Слайд 2
Олимпийские игры Древней Греции – это крупнейшие спортивные
соревнования древности. Они проводились с 776 г. до н.э.
по 394 г. н.э. в Олимпии, считавшейся у греков священным местом и просуществовали 1168 лет. 293 раза (каждые четыре года) зажигался в неизменной Олимпии (отсюда и название Игр – Олимпийские) – олимпийский огонь.
Олимпиада проводилась в честь великого бога Зевса и была самым престижным состязанием.
Слайд 3
Олимпия, посвященная богам, принадлежала людям только во время
Игр. Здесь жили жрецы, хранители мест погребения и сокровищ.
Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба.
Слайд 4
К северо-востоку от священной рощи Альтис находился
стадион, соединенный с Альтисом 32-м подземным ходом. Через него,
после принесения жертвы богам участники состязаний в сопровождении судей выходили на арену.
Слайд 5
С приближением Олимпийских игр из Элиды во
всех направлениях разъезжались специальные послы – феоры. Они появлялись
везде, где находились греческие города – колонии.
Они сообщали о дне предстоящего великого празднества – знаменитых Олимпийских Играх в честь верховного греческого бога Зевса. А еще провозглашали условия священного мира (экехерия), который объявлялся на время празднеств (на три месяца) – для того, чтобы дать возможность атлетам и гостям прибыть на соревнования и благополучно вернуться домой. Всякие военные действия, где бы они не происходили, немедленно прекращались. На нарушителей этого условия налагался большой штраф – две мины серебром (примерно 54 кг чистого серебра); или проклятие, которое боги насылали на нарушителя олимпийского перемирия; а еще более страшным наказанием считалось – отлучение от Игр на одну или две Олимпиады!
Слайд 6
Все пребывающие в Олимпию считались «гостями Зевса» -
верховного божества древних греков и находились под его защитой.
Издревле Олимпия была одной из главных святынь Греции. Считалось, что их общему отцу – Зевсу – приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
Слайд 7
Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом
соревнований они давали клятву соблюдать правила – не прибегать
к нечестным приемам, не входить в сговор с соперниками или подкупать их, не наносить противнику увечья. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем. Провинившийся атлет подвергался штрафу и телесному наказанию.
Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований. Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или святотатстве.
Слайд 8
Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для
атлета, и для полиса, который он представлял.
Олимпиоников (победителей Игр)
венчали в храме Зевса оливковой ветвью – символом победы в своих достижениях и пурпурной лентой – знаком всеобщего признания. Эта традиция пошла с 752 г. до н.э.
Слайд 9
Организация Игр предусматривала контроль не только за ходом
самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним.
Контроль
осуществляли элланодики или гелланодики – судьи и распорядители Игр, которых выбирали из числа самых уважаемых и авторитетных граждан Элиды.
Слайд 10
Однако выступали и соревновались на Олимпийских играх не
только спортсмены. Ведь игры стали истинным праздником гармонии. Поэтому
между соревнованиями поэты читали зрителям свои стихи и гимны, сложенные в честь Игр, а ораторы прославляли Игры в речах.
На Олимпийских играх перед зрителями выступали такие известные люди Древней Эллады, как историк Геродот, писатель Лукиан, оратор Демосфен, философ Сократ, математик Пифагор.
Слайд 11
Первым из известных нам олимпиоником – победителем стал
Корэб, повар из Элиды, одержавший победу в беге на
один стадий (192 м 27см) в 776 г. до н.э.
Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на шести Олимпиадах, - был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города – колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 г. до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 г. до н.э. по 516 г. до н.э. он завоевал еще пять олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 г. до н.э. Милон, которому уже было больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику.
В истории Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками.
Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе.
Многие Олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 г. до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью.
А Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 г. до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки. Преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам.
Слайд 12
Церемония проведения Игр проходила торжественно, в несколько этапов.
Накануне
открытия Олимпиады прибывшие зрители восхищались мраморными статуями победителей предыдущих
Игр, располагавшимися между стадионом и рекой Алфей. Юношам показывали и статуи Зевса, возвышавшиеся возле холма Крона. Каждую из этих статуй заказывали и ставили на штрафы, налагаемые на тех участников Игр, кто жульничал, пытался подкупить противника или наносил ему увечья во время соревнований.
Слайд 13
Через несколько десятилетий после принятии христианской веры
и признания ее официальной религией, в 394 году римский
император Феодосий I, насильственно насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и специальным указом запретил их.
В тот год игры прошли в 293-й раз. После запрета древняя Олимпия постепенно стала приходить в запустение. Через 31 год, в 426 году император Феодосий II приказал сжечь и стереть с лица земли остатки языческих святилищ. Так погиб величественный храм Зевса, а его 12-ти метровую статую из золота и слоновой кости – творение бессмертного Фидия, одно из семи чудес света, увезли в Константинополь.
А в VI веке (через 100 лет), уже после крушения Римской империи, разгром Олимпии довершили два сильных землетрясения. А потом неожиданно разлились реки. Они вышли из берегов, смыли все преграды, и Олимпия исчезла с лица Земли под песком и тиной.