самых древних коренных
народов Восточной Сибири, в том числе Прибайкалья. Существует две
теории их происхождения. Согласно первой, прародина эвенков находилась в районе южного Байкала, где их культура развивалась с палеолитической эпохи, с последующим их расселением на запад и восток.
Слайд 3
Вторая теория предполагает, что эвенки появились в результате
ассимиляции местным ("протоюкагирским") населением племени уваней, горно-степных скотоводов восточных
отрогов Большого Хингана.
Национальные костюмы эвенков
Слайд 4
Ареал расселения эвенков принято делить по условной границе
«Байкал – Лена» на западный и восточный. Культурные различия
между эвенками этих территорий весьма существенны и фиксируются во многих культурных составляющих: тип оленеводства, орудия труда, утварь, традиции татуировки и т. п., антропологии (байкальский антропологический тип на востоке и катангский на западе), языки (западные и восточные группы говоров), этнонимии.
Слайд 5
В настоящее время в Иркутской области на территории
восьми районов проживает 1272 эвенка. Из них 586 эвенков
проживает в Катангском районе, в самом северном районе Иркутской области. Эвенки более компактно расселены на севере района- д. Тетея, с. Ербогачен, д. Хамакар, д. Наканно, уч. Инаригда.
Катангские эвенки называют себя «илэ» - человек. Название эвенков «катангские» происходит от топонима Катанга- означает ледяная, холодная вода (так раньше называли реки Нижнюю и Подкаменную Тунгуску).
Слайд 6
Баргузинские эвенки. По роду занятий делились на лимагиров
и баликагиров (скотоводы), намегиров и почегоров (коневоды), киндигиров и
чильчагиров (оленеводы), някугиров (охотники и рыболовы).
Слайд 7
Традиционное жилище эвенков – чум – представлял собой
конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а
в летнее время берестой. При перекочевках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние – от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года.
Слайд 8
У эвенков и по сей день существует неписаный
свод традиций и заповедей, регламентирующий социальные, семейные и межродовые
отношения:
«нимат»- обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам.
«малу» - закон гостеприимства, согласно которому самое удобное место в чуме предназначается только для гостей . Гостем же считался всякий, кто переступал "порог" чума.
«левират» - обычай наследования младшим братом вдовы старшего брата.
«тори» - брачная сделка, которая совершалась одним из трех путей: выплатой за невесту определенного количества оленей, денег или других ценностей; обменом девушками ; отрабатыванием за невесту.
Слайд 9
Для детей эвенки готовили деревянную люльку - эмкэ,
которая передавалась по наследству в роду. Сначала расщепляли бревно
на доски, затем тонко остругивали и сгибали две доски над костром. Концы досок сверлили и стягивали ровдужными ремешками. Мастерица украшала готовую люльку по верхнему краю тканевыми полосками из бисера, понизу - чехлом из камуса (куском шкуры с ног оленя). Родные новорожденного изготавливали шкатулку, в которую помещали птичку - деревянную или из ровдуги - хранительницу души ребенка.
Слайд 10
Декоративно-прикладное творчество эвенков
Слайд 11
Основным материалом для украшения одежды, обуви, предметов быта,
упряжи, другого снаряжения являлся бисер. Считалось, что чем больше
бисера на изделии, тем изысканнее одежда. Готовя мужьям одежду для охоты, женщины в дополнение к костюму украшали бисером рукавицы - коколлол, верхний пояс - натруску с подвесками, чехол для ружья - нагалиска, патронташ - пулькэрук.
Слайд 13
В народном творчестве эвенков гармонично соединяется практичность с
нарядностью. Расшитые бисером унты, сумки и другие вещи превращаются
в произведение искусств
Слайд 14
В эвенкийском орнаменте в яркой форме раскрываются художественные
особенности эвенков, их эстетические вкусы, чувство ритма.
Слайд 15
Языческие обычаи и обряды эвенков
Язычество эвенков сохранилось гораздо
лучше язычества славян. Конечно, между традициями и обычаями эвенков
и язычеством славян существует разница, однако во многих областях они соприкасаются, а иногда так сильно похожи, что можно говорить о родстве двух культур.
Начать стоит с одного очень интересного обряда Синкэлэвун.
Слайд 16
Синкэлэвун.
Данный обряд связан с охотой и подготовкой
к охоте. Для удачного проведения охоты на зверя охотник
или шаман связывает из прутьев изображение животного и стреляет в него из лука. Если стрела попадает в животного, то охота предстоит удачной. При этом происходит имитация разделки туши, чтобы всё было как в реальности. Когда всё проделано, охотнику остаётся только пойти в лес и сделать то же самое.
