Слайд 2
Слово батик происходит от индонезийского batik,
в котором ba – это ткань, а tik -
капля, точка. Батик - это древняя технология ручной росписи ткани с использованием различных резервирующих средств. Резервом называют специальные составы, не позволяющие краске уходить за границы и препятствующие смешиванию цветов. А слово ambatik означает штриховать и покрывать пятнами, каплями.
Слайд 3
В наше время под понятием батик
подразумевается любой вид ручной росписи ткани. Выделяют несколько основных
видов росписи: горячий батик, холодный батик и узелковый батик.
Слайд 4
Доподлинно не известно где именно зародился батик. История
возникновения технологии батика насчитывает более 2000 лет. С древних
времен многие народы занимались и развивали эту технологию. Искусство батика было известно в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии, Африке, Северной Америке.
Индия
Индонезия
Китай
Япония
Африка
Северная Америка
Слайд 5
Одним из центров развития искусства батика стал остров
Ява в Индонезии. Считается, что именно из Индонезии батик
пришел в Европу и получил широкое распространение в ХVII – XVIIIвв. Причем изначально батик воспринимался не как украшение и простой декорированный росписью лоскут ткани, а использовался в качестве оберега, считаясь священным.
Слайд 6
Индонезийский батик
Традиционный батик в Индонезии изготавливался
на хлопке. Позднее, в следствии торговых отношений с Китаем
батик начали расписывать на шелке.
Для классического индонезийского батика характерны синие и коричневые тона, оттенки слоновой кости.
Краски готовились из растительных красителей и отличались высоким качеством окраски. Рецепты изготовления красок были тайной и хранились мастерами в секрете. Резервирующий состав готовился из специальной рисовой пасты.
Слайд 7
Считается, что искусство батика способно влиять на судьбу
человека. Тканью с батиком накрывают больного, чтобы силы его
быстрее восстановились и он поправился. Также имеют определенную силу и цвета в батике, синий и коричневый пробуждают, сопутствуют благородным поступкам, алый хранит красоту, бордовый придает решимости.
Слайд 8
Именно на Яве в XVII в. был придуман чантинг,
небольшой медный сосуд с тонкой трубочкой, через которую раскаленный
воск попадает на ткань. С помощью чантинга получилось создавать тонкие линии узоров и орнаментов. После нанесения воска ткань окрашивали, опуская ткань в краситель. Затем снова наносился воск и снова ткань опускали в краситель. При сложных орнаментах ткань могут опускать до 20 раз! Именно эта технология именуется горячим батиком. Можно также встретить чантинги с двумя и четырьмя носиками, с их помощью процесс росписи ускорялся.
Слайд 9
В середине XIX в. появляется набивной батик, наносимый с помощью
специальных медных и оловянных штампов. В процесс изготовления батика
были подключены мужчины, именно они изготавливали штампы. Набивной батик стал сосуществовать с ручной росписью.
Слайд 10
Батик в Индонезии это неотъемлемая часть культуры, его
можно увидеть практически везде. Это мужская и женская одежда,
шарфы, шляпы, шторы, предметы интерьера. Очень популярны картины на шелке. В местных магазинах есть специальные отделы с картинами и изделиями из батика.
Слайд 11
Национальная одежда местных жителей Индонезии саронг — прототип
современной юбки.
Слайд 13
Индийский батик появился примерно в V в. до
н.э. В средние века индийские мастера наносили рисунок двумя
способами: при помощи кистей или используя деревянный штамп. Характерные для индийского батика принципы росписи - легкость, цветовое богатство, яркость, лаконичность. В основе мотивов традиционного батика лежат веды, древние священные тексты.
Слайд 14
Технологии и техники росписи тканей в Индии были
достаточно разнообразными. Техника под названием «каламкари», предполагала изготовление для
местной клиентуры балдахинов, на которых изображались мифологические сценки и портреты
Слайд 15
Также в Индии была очень развита техника узелковой
окраски ткани – так называемая бандана, при которой узор
на ткани выглядит составленным из мелких пятнышек. Данная техника росписи ткани и в наши дни остается излюбленной для многих художников.
Слайд 16
Техника "лахерия" появилась в Индийском районе
Гуджарт. Ткани свивали и обматывали те места, где ткань
не должна была прокраситься, затем погружали ткань в краску.
Слайд 17
Нельзя точно сказать как попал батик
в Африку. Предполагают, что батик завезли в 19в. голландские
и английские торговцы, которые привезли это искусство из Индонезии. Они посчитали выгодным научить этой технологии людей и таким образом наладить торговые отношения с некоторыми регионами Африки. Местные жители адаптировали роспись и она приобрела свои характерные черты и стала частью африканского искусства.
Слайд 18
Для африканского батика характерны лаконичные формы,
контрастные яркие цвета. Полотно окрашивалось в больших глиняных горшках
или опускалось в вырытые ямы. Обычно использовался хлопок, но особо высоко ценился шелк.
В последнее время мотивы африканского батика воспроизводятся в промышленных масштабах в Великобритании и Голландии и пользуются огромной популярностью у дизайнеров.
Слайд 19
В наши дни батик то и
дело возвращается на подиум и становится мегапопулярным среди модниц!
Давайте посмотрим, как вписали в свои коллекции батик мировые дизайнеры.
Слайд 20
На Bali Fashion Week батик играл
первую скрипку, ему был посвящен целый проект под названием:
«Батик на Тенселе». Над ним ни один месяц работали самые известные дизайнеры и художники из Индонезии и других стран, такие как Marilena Vlataki, Batik Krt.Daud, Oliver Tolentino. В результате взору публики предстало нечто потрясающее: яркие красочные узоры, настоящие картины, нанесенные на струящийся шелк.
Слайд 21
Однако не только индонезийские, но и
европейские дизайнеры рассмотрели в батике большой потенциал. Так, в
данной коллекции прет-а-порте от Versace присутствует множество комплектов и нарядов с росписью батик.
Слайд 22
Вот чудесные творения от французского дизайнера сингапурского происхождения
Эндрю Джена (Andrew Gn). Это один из самых талантливых
дизайнеров, чьи коллекции гордо носят название «класса люкс».