FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом и Премудростью и Силой... Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV веке храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям... Во время правления Юстиниана, когда империю терзали напряженные христологические споры, опять-таки уместнее было посвятить «великую церковь» Христу, Премудрости и Слову. Во всяком случае, впоследствии в Византии всегда и неизменно считали Константинопольскую Софию храмом Слова.
Но освящен он был уже при императоре Констанции, в 360 году. Констанций увеличил храм так, что современники стали называть его «великой церковью». В 404 году из-за народных волнений при императоре Аркадии, по поводу изгнания им из столицы Св. Иоанна Златоуста, базилика погибла в пожаре. Император Феодосий Младший в 415 году отстроил церковь заново. В 532 году при императоре Юстиниане вспыхнуло народное восстание, известное под названием «Ника», в результате которого погибло 35 000 человек. Погиб в огне и многострадальный храм Софии. Восстание было подавлено. После этого Юстиниан на месте сгоревшей базилики решил воздвигнуть великолепный храм, который своими размерами и пышностью затмил бы все, что было построено в Константинополе до него.
Император поручил строительство двум архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета. Траллы и Милет – древнейшие греческие города в Малой Азии, процветающие богатые торговые и культурные центры того времени. Анфимий отлично знал механику, а Исидор был превосходный ваятель. Первому понадобилось неполных два месяца для создания проекта и подготовки к строительству. Само же строительство продолжалось 5 лет, 10 месяцев и 10 дней – сообщают византийские летописи.
За строительством наблюдал сам император: он нередко приходил к месту постройки в простой льняной одежде и осматривал материалы, мастерские, поощрял и награждал рабочих. Дно рвов, которые были вырыты для закладки фундамента, было покрыто особым раствором извести, очень быстро приобретавшим крепость железа. Столбы, предназначенные для опоры купола, клали из больших глыб известкового камня, связывая их свинцовой заливкой и железными полосами. Стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. Эти кирпичи были сделаны из родосской глины и так легки, что по просушке дюжина их весила не более одного обыкновенного кирпича. На них были оттиснуты слова: «Господь да поможет».
Таким образом, с построения св. Софии начинается новый период в истории христианского зодчества. Храм св. Софии есть базилика, в соединении с куполом получившая новый вид и характер. План этого храма представляет собой несколько удлиненный четырехугольник в 250 футов длины и 235 широты, разделенный на три корабля колоннами и четырьмя огромными столбами, поддерживающими купол, который органически связан с остальным покрытием посредством парусов, сводов и полукуполов. Вообще купол поражал своими размерами: диаметр его – 32,9 метра, высота от пола до самого купола – 55,6 метра. У основания купола сделано 40 больших арочных окон, через которые льется яркий свет южного солнца, и, таким образом, громадный купол, вознесенный на головокружительную высоту, кажется невесомым, парящим в воздухе.
«Мозаика — дело роскоши, она требует значительных материальных затрат, которые для столицы богатой, склонной к пышному великолепию и роскоши Востока, не представлялись обременительными. Налицо были и богатые средства, и любовь к делу, и отличные художники. К сожалению, сперва алчность и невежество крестоносцев, топором рубивших мозаики Константинополя, а затем турок – мусульман, превращавших христианские храмы в мечети и враждебно относящихся к христианским изображениям, уничтожили большую часть этих сокровищ. Мусульманская кирка и молот прошли по всем древним мозаикам Константинополя. До настоящего времени от всех константинопольских мозаик сохранились лишь некоторые остатки, притом поврежденные от времени и замазанные по требованию мусульманства. Наиболее видное место занимают мозаики в храме св. Софии <...> Замечательная правильность рисунка, изящество форм, прелестное сочетание красок ставят софийскую орнаментику в разряд лучших произведений византийского искусства».
Голова Спасителя увенчана золотым нимбом, который разделен на четыре части белым крестом; две одежды – раззолоченная туника и серый гиматий – покрывают все тело; на ногах сандалии. С правой стороны Спасителя – медальонное изображение Богоматери в синем мафории, с руками, простертыми к Спасителю, с левой стороны в таком же медальоне – архангел с жезлом, в белой одежде, со светло-желтыми крыльями, с каштановыми волосами, перевязанными тороками. Несколько ниже Богоматери изображен византийский император (возможно, что это Лев Мудрый), припадающий к ногам Спасителя. Император одет в светло-голубой хитон с золотыми поручами и светло-зеленый далматик, застегнутый на правом плече; на ногах - желтые сапоги, украшенные перлами (привилегия властелина). На голове императора золотая диадема с крестом напереди; вокруг головы золотой нимб. Тип лица близкий к старческому: борода седая, волосы длинные.