Слайд 17
Огромное значение имели культы духов, промысловые и родовые
культы, почитание которых у эвенков было в крови.
К
примеру, существовавший культ медведя, хозяина тайги, обязывал каждого охотника убивать лишь строго ограниченное число медведей – за превышение этого числа жадный мог поплатиться жизнью.
Культ медведя прослеживается и в эвенских сказках.
«Как медведь оленеводом был», «Медведь и бурундук»
Слайд 18
Ещё одним культовым или тотемным животным у эвенков
является - ворон. По представлениям этих народов, вороны -
бывшие люди, которые за плохие поступки были превращены богами в чёрных птиц, и теперь должны присматривать за людьми. Интересен миф этих народов о том, что ворон и медведь являются противниками, и при этом ворон всегда побеждает медведя. Когда охотники-эвенки отправляются на медведя, то они подобно воронам мажут лицо чёрной сажей, размахивают руками и подражают крику этой птицы.
Слайд 19
Ещё одним почитаемым животным у эвенков является олень.
В отдалённых поселениях ещё сохранился древний обычай хоронить оленя
как человека. Вообще у эвенков очень сильно развит тотемизм, то есть вера в то, что целый народ или определённая группа людей, родовая ветвь произошла от того или иного животного или даже растения. Одни произошли от медведя, предком других был олень, а третьи являются потомками волков.
Слайд 20
С древних времен эвенки почтенно относятся к огню.
По обычаям эвенков нельзя в огонь плевать, кидать острые
предметы, ругаться рядом с огнем. Нельзя в огонь бросать кости от животных, рыбы. В огонь кладут не менее трех полен. Нельзя класть одно. Если переходишь в новое жилище- обязательно нужно взять золу со старого очага. По поверьям эвенков огонь обладает сверхъестественной силой и является хранителем семейного благополучия –умеет читать мысли людей, предугадывать события
Слайд 21
На протяжении столетий эвенки жили родами, во главе
каждого из которых стоял вождь. Каждый эвенк знал свою
родословную и всегда оказывал предпочтение своему сородичу. Большая власть принадлежала старейшинам рода, а главная — шаманам.
Шаман, являясь посредником между миром людей и миром духов, часто сам становился во главе рода. Без одобрения со стороны шамана род не предпринимал ничего: к нему обращались в случае болезней человека или оленей, просили провести ритуал, приносящий удачу на охоте, сопроводить душу умершего в мир иной.
Слайд 22
По сценарию эвенкийского праздника «Бакалдын» обязательно проводятся следующие
обряды: «Очищение», «Поклонение огню», «Причащение», «Синкгэлэвун» и «Секалаон». Отношение
эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих буквально все стороны хозяйственной жизни.
«Бакалдын» - это не только обновление природы. Это и встреча давних друзей, хороводы молодежи, где рождались новые семьи. И самое привлекательное - эвенкийские юноши соревновались в национальных видах спорта, метании маута. А девушки оспаривали первенство на лучшую хозяйку чума:
Словом, это был фестиваль национальной культуры, посвященный знанию и продолжению лучших традиций народа.
Слайд 23
Наиболее торжественно проходил у эвенков весенний праздник -
икэн , или эвин , посвященный наступлению лета -
"появлению новой жизни" или "обновлению жизни".
Слайд 24
Песни и круговые танцы имели слова заклинания (благопожелания).
Например, в «Дьэhэрийэ» есть такие слова:
Заклинаю! Пусть песни и
радость разносятся
Над тайгою моей, над страною оленных людей!
Верь всегда, что наступит день такой,
Когда не будет печали и слез,
Когда соберемся в «hээдьэ» весь эвенский народ!
Слайд 25
Эвенский праздник "Нургэнэк" (встреча нового года по эвенскому
календарю)
Слайд 26
Эвенкийский национальный культурный центр
Народ жив пока он помнит
свои корни,
свои обычаи и традиции, свой язык.
Катангская районная общественная
организация "Эвенкийский национальный культурный Центр" ( КРОО 'ЭНКЦ' ) создана Вейсаловой Н.Г. в 2003 году
Для популяризации эвенкийской культуры при ЭНКЦ работают два творческих коллектива -«Хэглэн» и детский ансамбль «Урикит», которые являются участниками многих районных и областных культурный мероприятий. По инициативе ЭНКЦ возрожден на Катанге национальный праздник «День охотника и оленевода». Центр проводит различные национальные праздники, которые являются яркими событиями в жизни катангчан и позволяют представителям эвенкийского народа почувствовать духовное единение со своими соплеменниками.
Слайд 27
Главная задача Эвенкийского национального культурного Центра - стремиться
к созданию благоприятных условий для развития этнокультурных ценностей эвенкийского
народа.