Слайд 2
Ремесло:
оружейное дело
Пушечный двор в Москве, существует с 1475
г. в районе Лубянской площади (Пушечная ул.). Включал плавильные
печи, кузницы, литейные амбары.
Мастер Андрей Чохов, Царь-пушка, 1586 г. (калибр 35 д, масса 40 т, украшена рельефами, бронза, ядро 800 кг)
Слайд 3
Оружейная палата
Упоминается с 1547 г. как хранилище оружия,
а также мастерские по производству оружия и драгоценных изделий.
Слайд 4
Книгопечатание
1563 г. типография Ивана Федорова, первые книги
«Апостол» и «Часословец»
Слайд 5
Публицистика
Теория «Москва – третий Рим», старец Филофей
Рационалистические ереси:
Феодосий Косой отрицал церковь, её иерархию, догматы, обряды, феодальное
господство и подчинение, выступал против войн и провозглашал равенство всех народов. Выдвигал учение о «разуме духовном», противостоящем «человеческим преданиям», о «боге живых» и православном «боге мертвых». Считал «спасение» человека делом его собственных рук и отказывал богу в спасительной жертве.
Матвей Башкин, отвергал Троицу, божественное происхождение Христа, иконы.
Слайд 6
Иван Пересветов
Иван Пересветов – выразитель идеологии дворянства. Выходец
из западнорусских земель, «королевский дворянин» Великого княжества Литовского.
Воин-наемник, послуживший
«трем королям»
В конце 1538 года через Молдавию выехал на Русь.
В конце 1549 года Пересветов передал свои сочинения («две книжки») Ивану Грозному. Написаны от имени «Петра, молдавского воеводы».
В «Сказании о Магомет Султане» показал идеальное государство с твердой самодержавной властью.
Слайд 7
Идеи Пересветова:
Твердая вертикаль власти во главе с самодержцем
Судебная
реформа: суд должен быть справедливым, судьи – назначаться сверху
и сверху оплачиваться, пошлина в казну («не веру любит Бог, правду», «коли правды нет, ничего нет»)
Увеличить армию, дав свободу «похолопленным» воинам, установив для них оплату
Продвижение по службе по заслугам, а не по родству
Создание царской охраны на подобие турецких янычар
Необходимость взятия Казани
Отмечал симпатии к России порабощенных турками славянских народов
Слайд 8
Переписка Ивана Грозного
с князем Андреем Курбским
Велась в
течение нескольких лет, с 1564 г. (бегство Курбского в
Литву)
Позиция Курбского: сословно-представительная монархия
Позиция Грозного: самодержство, все подданные – государевы холопы.
Письмо Курбского: Царю, Богом препрославленному и среди православных всех светлее являвшемуся, ныне же – за грехи наши – ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных. И более сказанного говорить обо всем по порядку запретил я языку моему, но, из-за притеснений тягчайших от власти твоей и от великого горя сердечного решусь сказать тебе, царь, хотя бы немногое.
Ответ Грозного: Мы же хвалим за премногую милость, произшедшую на нас, еже не попусти доселе десницы пашей единоплеменною кровию обагритися, понеже не восхитихом ни под ким же царства, но божиим изволением и прародителей и родителей своих благословением, яко же родихомся во царствии, тако и возрастохом и воцарихомся божиим велением, и родителей своих благословением свое взяхом, а не чюжое восхитихом. Сего православнаго истинного христианского самодержства, многими владычествы владеющаго, повеление, наш же христианский смиренный ответ бывшему прежде православнаго истиннаго христианства и нашего содержания боярину и советнику воеводе… Почто, о княже, аще мнишися благочестие имети, единородную свою душу отвергл еси? Что даси измену на ней в день страшнаго суда? Аще и весь мир приобрящеши, последи смерть всяко восхитит тя...
Слайд 9
Литература
Сохраняется летописание:
«Летописец начала царства», доказательства необходимости самодержавия
Николаевская летопись,
16 тысяч миниатюр
Степная книга, портреты-описания великих князей и митрополитов
от Владимира до Ивана IV
Хронографы – изложение событий мировой истории
Слайд 10
«Повесть о Вавилонском царстве»
«Повесть о начале Москвы»
«Повесть о
Петре и Февронии Муромских» Ермалая Еразма
Житийная литература: «Житие митрополита
Филарета», Великие «Четьи-минеи» (12 томов, собрание житийных и религиозных текстов, составлены митрополитом Макарием)
Слайд 11
Домострой
Написана протопопом Сильвестром, затрагивала все стороны жизни:
О строении
духовном (Как веровати)
О строении мирском (Как царя чтити)
Об организации
семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
Кулинарная группа
Послание и наказание ото отца к сыну (посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму).
Слайд 12
Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей,
то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить
их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст.
Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня
Слайд 13
Архитектура
Городское строительство:
Китай- город
(китай-городская стена) в Москве
1538 г.
к угловым башням Московского Кремля пристроена стена
Архитектор Петрок Малой Фрязин
Длина
2 567 м , 12 башен.
Первоначально было устроено четверо ворот:
Сретенские (с начала XVII века именовались Никольскими),
Троицкие (заложены в конце XVII века),
Всехсвятские (с XVII века - Варварские)
Космодемьянские (заложены уже к 1616 году).
Происхождение названия: 1) происходит от старого слова «кита», то есть вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений; 2) kita произошло от слова сitta, полностью cittadelle (итал.) — цитадель, укрепление, т. к. строительством стены занимался итальянец Петрок Малой
Слайд 14
Белый город
в Москве
Построен в 90-е годы XVI в.,
архитектор Федор Конь.
Ныне – Бульварное кольцо.
Примером может послужить Смоленский
Кремль
Слайд 15
Скородо́м
(Деревя́нный го́род, Земляной город) .
Построен в 1592 - 1593
гг.
Возведение стен началось через год после набега на
Москву крымского хана Казы-Гирея.
Слайд 16
Тульский Кремль
1514 – 1520, вид правильного прямоугольника с
девятью башнями.
Стены возвышаются на белокаменном цоколе и завершаются двурогими
зубцами в виде ласточкиного хвоста.
В высота стен около 10 метров, толщина 2.8 — 3.2 метра.
Вдоль стен на высоте 6.5 метров боевой ход.
Протяженность стен составляет 1066.5 метра.
В кремле имеется 9 башен, 4 из них являются проездными.
Слайд 17
Особенности архитектуры
Новый тип храма - шатровый, не использовались
опоры, внутри – единое пространство, увенчанное шатром. Шатровые кровли,
своды, навесы, выполненные из древесины, стали появляться на Руси повсюду – над воротами, над крестьянскими избами и т.д.
Использование наравне с белым камнем и красного кирпича.
Использование металлических креплений при строительстве (вместо деревянных).
Пример: Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями.
Слайд 18
Колокольня Ивана Великого
Церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского
Кремля .
В основании колокольни располагается церковь преподобного Иоанна
Лествичника.
Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен.
Архитектор Бон Фрязин, 1505 – 1508. В 1532 – 43 гг Петрок Малый пристроил с левой стороны церкви звонницу с храмом Вознесения Господня.
В 1600 г. архитектор Федор Конь к двум ярусам колокольни построил еще один, высота – 81 м, самое высокое здание Москвы до к. XVIII века.
Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни.
Слайд 19
Архангельский собор
Московского Кремля
1505 – 1508,
архитектор Алевиз
Новый.
Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный. Выстроен из кирпича,
декорирован белым камнем. В соборе находятся фрески XV – XVI в, деревянный иконостас с иконами XVII – XIX вв.
Усыпальница московских правителей, князей и царей (до Петра I).
Слайд 20
Церковь Вознесения в Коломенском
1528 – 1532, архитектор Петр
Фрязин (Петрок Малый), первый шатровый храм в России. Построена
в честь рождения Ивана IV.
Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест.
Храм внесен в список памятников культурного наследия Юнеско.
Слайд 21
Храм
Покрова на рву
Собор Василия Блаженного.
Архитекторы – Барма
и Постник Яковлев, 1555 – 1561
Вокруг центрального храма –
восемь отдельных храмов, соединены между собой, ни один купол не повторяется. Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов):
Покрова Богородицы (центр),
Св. Троицы (восток),
Входа Господня в Иерусалим (запад),
Григория Армянского (северо-запад),
Александра Свирского (юго-восток),
Варлаама Хутынского (юго-запад),
Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),
Николая Чудотворца Великорецкого (юг),
Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).
Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.
Здание Храма Василия Блаженного возводилось из кирпича, нового в ту пору материала. Фундамент и цоколь храма, как и некоторые декоративные элементы, выполнили из более традиционного материала — белого камня.
В XVII в. был окрашен.
Внесен в список памятников архитектурного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 22
Смоленский собор Новодевичьего монастыря, 1524 – 1525, Алевиз
Новый.
Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, 1559 – 1585.
Слайд 23
Гражданское строительство
Александровская слобода
Царская резиденция в Александровской слободе
(также Александровский кремль) — древнерусская крепость, фактическая столица опричнины с
1564 – 1581.
К 11 декабря 1513 г. здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III. Остатки дворцовых сооружений ныне известны под именем Александровского кремля.
Среди построек дворца – дворец царя, где сохранились покои Ивана Грозного
Опричный двор
Слайд 24
Строительство в других городах
Псков, Покровская башня
собор Успенского монастыря
в Свияжске работы псковских мастеров