Слайд 11
Цель программы – создание условий для реализации и развития
творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.
Задачи:
1. Подобрать, разработать методы выявления
музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
2. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
3. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.
4. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Слайд 12
Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до
двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:
· проявление
музыкальной впечатлительности малыша;
· характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;
· потребность в музыкальных впечатлениях;
· проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).
Доминирующая роль музыки в жизни ребенка — основной признак ранней детской музыкальности
Слайд 13
Выявление музыкально одаренных детей
Среди
многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными
как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Поэтому задолго до рождения научной экспериментальной психологии практика диагностики музыкальных способностей уже имела свои традиции. Широкое распространение в ней получило положение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Признание человека способным или неспособным всецело зависело от наличия или отсутствия этих качеств.
Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Слайд 14
Большое значение имеет то окружение, в котором растет
ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных
способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны.
Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности
Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы (Б.М. Теплов).
Слайд 15
Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в
структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального
воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б.М. Теплов).
Слайд 16
Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической
практике использовала технологию педагогического наблюдения. Составляя программу педагогического наблюдения
выделила в ней следующие этапы.
1. Определение объекта педагогического наблюдения;
2. Постановка цели;
3. Определение предмета – единицы наблюдения;
4. Определение сроков проведения педагогического наблюдения;
5. Проведение процедуры наблюдения;
6. Анализ полученных результатов.
Слайд 17
1. Объект педагогического наблюдения – музыкальность дошкольников;
2. Цель
наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;
3. Предмет наблюдения
(единицы наблюдения):
Слайд 18
Методологической основой организации процесса музыкального воспитания в дошкольном
образовательном учреждения являются теоретические труды исследователей детской одаренности и
психологии музыкальных способностей Б,М, Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, О. П. Радыновой, Ю.Б.Алиева, А. Н. Зиминой. В этих работах представлены решения теоретических проблем дидактики – проблем обучения и развития, обучения и творчества. Работы этих авторов так же являются теоретической основой для организации педагогического сопровождения музыкально одаренных детей, для построения индивидуальной работы с ними.
Технологическим условием педагогического сопровождения музыкально одаренных детей является организация дифференцированного подхода в процессе музыкального воспитания дошкольников.
Прежде чем представить особенности индивидуальной работы с одаренными детьми важно отметить, что основным содержанием музыкального воспитания таковых детей является реализуемая в нашем детском саду авторская программа И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой «Ладушки». Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел. Основной задачей программы является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Слайд 19
Методические принципы
1. Одним из главных принципов в работе
с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует
себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии
2. Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:
· Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
· Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
· Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)
3. Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный воспитатель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
6. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
Слайд 20
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без
специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по
тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.
Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись. В непрограмированном наблюдении за детьми не избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности.
Слайд 21
Анализ полученных в ходе диагностики результатов помогает решать
следующие задачи педагогической практики:
· Осуществлять дифференцированный подход в воспитании
и развитии детей. Выявить детей с скрытой одаренностью.
· Оценивать эффективность используемых форм, методов, и средств музыкального воспитания. Ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним из важнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса.
Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использую технологию педагогического наблюдения
Слайд 22
На основе полученных результатов делаются выводы об
уровне развития музыкальности ребенка.
Как уже отмечалось в теоретической части
настоящего проекта, музыкально одаренные дети, нуждаются в особом внимании со стороны родителей и педагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов.
Слайд 23
Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к
выводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие
между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.
Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали кружковую работу. Реализация педагогического проекта ведется по двум направлениям
– участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном и областном уровнях;
– подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Слайд 24
Работая с одаренными детьми важна импровизация, творчество. Коллектив
таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа с
ним требует колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, приступая к работе с одаренными детьми, педагог должен обладать креативным мышлением, испытывать потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.