Слайд 2
План:
1. Суть философской проблемы бытия.
2. Проблемы бытия в
истории философских учений.
3. Основные формы бытия.
Слайд 3
Что такое бытие?
Онтология – учение о бытии как
таковом.
Бытие и сущее:
Сущее – совокупность окружающих вещей;
Бытие – это
чистое существование, не имеющее причины, бытие – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое.
Слайд 4
Бытие и универсум
Универсум – предмет науки: всеохватное целое,
которому принадлежит все, что имеет пространственное или временное расположение.
Бытие
– не часть универсума. Материальный мир – это лишь одна форма проявления бытия как такового.
Слайд 5
Понятия «субстанция», «субстрат»
Субстанция – сущность, нечто лежащее в
основе, предельное основание материального или духовного порядка, причина самой
себя, развивающейся и самодвижущейся.
Субстрат (буквально с латинского – подстилка) – то, из чего состоит, чем наполнен мир. Помогает понять, как мир устроен, насколько глубоко и широко мы можем заглянуть в его недра.
Слайд 6
Определения бытия
Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная,
объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все
сущее;
Проблема бытия – это проблема способа, целей и смысла существования мира в целом.
Слайд 7
2. Проблема бытия в истории философских учений
Парменид (V-IV
вв. до н.э.) – впервые ввел понятие бытия в
философию:
.Бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств.
Оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени, лишено чувственных качеств. Его можно постигать только мыслью, умом.
Слайд 8
Демокрит
Основа мира – атомы (мельчайшие неделимые частицы).
Бытие едино
(состоит из одних и тех же атомов) и множественно
одновременно (поскольку из различных сочетаний атомов рождаются разные вещи.
Бытие есть (это атомы), но и небытие тоже есть – это пустота, в которой движутся атомы.
Слайд 9
Платон
Идеи (эйдосы) – это и есть подлинное бытие.
А
все, что движется, изменяется, возникает и исчезает, т.е. материальный
мир – это небытие.
Слайд 10
Бытие от Бога
Всецелой полнотой бытия в христианской картине
мироздания обладает только Бог.
Бог – настоящее бытие. Все остальное
– «тварно», т.е. сотворено Богом (Августин, Фома Аквинский)
Авиценной бытие воспринимается как произведение божественного разума, в котором есть необходимо сущее, которого не может не быть – это Бог, и реально сущее в виде факта, которого могло и не быть.
Слайд 11
Новое время:
субстанциальные начала бытия
Декарт – существуют
- несотворенная
субстанция (Бог),
- субстанции «протяжения» и «мышления».
Спиноза – одна
субстанция: Бог-Природа, а мышление и протяжение – атрибуты (свойства).
Лейбниц – есть множество субстанциальных основ мира – «монад», каждая из которых отражает весь мировой порядок.
Слайд 12
Как это сказалось на мировоззренческих установках?
Существует как материальный,
так и духовный миры.
Субстанция, как подлинное бытие есть, что
подтверждается наличием особых атрибутов (свойств) – «протяжение», «мышление».
Субстанция не дана в чувственном опыте, зато свойства можно обнаружить опытом.
Слайд 13
И. Кант
Догматическая онтология, не учитывающая опыта познания, немыслима.
Объект
познания всегда задан человеку в тех или иных формах
знания.
Отсюда вывод: нельзя говорить о бытии сущего вне познающего субъекта.
Нет «бытия как такового».
Слайд 14
Г. Гегель
Бытие есть процесс становления абсолютного духа –
подлинного бытия.
Бытие и небытие находятся в диалектическом противоречии.
Подлинное бытие
не нуждается в первотолчке, оно имеет внутренний источник развития – противоречие.
Слайд 15
Материализм
Концепция материи утвердила единственную реальность вещества (атома)
Сверхчувственные
субстанции (Абсолют, Бог и т.д.) не существуют.
Человек автономен, независим
от сверхъестественного.
Абсолютное бытие превратилось в бытие природы, человека, общества.
Слайд 16
От«онтологического нигилизма»
к «онтологическому повороту» XX в.
Экзистенциализм
(М. Хайдеггер,Ж.-П.Сартр)
Бытие не познается рационально, а переживается.
Подлинное бытие лежит
«по ту сторону» мира и по контрасту с ним представляется как небытие или «ничто».
Язык – «это дом, обиталище бытия».
Смысл бытия раскрывается в стремлении к свободе, осмыслении свободы.
Слайд 17
Понятия бытия и небытия
- Понятие бытия фиксирует все
то, что есть, что существует независимо от того, каково
оно по природе: материальное или духовное, действительное или возможное.
- Категория небытия обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными.
«все возникает на время,а погибает навсегда»- А.Н. Чанышев.
Слайд 18
Абсолютные бытие и небытие
Абсолютное бытие – Бог, Абсолютная
идея, материя. Они постижимы Откровением или рациональным умом.
Абсолютное небытие
приравнивается к «Ничто» – полному отсутствию чего бы то ни было.
М.Хайдеггер: «Ничто есть отрицание всей совокупности сущего оно – абсолютно
не-сущее».
Слайд 19
«Небытие» в культуре,
философии Востока
«Черный квадрат» К. Малевича,
где черное звучит «как некое ничто без возможностей, как
мертвое ничто, как вечное молчание без будущего и надежды…» (Кандинский В.)
