Слайд 2
Брахманизм - религия древней Индии, появившаяся и сформировавшаяся
в первом тысячелетии до н. э. на территории полуострова
Индостан.
Слайд 3
Брахманизм - религия с множеством богов (политеизм), его
можно считать переходной формой от Ведической религии к Индуизму.
Название свое Брахманизм получил от имени одного из главных богов, Брахмы.
Слайд 4
Сансара – мир, в котором душа ввергается в
поток бесконечных перерождений.
Карма – воздаяние или возмездие, которое
получает душа в своем следующем перерождении за все поступки, совершенные человеком при жизни.
Мокша – освобождение от пут земного мира.
Слайд 5
Основу мифологии брахманизма составляет тримурти - божественная триада,
в которую входят бог-творец Брахма, бог-хранитель Вишну и бог-разрушитель
Шиву. В некоторых трактовках тримурти - единый бог, а Брахма, Вишну и Шиву - его проявления.
Слайд 6
Жрецы брахманизма именовались брахманами и являлись высшим классом.
Также были класс воинов, класс слуг и торговцев и
класс рабов. По легенде все классы произошли из различных частей тела Брахмы.
Слайд 9
Брахма
Бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и
Шивой является одним из богов Тримурти. Супруга Брахмы —
богиня знания и учёности Сарасвати. Брахму часто отождествляют с ведийским божеством Праджапати.
Слайд 10
В индуистской мифологии высшее божество, творец мира,
открывающий триаду верховных богов индуизма. В этой триаде Брахма
как создатель вселенной противостоит Вишну, который её сохраняет, и Шиве, который её разрушает.
Слайд 13
Вишну
Верховный Бог в вайшнавской традиции индуизма.
В индуистской
мифологии наряду с Брахмой и Шивой является одним из
богов Тримурти (триады божеств), где выполняет функции охранителя мироздания.
Слайд 14
Основные функции Вишну — поддержание дхармы и разрушение
зла. С целью наказать злодеев и защитить добродетельных людей
Вишну периодически нисходит в этот мир в виде аватар.
Слайд 15
Лакшми - богиня благословения, изобилия, процветания, богатства, удачи
и счастья.
Она — воплощение грации, красоты и обаяния.
Вишну
наиболее близок к людям ,постоянно находится с богиней Лакшми.
Вместе они символизируют семейное благополучие.
Слайд 16
В индуистской иконографии Вишну обычно изображается в четырёхрукой
человеческой форме, с кожей синего, голубого или чёрного цвета,
в жёлтых одеждах, возлежащим на гигантском многоголовом змее Шеша в водах Причинного океана. В своих четырёх руках он держит четыре атрибута: цветок лотоса, булаву, раковину и чакру.
Слайд 18
Священный лотос выступает одним из атрибутов Вишну, Брахмы,
Лакшми, Сарасвати и Куберы. В индийской культуре он символизирует
божественную красоту, духовную чистоту. В индуистской литературе и индийской поэзии лотос выступает эталоном красоты.
Слайд 19
Холодное оружие ударно-раздробляющего действия с деревянной или металлической
рукоятью (стержнем) и шаровидной головкой — ударной частью, нередко
снабжённой шипами.
Слайд 20
Ритуальный предмет в индуизме, морская раковина больших размеров.
Это раковина крупного морского моллюска — Турбинелла пирум обитающего
в Индийском океане. На Западе этот вид раковины называют «священной раковиной».
В индуизме шанкха является одним из атрибутов Вишну. В шанкху трубят в ходе индуистских храмовых ритуалов, а в прошлом её также использовали на поле боя для созыва войска, оповещения об атаке или начале битвы. В индуистских текстах шанкха ассоциируется со славой, долголетием, процветанием, очищением от грехов
Слайд 21
Чакра - вращающийся огненный диск, один из атрибутов
Вишну, служивший оружием его аватарам в их различных подвигах.
Вишну держит сударшану указательным пальцем, вставленным в отверстие посреди диска.
В Пуранах описывается, что при надобности, Вишну посылает диск для выполнения определённой миссии (обезглавливания демонов и т. п.) В некоторых индуистских текстах сударшана также упоминается как атрибут Шивы.
Слайд 22
Дашавата́ра — десять основных аватар:
Матсья
Курма
Вараха
Нарасимха
Вамана
Парашурама
Рама
Кришна
Гаутама Будда
Калки
Слайд 24
Бог Шива
Шива – один из самых известных богов
Индии. Вместе с Брахмой и Вишну он является частью
индуистской Троицы – Тримурти.
Брахму, Вишну и Шиву считают тремя проявлениями Единого Высшего Существа.
Они являются «тремя в одном», соответствуя трём ипостасям западной Троицы: Отцу, Сыну и Святому Духу.