Престол инкрустировали драгоценными камнями. Над престолом возвышался в виде башни балдахин, кровля которого из массивного золота покоилась на золотых и серебряных колоннах, украшенных инкрустацией из жемчугов и алмазов и золотыми лилиями, между которыми находились шары с крестами из массивного золота весом в 30 кг, равным образом осыпанные драгоценными камнями; из-под купола балдахина спускался голубь, изображавший Святого Духа, внутри голубя хранились Святые Дары. Престол был отделен от народа иконостасом, украшенным рельефными изображениями святых; иконостас поддерживали 12 золотых колонн. В алтарь вели трое врат, задернутых драгоценными завесами. Посреди церкви находился особый амвон, имевший полукруглую форму и окруженный балюстрадой. Над ним был тоже балдахин из драгоценных металлов, покоившийся на восьми колоннах и увенчанный золотым, усыпанным драгоценными камнями и жемчугом крестом в 40 кг весом.
Из золота были все священные принадлежности и предметы придворного церемониала, при короновании и разных византийских церемониях, славящихся своей сложностью и пышностью. Шесть тысяч канделябров в виде громадных гроздей, столько же переносных подсвечников, каждый весом в 45 кг. Мозаики на куполе сверкали от сияния канделябров, серебряные лампады висели на бронзовых цепях, бесчисленные огни отражались в мозаиках и драгоценных камнях.
Освящение храма было всенародным праздником. Император осыпал серебром народонаселение столицы. Рассказывают, что в ипподроме по этому случаю было убито 1000 быков, 10 000 баранов, 600 оленей, 1000 свиней, 10 000 куриц, 10 000 цыплят, и все это роздано народу, точно также, как и 30 000 мер зернового хлеба.
Алчных и жестоких рыцарей прежде всего интересовала добыча. В Западной Европе было известно о сказочно богатой Византийской империи. И вот город-крепость под натиском многочисленного войска крестоносцев пал. Пожары и грабежи приобрели чудовищные размеры. Крестоносцы уничтожали многочисленные произведения искусства, не представляя себе их неизмеримой художественной ценности. Были разорены сотни церквей. Грабежу подвергся и храм св. Софии. Аналои необыкновенной красоты, затканные драгоценностями, всех приводившие в изумление, были разрублены на куски и разделены между воинами вместе с другими драгоценными вещами. Когда рыцарям было нужно вывезти из храма священные сосуды, серебро и золото, которыми были обложены кафедры, амвоны и врата, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей. Животные, пугаясь блестящего пола, не хотели идти, но их били, из-за чего священный пол храма осквернялся кровью. Грабители разорили усыпальницы византийских императоров: саркофаги были взломаны, а находящиеся в них золото и серебро с драгоценными камнями были украдены. В поисках сокровищ они выбрасывали из гробниц мощи святых. Православным монахам вспарывали животы, думая, что они проглотили драгоценные камни.
Некоторые историки считают, что при грабеже Константинополя турками в их руки не попало и половины того, что получили латиняне в 1204 году. Св. София была поругана. Магомет, въехав в нее на коне, объявил, что этот вековой храм православия делается мечетью султана. 1 июня 1453 года в пятницу там была совершена первая мусульманская молитва. Святой крест был заменен луной, а впоследствии вокруг храма были сооружены четыре минарета. Магомету II приписывают устройство юго-восточного минарета, Селиму II – северо-восточного, а Амурату III – двух западных. Великолепные мозаики были частично сбиты, частично замазаны известкой. Чудный храм, приводивший когда-то в изумление весь мир своей красотой и богатством, опустел и обнищал. Только изящные ряды колонн, величественные своды, купол, мрамор – вот то, что напоминало еще о прежнем его величии. При султанах Селиме II и Амурате III были устроены тяжелые, массивные и некрасивые контрфорсы, имевшие, однако, своей целью предохранение здания от падения в случае землетрясения. Но все равно драгоценнейший памятник византийского искусства находился в печальном состоянии. «Расщелившиеся своды и купол давали доступ дождю, ветру и снегу <...> Внутри здания гнездились тучи голубей и хищных вредоносных птиц; одним словом, все содействовало близкому разрушению св. Софии».