Слайд 2
Литература:
Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.
Бартольд В.В.
Ислам и культура мусульманства. М., 1992.
Беляев Е.А. Арабы, ислам
и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.
Васильев Л.С. История Востока. T.I. M.,1994.
Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.
Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М., 1974
Грюненбаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.
Грюненбаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории 600-1258. М.,1986.
Климович Л.И. Ислам. М.,1965.
Массэ Л. Ислам. М., 1982.
Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.
Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2001.
Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.
Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры М.,1971.
Чистякова Т.А. Арабский халифат. М., 1962.
Слайд 3
Ислам возник в начале VII в. н. э.
Основателем ислама был реальный человек — пророк Мухаммед, биография
которого довольно хорошо известна.
Арабские историки считают, что будущий пророк родился 29 августа 570 года в доме своей матери, расположенном на окраине Мекки, метрах в четырехстах от храма Каабы; примерно через сто лет этот дом был перестроен и превращен в мечеть.
Свои первые откровения он получил во сне — ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя его, господа.
В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама.
Мухаммед получает своё первое откровение от ангела Джабраила. Миниатюра из книги
Джами ат-таварих авторства Рашида ад-Дина, 1307 год
Слайд 5
Мусульмане верят в единого Бога — Аллаха, всемогущего
и непостижимого для человека. Для того чтобы рассказать человечеству
правду о Боге и мире, были выбраны специальные люди — пророки, последним из которых и был Мухаммед.
Основные положения ислама изложены в главной священной книге мусульман — Коране (от араб. куран — распевное чтение). Основу его составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками.
В Коране насчитывается 114 сур (глав). Все главы разделены на аяты (стихи). В общей сложности в Коране 6236 аятов и более 320 тысяч букв.
Аль-Фатиха
Первая сура Корана
Слайд 6
Пять столпов ислама
Шахада
Свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха,
и Мухаммед – пророк Аллаха
Саум
Пост в священный месяц рамадан
(период осени, в который Аллах открыл Мухаммеду Коран)
Закят
Обязательная подать, которую выплачивает каждый мусульманин в пользу бедных и нуждающихся единоверцев
Намаз
Ежедневная пятикратная молитва Аллаху
Хадж
Паломничество в Мекку
Слайд 7
ШАРИАТ
Шариат – это путь, образ действия (в буквальном
смысле означает «водопой», «источник») – совокупность правовых, морально-этических и
религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное». Шариат появился в VII-XII века.
Шариат опирается на Коран, Сунну и фикх (мусульманская правовая доктрина); включает элементы гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы.
Слайд 8
В первые века ислама искусство рифмовать становится в
больших городах придворным ремеслом. В VIII—Х вв. были записаны
многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. В Х в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книга песен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях.
Слайд 9
В X—XV вв. постепенно сложился сборник арабских народных
сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали
переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был бедуин — дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.
Слайд 10
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048—1122), персидскому
поэту, ученому, его стихи — философские, гедонические и вольнодумные
рубаи:
Нежным женским лицом и зеленой травой
Буду я наслаждаться, покуда живой.
Пил вино, пью вино и, наверное, буду
Пить вино до минуты своей роковой.
Написал «Алгебру» — выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский.
Слайд 11
Больших успехов достигла медицина — она развивалась более
успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую
средневековую медицину прославил Ибн-Сина — Авиценна (980—1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством.
Слайд 12
Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых: на рубеже
VIII—IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в
основу всех последующих грамматик.
Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харрон. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан «Дом науки» — своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков.
К Х в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы — медресе. В X—XIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».
Слайд 13
Объектом хаджа мусульман стал Кааба — храм в
Мекке, имеющий форму куба. В стене его находится ниша
с черным камнем — как полагают современные исследователи, вероятно, метеоритного происхождения. Этот черный камень почитается символом Аллаха, олицетворяющим его присутствие.
Слайд 14
Средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами
прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее
известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в VII в. Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С VII—VIII вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный молитвенный зал. Позднее появились монументальные порталы на главном фасаде.
Слайд 15
В мусульманстве запрещено изображать любых живых существ. Эти
запреты имели глубокий социальный смысл и должны были отвратить
взоры правоверного мусульманина от бренного мира, направить его помыслы, чувства и желания к единому эпицентру мироздания – к Аллаху
Слайд 16
Запрет на изображение живых существ привел к развитию
искусства орнамента