Брахма олицетворяет аспект Бога творца, Вишну – хранителя и защитника, а Шива – разрушителя и уничтожителя.
Слайд 25
Шива воплощает все эти аспекты для индусов, которые
избирают его своим верховным божеством. Приверженцы Шивы почитают его
как высшую Реальность, абсолютное Богоначало. Они видят в нём Гуру всех гуру, разрушителя мирской суеты, невежества, зла и злодеев, ненависти и болезней. Он наделяет мудростью и долголетием, воплощает самоотречение и сострадание.
Слайд 26
Имя Шива происходит от санскритского слова, означающего «благой»,
«добрый» или «дружелюбный». Многообразие аспектов Шивы представлено во многих
его именах. Так, индусский священный текст, называемый «Шива Пурана», приводит 1008 имён Шивы.
Одно из них – Шамбху, что означает «великодушный» или «приносящий счастье».
Другое имя – Шанкара означает «дарующий радость» или «благотворный».
Как Махадева, он – «великий бог».
Ишвара (Владыка) – имя Шивы, означающее, что Он обладает всей славой, присущей Божественному.
Слайд 27
Пашупати – ещё одно имя, означающее «владыка скота».
Как Владыка скота, Шива является пастухом, или пастырем душ.
Шиву изображают верхом на белом быке, чьё имя Нанди, «радостный». Согласно индуистской традиции, Нанди был человеком, одним из приверженцев Шивы, принявшим форму быка, поскольку человеческое тело не являлось достаточно крепким, чтобы вместить его религиозный экстаз, возникающий в присутствии Шивы.
Слайд 29
Бык Нанди изображён в большинстве храмов Шивы. Обычно
он сидит, глядя на Шиву. Нанди символизирует душу человека,
стремящегося к Богу. Он также представляет душу, погружённую в глубокое созерцание Шивы как абсолютной Реальности. Шива помогает нам выявить нашу абсолютную Реальность.
Слайд 30
Традиция поклонения Шиве называется шиваизм.
Слайд 31
Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая»
Слайд 32
Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей
белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными
в пучок на макушке волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла, который получают из навоза коров или сожженных трупов.
Слайд 34
Выше глаз Шивы, расположены 3 черточки —
напоминание о том, что каждому предстоит разрушить три порока:
эгоизм, карму и иллюзию.
Слайд 35
Гора Кайлас является троном Шивы, а также местом
расположения его райской страны. Эта величественная гора – самая
высокая вершина Горного Хребта Кайлас в тибетских Гималаях. Индусы почитают Кайлас как самую святую гору в мире и совершают туда паломничества.
Слайд 36
Согласно верованиям индусов, Шива исполняет множество разнообразных танцев.
Один из них называется Тандава.
Это – танец творения
и разрушения. Шива, танцуя, приводит Вселенную в проявление, поддерживает её, а затем, тоже танцуя, выводит её из проявления в конце эпохи.
Шива есть воплощение Ананды (высшего блаженства), отсюда и произошёл танец Тандава, которым он наслаждается, используя весь космос в качестве сцены.
Слайд 37
Самое знаменитое изображение Шивы – это образ Натараджи,
Царя Танцоров, или Господа Танца. Натараджи танцует в золотом
чертоге в центре Вселенной. Этот золотой чертог олицетворяет сердце человека. Один из индусских гимнов, воспевающих танец Шивы, говорит, что «танцуя, он появляется в непорочном лотосе сердца».
Слайд 38
Легенды о супругах Шивы
Сати — первое воплощение жены
Шивы. На ее появление родители получили благословление четырехрукой и
трехглазой богини Маха Майи. Сати по сложившимся обстоятельствам пришлось войти в жертвенный огонь. Шива долго был безутешен, он бродил по свету с прахом любимой. И, ему в утешение, душа Сати воплотилась в дочери царя гор, по имени Парвати.
Парвати имела много имен, одно из них Кали, так как она родилась черной. Парвати долго завоевывала Шиву и, наконец, добилась его любви. Шива женился на ней, и у них родилось два сына: Ганапати (Ганеша) — устраняемый препятствия, бог мудрости и Субрахманью (Сканда) — предводитель богов-воинов.
Богиня Ганга представлена в виде реки, но это не простая река — она течет в трех мирах — Небесном, Земном и Подземном, и имеет особую силу смывать все земные грехи с живых существ. Ганга влюбилась в Шиву и попросила его, чтобы он принял ее на свою голову. Ганга стала супругой Шивы, и с тех пор живет в его волосах.
Слайд 42
Ганеша, Шива, Парвати, Картикея
Слайд 43
Самая большая скульптура Шивы в Индии, в Мурудешваре.