Гамлетовское «Быть или не быть?»
Философия Древнего Востока: небытие как источник всякого бытия.
Слайд 20
И.Бродский
«Век скоро кончится,
Но раньше кончусь я.
Это,
боюсь, не вопрос чутья.
Скорей – влияние небытия на бытие:
Охотника,
так сказать, на дичь».
Слайд 21
Вывод
Историческая эволюция категории бытия и его интерпретации отражает
основные этапы развития всей философской мысли, ее движение от
исследования природы (физического бытия), к изучению человека во всех многообразных способах его существования (субъективного бытия).
Слайд 22
3. Основные формы бытия
Материальное бытие – существование материальных
(обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы,
окружающего мира.
Бытие духовного или идеального - существование идеального как самостоятельной реальности в виде субъективного идеального, т.е. сознания индивида и объективного идеального, т.е. надындивидуальные его формы.
Бытие социального.
Слайд 23
Философское понимание материи
План:
1. Историко-философские взгляды на проблему материи.
2.
Движение материи.
3. Пространство и время как формы бытия материи
Слайд 24
Понятие материи
Родилось из стремления выявить изначальное единство
всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и
явлений к некой общей исходной основе.
Фалес – вода;
Анаксимен – воздух;
Гераклит – огонь;
Платон – эйдосы;
Демокрит – атомы и т.д.
Слайд 25
Подходы к понятию «материя»
Материалистический: материя есть основа бытия,
она первична;
Объективно-идеалистический: материя объективно существует как порождение идеального (абсолютного
духа);
Субъективно-идеалистический: материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа;
Позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и изучить с помощью опытного научного исследования.
Слайд 26
Материя как субстанция (от лат. Substantia – то,
что лежит в основе)
Первоначально понималась как вещество, из
которого состоят все вещи.
В философии категория субстанции обозначает исходное внутреннее единство разнообразных вещей, процессов, явлений, их умопостигаемую сущность.
Субстанция – это сущность, лежащая в основе всего.
(Субстрат – то, из чего состоит мир, чем он наполнен, как устроен и т.д.)
Слайд 27
Определение материи в материализме
Материя есть философская категория для
обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его,
которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них.
(В.И.Ленин)
Слайд 28
Системный характер организации материального мира
Базовые понятия: система, структура,
элемент.
Под системой понимают любое упорядоченное множество элементов, взаимосвязи между
которыми сильнее их связей с внешней средой.
Элемент – минимальный, неразложимый далее компонент системы.
Структурой называют способ связи элементов между собой.
Слайд 29
Структурные уровни организации материи
1. Системы неживой природы,
2. Биосистемы,
3.
Системы социальные
Слайд 30
Уровни неживой природы:
Субмикроэлементарный;
Микроэлементарный;
Ядерный;
Атомарный;
Молекулярный,
Уровень единичных вещей;
Уровень макротел;
Уровень планет, галактик,
метагалактик;
Уровень Вселенной, мира в целом.
Слайд 31
Уровни живой природы:
Доклеточный (ДНК, РНК, белки),
Клеточный,
Многоклеточные организмы,
Уровень видов
Популяции,
Биоценозы,
Уровень
биосферы в целом.
Слайд 32
Уровни социума
Отдельный индивид,
Семья,
Группа,
Коллективы,
Социальные группы,
Этносы, расы, нации,
Государство,
Человечество в
целом,
Материальное, духовное производство и т.д.
Слайд 33
2. Движение материи
Философское понятие движения обозначает любые
взаимодействия, а также изменения состояния объектов, которые происходят в
процессе этих взаимодействий.
Слайд 34
Покой как всеобщность
Покой – это состояние движения, которое
не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности.
Движение и покой
– это диалектически противоречивые свойства всякого материального объекта: сохранение структуры предмета есть результат непрекращающегося взаимодействия его частей
Слайд 35
Формы движения материи
Ф.Энгельс выделил 5 форм движения:
Механическое,
Физическое,
Химическое,
Биологическое,
Социальное.
Слайд 36
Современная наука о «фундаментальных» типах взаимодействия
Сильное взаимодействие,
Слабое,
Электромагнитное,
Гравитационное
Выделяют
и техническую, кибернетическую, информационную и др. формы движения.
Слайд 37
Пространство и время как формы бытия материи
Пространство –
форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их
строение из элементов и частей.
Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем.
Слайд 38
Свойства пространства и времени
Универсальные свойства:
Их неразрывная связь друг
с другом;
Связь с движением материи;
Бесконечность.
Специфические характеристики:
Трёхмерность пространства и одномерность
времени;
Одномерность и изотропность пространства и анизотропия времени;
Непрерывность пространства и времени на макроуровне
Слайд 39
Субстанциональный и реляционный подходы
Субстанциональный (Демокрит, Ньютон –
концепция абсолютного пространства и времени). Пространство – вместилище материальных
тел. Время – поток длительности.
Реляционный (Декарт, Лейбниц). А.Эйнштейн: время – четвертое измерение мира (СТО). Метрические свойства пространства-времени определяются распределением и движением тяготеющих масс материи. (ОТО)
Слайд 40
Проблемы пространства-времени
в медицине и биологии
Человек – существо
биосоциальное. В нем все формы движения представлены.
Хрономедицина, хронобиология, хронопатология.
Биоритмы как цикличная временная организация жизненных процессов