Слайд 2
содержание
Вступление
Спасённая красота
Болдин монастырь
Спасо-преображенский монастырь
Работа в коломенском
Восстановление дворца Голицына
Реставрация
казанского собора
Храм Казанской иконы божией матери
Храм Василия блаженного
Чудов монастырь
Пя́тницкая це́рковь
Спасо-Андроников монастырь
Крутицкое подворье
Новоиерусалимский монастырь.
Церковь Богоматери Одигитрии в г. Вязьма
Успенский собор в г.Смоленске
Последние годы
Интернет-ресурсы
Слайд 3
«Уважение к минувшему —
вот та грань, которая
отделяет культуру от
варварства»
(А. С.Пушкин)
Слайд 4
Время все ставит на
свои места и воздает каждому по заслугам, жаль только,
что заслуги многих полностью оцениваются уже тогда, когда человека нет на земле. Но все же есть память и... памятники. 21 апреля 2009 года в Москве, в Доме Пашкова, состоялось очень важное для российской культуры событие - церемония вручения Всероссийской премии "Хранители наследия". Эта премия создавалась для того, чтобы отметить заслуги людей, посвятивших свою жизнь спасению и сохранению историко-культурного наследия России. Среди награжденных много известных и не известных имен, но одно стоит особняком, т.к. премия этому человеку присуждена... посмертно. Петр Дмитриевич Барановский - Великий архитектор России, реставратор, спасший в годы большевистского лихолетья великое множество шедевров русской архитектуры и в том числе приговоренный к уничтожению и полному забвению Храм Василия Блаженного в Москве.
Слайд 5
Петр Дмитриевич (14.02.1892, с. Шуйское Вяземского у. Смоленской
губ. - 12.06. 1984, Москва), российский исследователь и архитектор-реставратор,
воссоздавший множество полностью разрушенных архитектурных памятников; выдающийся ученый в области архитектурной археологии, археографии, истории архитектуры, автор универсальных методологий восстановления утерянных элементов древних зданий.
Слайд 6
Барановский, выходец из дорогобужских крестьян
Дмитрий Павлович Барановский - отец
Петра Дмитриевича
Мария Федотовна Барановская - мать Петра Дмитриевича
Слайд 7
Учеба. Работа во время Первой мировойвойны
После окончания
школы в 1911 отправляется в Москву, где поступает в
Московское строительно-техническое училище. В 1912 двадцатилетний Петр Барановский за проект восстановления Болдинского монастыря под Дорогобужем, построенного знаменитым русским зодчим Федором Конем был награжден золотой медалью Русского археологического общества.
Пётр Барановский – студент строительно-технического училища инженера Приорова. Москва 1912 г.
Слайд 8
П.Д. Барановский инженер-строитель
После окончания училища Барановский служит
помощником архитектора на Тульском чугуноплавильном заводе, в Управлении строительства
Среднеазиатской железной дороги в Ашхабаде, одновременно учится на искусствоведческом факультете Московского археологического института.
Во время Первой мировой войны, мобилизованный в инженерную дружину, в звании подпоручика служит начальником команды, строившей укрепления на Западном фронте.
Белоруссия. I Мировая война. Инженерно-строительные войска. (П.Д. Барановский в 1-м ряду в центре)
Слайд 9
Болдин монастырь (16-19 века; снимок 1920-х годов). Смоленская
область, Дорогобужский район. Общий вид ансамбля с юго-востока.
Болдин монастырь
Слайд 10
Фреска «Собор святых» во Введенской церкви (XIX век);
основатель монастыря Герасим Болдинский — второй слева
Слайд 11
Троицкий Болдин монастырь (Троице-Болдин, Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский) — мужской православный монастырь в Смоленской
области в 15 километрах от города Дорогобужа, в деревне Болдино в подчинении
у Смоленской епархии.
Колокольня Троице-Болдина монастыря
Введенская церковь с монастырской трапезной
Слайд 12
Болдинский Свято-Троицкий монастырь.Шатровая церковь Введения при трапезной палате.
П.Д. Барановскйи в период проведения работ (1921 г.)
Болдинский
Свято-Троицкий монастырь после Великой Отечественной войны. То, что осталось от Троицкого собора.
Слайд 13
П.Д. Барановский в Болдино.1966 г. (фото А. Пономарёва)
Слайд 14
В 1918, после возвращения с фронта, Барановским был
предложен проект освобождения Китайгородской стены от искажавших ее пристроек.
Осенью того же года было начато восстановление уникальных памятников ярославского Спасо-Преображенского монастыря, разрушенных и сожженных во время гражданской войны.
В эти же годы Барановский знакомится с И. Э. Грабарем, развернувшим реставрационные работы в Кремле. Он включает Петра Дмитриевича в состав кремлевской реставрационной комиссии.
Спасо-Преображенский монастырь
Слайд 15
Работа в Коломенском
В 1920 Барановский на ученом совете
Центральных государственных реставрационных мастерских делает доклад «О задачах организации
музея русского деревянного зодчества на открытом воздухе в Коломенском». В течение десяти лет, будучи директором организованного по его предложению музея, он занимается реставрацией храмов Вознесения в селе Коломенское и Иоанна Предтечи в селе Дьяково (16 в.).
Семенов В. Коломенское, деревянный дворец царя Алексея Михайловича
Слайд 16
В 1924 году Барановский добился учреждения в Коломенском музея народного
творчества и стал его первым директором.
В парке Коломенского
Слайд 17
В 1923 Барановский делает в Москве замечательное открытие:
под ничем не примечательным оштукатуренным фасадом двухэтажного дома в
Охотном ряду исследователь обнаруживает богатый каменный декор дворца фаворита царицы Софьи Алексеевны, Василия Голицына. За пять лет кропотливых реставрационных работ Москве был возвращен в первозданном виде роскошный дворец (1658) в стиле московского барокко.
