Слайд 2
Определение мифа
Онтологический подход
Гносеологический подход
Аксиологический подход
Слайд 3
Онтологический подход
Миф – это отражение чело-веческого бытия.
В
мифологическом повествовании можно обнаружить все события, которые сопровождают человека
с момента его рождения и до самой смерти, все прояв-ления его внутреннего мира.
Миф показывает процесс становления мировоззрения индивида, его изменение под влиянием условий окружающей дей-ствительности.
Слайд 5
Миф тесно связан с религией. В его центре
находятся не только герои, но и боги, которые наделены
свойствами лю-дей. Часто они несовершенны, обладают слабостями, которые присущи людям и не властны над своей судьбой.
Слайд 6
Гносеологический подход
Миф – это особый способ познания человеком
окружающего бытия, важ-ную роль в котором играют вообра-жение и
бессознательная сфера чело-веческой психики.
Формируемые мифом образы, состав-ляющие основу мифа, носят абстрак-тный, мистический характер.
Слайд 7
Миф есть результат эмоционально-об-разного восприятия индивидом окру-жающего его
бытия.
«Миф, и особенно древнеэллинский миф, есть запечатленное в
образах познание мира во всем великолепии, ужасе и двусмыслии его тайн».
Голосовкер Я.Э. Логика мифа
Слайд 8
А.А. Потебня:
Миф содержит в себе ответ на
постав-ленный мысленный вопрос;
Миф включает в себе материал, являю-щийся дополнением
к нашим знаниям;
Структура мифа содержит в себе образ и значение, связь между которыми принимается нами без доказательств.
Слайд 9
Смена времен года
(Миф о Деметре и Персефоне)
Слайд 10
Появление знаний
(Миф о Прометее)
Слайд 11
Аксиологический подход
Миф - способ формирования сис-темы ценностей как
отдельного че-ловека, так и социальной группы лю-дей.
В мифе
происходит разделение мира на добро и зло, разработка представ-лений о ценностях, таких, как добро, правда, справедливость.
В мифе происходит формирование и укрепление общественного идеала.
Слайд 13
Социологический подход
Миф - способ отождествления че-ловека с группой
людей.
Все члены группы ощущают себя еди-ным целым, с
общими целями и зада-чами, носителями традиций и культурных ценностей, нравственных принципов.
Слайд 14
«Мифы для первобытного мышления – одновременно и выражение
солидар-ности социальной группы с самой собой во времени и
с группами окружающих существ, а также средство поддержа-ния и оживления чувства этой солидар-ности»
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.
Слайд 15
Мифы племен Северной Америки
Мифы племен, связанных
с тотемом
волка
Основные черты присущие каждому члену племени волка:
Люди, связанные с
волком как тотем-ным животным, отличаются особой вы-разительностью жестов, поз и мимики.
Каждый член стаи у волков четко осоз-нает свое место и свои взаимо-отношения с другими членами стаи – так и у людей.
Слайд 16
Волк помогает понять, что истинную свободу может обеспечить
только дисциплина.
Как тотем волк учит нас уважать и чтить
семейные узы и любить детей.
Слайд 17
Структура мифа
1. Живой мир и мир неживых предметов
Эти два мира тесно связаны между собой. Очень часто
в мифе происходит отождествление неживого предмета с жи-вым существом или богом.
Такое отождествление предмета с жи-вым существом, с одной стороны, вселяло в человека чувство уверенности в свои си-лы а, с другой стороны, человек и природа становились единым целым, где каждая часть имела возможность гармоничного развития.
Слайд 18
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
А.С.
Пушкин
Слайд 19
2. Система образов
Образ - результат познавательной деятельности человека.
Рассматривая явление или предмет окружающего бы-тия, индивид выделяет и
анализирует составляющие его элементы, свойства. Из полученных знаний в дальнейшем составляется образ, который полностью замещает исходный объект.
Слайд 20
У славян дух леса (старичок лесовичок) выступал в
образе гриба.
Слайд 21
В системе образов мифа отсутствует разделение на главные
и второстепенные образы, поскольку каждый из них является одинаково
значимым и важным в процессе развития сюжета мифа, обла-дая при этом определенной социальной функцией и неся в себе соответствующий набор правил и традиций.
Слайд 22
3. Система символов
В мифе посредством символов находят свое
выражение внутренний мир человека, его чувства, желания, мысли.
Символ рассматривается
как обозна-чение при помощи знаковых форм чего-то нереального, вымышленного, носящего мистический характер.
Таким образом, символ представляет собой знак, в качестве значения которого выступает знак другого вида.
Слайд 23
Символ обладает определенной дву-значностью:
1. Значение символа нам хорошо
из-вестно и не вызывает вопросов. Это значение выступает в
качестве внешней формы символа и имеет знаковую или об-разную форму.
2. Символу присуще значение, отсылаю-щее индивида в область фантазии, вы-мышленный и иллюзорный мир. Оно сос-тавляет внутреннее содержание символа.
Слайд 24
«Символом же мы называем термин, название или даже
образ, обладающий помимо своего общеупотребительного еще и особым дополнительным
значе-нием, несущим нечто неопределенное, неизвестное»
Юнг К.Г. К вопросу о подсознании
Слайд 25
Символ кошки
В России кошка – символ уюта, благо-получия
и достатка в доме. Верный помощник домового.
В Средневековье в
католической церкви – кошка часто рассматривается как воплощение женского начала (хит-рого, свободолюбивого).
В Египте – символ богини Баст (или Бастет). Выполняла функции хра-нительницы домашнего уюта и тепла, радости и веселья.
Слайд 26
В Египте рыжая кошка – воплощение бога солнца
РА.
В Древнем Риме кошка – символ свободы. (Богиня свободы
изображалась с кошкой, лежащей у ее ног)
В Китае кот – символ долголетия, так как иероглиф кота «мао» тот же, что и для цифры 80.
Во многих племенах Северной Америки кошка – символ плодовитости. Фигурку кошки принято дарить невесте перед свадьбой.
Слайд 27
4. Система архетипов
Архетипы - модели поведения человека, которые
заставляют индивида понимать, реагировать и переживать события или явления
определенным образом.
Архетипы включают в себя весь инди-видуальный и коллективный опыт, накоп-ленный человечеством за все время его развития, сформировавшуюся систему ценностей и представлений.
Слайд 28
Архетип «Герой»
Архетип «Героя» учит нас ставить це-ли и
достигать их, преодолевать препят-ствия; направлен на воспитание смелос-ти, дисциплины,
сосредоточенность и ре-шительность.
Слайд 29
5. Наличие элементов новизны и непредсказуемости не только
для слушателя, но и для его создателя
С момента своего
рождения миф на-чинает жить своей собственной жизнью, на которую оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
Слайд 30
Функции мифа
1. Придание человеку уверенности в своей силе.
Миф
не только показывает, что действия, которые мы собираемся совершить,
являются повторением дей-ствий его героев, но и указывает на ре-зультаты этих действий с тем, чтобы мы могли их проанализировать и оценить.
Слайд 31
2. Объяснение происхождение раз-личных вещей или явлений и
их смысл.
В мифе мы видим описание в форме
рас-сказа о сотворении мира или отдельных его частей, животных, растений, челове-ка, их назначение и цели существования.
Слайд 32
3. Сохранение и передача последующим поколениям тех способов
познания окру-жающего мира, которые использовались на протяжении предшествующих этапов
развития общества.
4. Формирует у человека упорядоченную картину мира, преобразуя все непредска-зуемые и хаотичные явлений природы в гармоничное и упорядоченное целое.