Слайд 2
Раннее и дошкольное детство – это начало познания
жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление
его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком.
Слайд 3
Игра для ребенка – это комфортное проживание детства.
Без игры нет детства вообще.
Играя, ребенок переживает громадную радость.
В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть!
Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.
Слайд 5
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию.
Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и
содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.
Слайд 7
Фольклор означает «народная мудрость».
В разных странах этот термин
имеет разную трактовку. В Германии и Франции под этим
словом подразумевают все виды народного творчества, а в России только нематериальную часть искусства (музыка, танцы, устное творчество).
Слайд 9
Наука о фольклоре называется фольклористикой, этнологией. Это молодая
наука. До двадцатого века формировался ее фундамент, потому что
не было технических средств для фиксации самого предмета изучения. Фонограф был впервые использован в 1900 году. До этого шел процесс собирания, накопления сведений.
Слайд 10
Фольклор является частью быта, практической жизни и деятельности
людей. Фольклор, как правило, выполняет утилитарную роль. Примером тому
являются колыбельные, трудовые песни.
С другой стороны, народное искусство выполняет ту самую таинственную роль, которая говорит о принципиальном отличии человека от животного мира.
В народном искусстве создатель, исполнитель и слушатель – это одно лицо. Эти три функции не разделяются.
Слайд 12
Черты классического фольклора:
1. Безымянность в создании.
2. Коллективность, подразумевающая
доведение до законченного вида.
3. Вариантность (связана с устным характером
творчества).
4. Устный характер.
5. Импровизационность.
Слайд 13
Культурные традиции, преемственность поколений, мастеров культуры, преемственность промыслов,
ремесел, фольклора – это важнейшие условия развития культуры личности
и воспитания.
Слайд 15
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых,
но у ребенка есть своё, обусловленное возрастными психологическими особенностями
видение мира…
В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
Слайд 17
Во многих детских песнях и играх воспроизводятся события,
давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам
лучше понять жизнь, быт, культурных предков.
Слайд 18
Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу
взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят
своё отражение производственно – хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и социальная жизнь народа.
Слайд 20
К.И.Чуковский собрал богатейший материал для изучения детского словотворчества
и поэтического творчества детей. Его исследования и наблюдения, публикации,
объединенные позднее в книге «От двух до пяти», содержат материал большой научной ценности. Он разработал теорию жанра перевертышей, показал, когда, как и при каких условиях дети овладевают народными поэтическими богатствами.
Слайд 21
Крупнейшим исследователем детского фольклора был Г. С. Виноградов.
Начиная с 1922 года выходят в свет его работы
«К изучению детских народных игр у бурят», «Детский народный календарь», «Детская сатирическая лирика», «Детский фольклор и быт», «Народная педагогика», «Детский фольклор в школьном курсе словесности», «Дiтяча казка», «Русский детский фольклор: Игровые прелюдии», «Сечки».
Слайд 23
Произведения детского фольклора публиковались иногда в фольклорных сборниках,
чаще областного характера, упоминались в исследованиях и программах. Но
серьезных исследований вплоть до конца 50-х годов не было. Исключение составляет известная лишь специалистам узкого профиля диссертация Н. М. Элиаш, посвященная классификации колыбельных песен.
Слайд 24
Повышению интереса к детской народной поэзии способствовала опубликованная
в конце 50-х годов работа В. П. Аникина «Русские
народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор». Написанная на высоком теоретическом уровне, она не только дала ряд ценных научных посылок (по генезису считалок, колыбельных песен и др.), но и предопределила три продуктивных направления в изучении детского фольклора: историко-генетическое, филологическое и функционально-педагогическое.
Слайд 26
Шестидесятые — семидесятые годы характеризуются довольно интенсивным освоением
детского фольклора. Появляются публикации, статьи, диссертации, монографии, рецензии, сборники,
разделы (главы) в учебных пособиях по устному народному творчеству и детской литературе. Этому в немалой степени способствовало обращение педагогической науки к изучению народной педагогики
Слайд 27
Классификация детского фольклора.
Поэзия пестования
Колыбельные песни
Пестушки
Потешки
Прибаутки
Докучные сказки
Слайд 28
2. Бытовой фольклор
Детские народные песни
Заклички и приговорки
Детская обрядовая
поэзия
Прозвища и дразнилки
Детские сказки
Страшилки
Слайд 30
3. Потешный фольклор
Словесные игры
Молчанки и голосянки
Поддевки
Сечки
Скороговорки
Небылицы – перевертыши
Загадки
Слайд 31
4. Игровой фольклор
Формальная роль игры без поэтической организации
текста
Формальная роль игры с игровой припевали
Формальная роль игры с
игровой приговорали
Игры импровизации
Жеребьевые сговорки
Слайд 33
При видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых
между ними нет четкой границы, многие произведения в одинаковой
степени могут быть отнесены и к тому и к другому. Например, ряд популярных хороводных песен («А мы просо сеяли», «Княгини мы по вас пришли», «В хороводе были мы», «Стой, моя роща» и другие) без видимых изменений текстов, зафиксированных, как у взрослых, так и в детской среде.
Слайд 34
Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую
активность в слове, организует игровые действия детского коллектива.
Слайд 35
Во многих детских песнях и играх воспроизводится время
и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает
историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.
Слайд 36
Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьёзному делу
взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят
своё отражение производственно - хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и социальная жизнь народа.
Слайд 38
При изучении детского фольклора перекрещиваются интересы фольклористики, этнографии,
этнопедагогики, возрастной психологии, что предполагает возможность использования в работе
их методов исследования.
Слайд 39
«Детский фольклор стал «арсеналом и почвой» русской детской
литературе, до сих пор питает и обогащает её. Не
было не одного литератора, писавшего для детей, творчество которого не несло бы зримых следов, теснейших связей с детским фольклором, не предлагало бы образцов его творческого освоения».
Слайд 41
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область
народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих
целую систему поэтических жанров фольклора.