Реставрация дворца Голицына в Охотном ряду
Восстановление дворца Голицына
Слайд 18
Начиная с 1925, Барановский занимается реставрацией Казанского собора
(17 в.), расположенного на Красной площади в Москве, —
восстанавливает его первоначальный облик. Этот собор, сооруженный по почину и на средства предводителя русских воинов и ополченцев Дмитрия Пожарского, был памятником войне 1612 года.
Казанский собор в процессе реставрации.
Реставрация Казанского собора
Слайд 19
Не спасенная, но воссозданная красота –
Храм Казанской
иконы Божией матери
В 1930 реставрация была приостановлена в связи
с тем, что Моссовет рассматривал вопрос о сносе Казанского собора и Воскресенских (Иверских) ворот, однако в тот момент собор устоял. Снесли его через шесть лет.
Слайд 20
В те годы кругом все рушили и крушили
- сносили монастыри, храмы, часовни. Постепенно добрались и до
храма Василия Блаженного... «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти».
Храм Василия Блаженного
Слайд 21
Чудов монастырь в начале XX века
Чудов монастырь
Слайд 22
В годы Великой Отечественной войны
В 1941, живя в
Москве на «птичьих правах» (работал по временным удостоверениям Академии
архитектуры СССР), он становится инициатором использования сводчатых помещений для укрытия людей и художественных ценностей от бомбардировок.
Позднее Академия архитектуры была эвакуирована из Москвы. Пребывание Барановского в столице стало совсем незаконным, и он уезжает в Иваново, где становится инспектором по охране памятников области, в которую до 1944 входили Суздаль, Владимир, Юрьев-Польской.
B те же годы он становится экспертом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний фашистов на оккупированной территории СССР. В составе этой комиссии выезжает в Смоленск, Витебск, Полоцк, Киев, Чернигов.
В Чернигове, куда Барановский прибывает 23 сентября 1943, через день после освобождения города, он занимается реставрацией варварски разрушенного бомбардировками собора Пятницкого монастыря. Почти 20 лет своей жизни Барановский изучает и реставрирует Черниговскую Пятницу, возвращая ей первозданный вид. Только в 1962 эти работы, открывшие новую главу в истории русской архитектуры, были завершены.
Слайд 24
Спасо-Андроников монастырь
Въездные ворота Андроникова монастыря в Москве. Благодаря
усилиям П. С. Барановского в 1947 году Андроников монастырь
получил статус музея-заповедника.
Слайд 25
Крутицкое подворье
Начиная с 1947, Барановский занимается восстановлением
и реставрацией комплекса памятников Крутицкого подворья — бывшей резиденции
митрополита Зарайского и Подонского. Крутицкое подворье представляет собой комплекс разнообразных памятников архитектуры конца 16 в.: живописные палаты, храмы, колокольни, крыльца, переходы и сказочный «Крутицкий терем» конца 17 в. Проект реставрации Крутиц был готов к началу 1950, после чего Барановский долгие годы занимается его реставрацией и восстановлением.
Слайд 26
Мемориальная доска П.Д.Барановскому на Крутицком подворье
Слайд 27
Новоиерусалимский монастырь. Истра. Новый Иерусалим
Слайд 28
Церковь Богоматери Одигитрии в г. Вязьма
Слайд 29
Успенский собор в г.Смоленске
В 1962-1963 гг. храм реставрировали
по проекту известного российского реставратора П. Д. Барановского.
Слайд 30
В конце 1970-х годов у Барановского резко ухудшилось
зрение, но он продолжал активно работать над восстановлением Крутицкого
подворья. Именно здесь отмечались его 75-, 80-, 85-летия. Девяностолетие Петра Дмитриевича отметили уже в Новодевичьем монастыре, где он прожил большую часть своей жизни (с 1939), там в корпусе больничных палат он и скончался.
Интерьер квартиры Барановских в Больничных палатах Новодевичьего монастыря (фото В. Рудченко)
Последние годы
Слайд 31
Мемориальная доска П.Д.Барановскому, установленная на здании Больничных палат
Новодевичьего монастыря (автор О.Н. Барановская)
Слайд 32
Умер Петр Дмитриевич Барановский в 1984-м, 92 лет
от роду... На могиле его лежит валун, привезенный с
Соловков. Дочь архитектора - Ольга Петровна, скульптор, выгравировала на камне вещую птицу Гамаюн, - точно такую же, как на гербе Смоленской губернии, откуда родом Петр Дмитриевич
Слайд 33
Похоронен в Донском монастыре, который в частности сам
и спас
Слайд 34
Мемориальная доска на здании школы с.Шуйского
Слайд 35
В День России состоялось торжественное открытие памятной доски
на здании храма Одигитрии в городе Вязьма, установленной в
честь нашего земляка, великого реставратора, архитектора П.Д. Барановского. Подвижническим трудом Петра Дмитриевича спасено, отреставрировано и отстроено заново множество архитектурных памятников России, в том числе и уникальный храм в честь Смоленской иконы Одигитрии. 12.06.2017
Слайд 37
Петр Барановский был великим реставратором и великим гражданином,
который спас многие памятники от сноса. Он сохранил для
будущих поколений лучшие образцы культуры своего времени. Настала наша очередь сохранить для будущих поколений память о нем. Один из крупнейших отечественных теоретиков и практиков реставрации памятников архитектуры Петр Дмитриевич Барановский заслужил это право.
Слайд 38
26 августа 2017
Архитектору П.Д.Барановскому
посмертно
присвоено звание
Почетного гражданина Вяземского района.