Слайд 2
«Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как
игра».
Й.Хёйзинга
Слайд 3
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу
методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Слайд 4
Концептуальные основы игровых технологий
Психологические
механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в
самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Слайд 5
Содержание детских игр
развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная
деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Слайд 6
Реализация игровых
приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным
направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
познавательная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 7
По характеру педагогического процесса
выделяются следующие группы:
обучающие, тренировочные, контролирующие
и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные,
диагностические, психотехнические и др.
Слайд 8
Целью игровых технологий является
решение
ряда задач:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;
применение ЗУН в практической
деятельности; формирование определенных
умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие
общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование
определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и
мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений
сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии,
творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить
оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;
адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция;
обучение общению; психотерапия.
Слайд 9
Преимуществами игровых технологий являются:
активизация и интенсификация процесса обучения;
воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия
коллективных
решений обучаемых в ситуациях, моделирующих
реальные условия профессиональной деятельности;
гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения
(от репродуктивных до проблемных);
моделирование практически любого вида деятельности.
Слайд 10
Особенности игровых технологий.
Все следующие за дошкольным возрастные периоды
со своими в ведущими видами деятельности:
младший школьный возраст
- учебная деятельность;
средний - общественно полезная;
старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность
Не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
Слайд 11
В учебном процессе применяются различные модификации
игр.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или
его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Слайд 12
Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается
тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.
«Деловой
театр» — разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.
Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.
Слайд 13
Схема-методика проведения игры.
1. Определение цели игры.
2.Составление плана
игры:
- выбор сюжета игры (разработка ролевого пакета);
- разработка сценария,
продумывание ролей и средств игровой организации.
3. Знакомство с правилами и требованиями игры,
создание у них мотивационной базы.
4. Организация игрового цикла:
Подготовка к игре
Проведение игры
Слайд 14
Преимуществами игровых технологий являются:
активизация и интенсификация процесса обучения;
воссоздание
межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях,
моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;
гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных);
моделирование практически любого вида деятельности.