Слайд 2
Атриум
Молитвенный двор-атриум играл роль пространственной паузы, перехода от пространства
мирского к сакральному пространству храма. Позднее атриум растворится в священном
участке.
Слайд 3
Внешний вид атриума
Православный храм отделяется оградой или садом.
В атриуме находился фонтан для омовения(источник жизни).
Слайд 4
Нартекс
Следующий за атриумом нартекс был образом земли обетованной
для еще не принявших крещение или для кающихся. В нем
находилась чаша для омовения и крестильная купель.
Слайд 5
Наос
Пространство храма в Греции называлось наосом, что означало «жилище
божества». Как уже было отмечено, в раннехристианской традиции Храмом
мыслилась община верующих, которая была мистическим коллективным телом Господним
Слайд 6
Неф
За центральными продольными проходами храма закрепилось название неф . Наос
предназначался для сообщества сторонников веры, принявших крещение. Он стал символизировать
видимое небо и был образом Церкви земной.
Слайд 7
Апсида
Апсида перекрытая полукуполом конхи, символизировала первоначально царство чистого духа
для клириков. За апсидой закрепилась образность Церкви земной, связующей мир
дальний и горний.
Слайд 8
Алтарь
Алтарь — возвышение с престолом, на котором происходит
сакральное действо жертвоприношения. Алтарь символизировал жертву агнца божия. Ассоциировался
с престолом «невидимого Бога».
Слайд 9
Ориентация храма
Ориентация храма по оси восток — запад стабилизируется
начиная с V века. Алтарь обязательно ориентируется на восток,
откуда грядет царствие Христово.
Слайд 10
Образ Святой земли
После Миланского эдикта 313 г. паломничество
Святой земле, местам жизни и смерти Христа, стало массовым.
Традиция посещения мест, свидетелей явления Бога , стала основой одной из форм раннего богослужения, в котором большое место занимал обход святых мест.
Слайд 11
Принцип паломнического маршрута
Маршрута по святым местам Палестины и
Иерусалима был смоделирован в ритуальном следовании по главной святыне христианского
мира — храму Гроба Господня, в комплекс которого входили Голгофа, пещера, в которой было похоронено тело Христа, камень помазания и пуп земли, то есть центр мироздания.
Слайд 12
Космологическая концепция
Концепция православного складывается после появления Св. Софии Константинопольской,
которая воплотила в себе небо.
Слайд 13
Представление о царстве Небесном
Представление опирается на описание Небесного
Иерусалима в Откровении Иоанна Богослова. Понятие Бога, Вселенной и
храма сливаются.
Слайд 14
Символика крестово-купольного храма
Этап в формировании символики храма связан
с завершением столетнего раскола в связи с иконоборчеством.
Слайд 15
Внутренний вид
В куполе изображался Христос как Пантократор.
Алтарная апсида с
изображением Богоматери Оранты или Богоматери на престоле символизировала Церковь земную. Ниже
размещались святители — отцы и учители церкви, идеал и ориентир для всех верующих.
Своды и верхние части средокрестия были местом исторической реальности Священного Писания. На них изображались сцены двунадесятых праздников (Благовещение, Рождество и др.
В нижних ярусах храма размещался хор святых, состоящий из фронтальных фигур.