Слайд 2
Прием "дробления"
При подачи новостей по радио и телевидению
многочисленные, не связанных друг с другом, сообщения выстреливаются в
эфир подобно автоматной очереди. Журналы намеренно разбивают статьи, с тем, чтобы заставить читателя просмотреть несколько страниц рекламы. Такая фрагментация в подаче информации затрудняет осмысленный анализ поступающей информации и делает человека "более легкой добычей" для манипуляторов.
Слайд 3
Прием "немедленности" передачи информации
С помощью этого приема у
аудитории формируется ложное чувство срочности, возникающее в силу упора
на немедленность, создающее ощущение необычайной важности предмета информации. Как отмечает Шиллер, "при таком положении вещей умственный процесс… не в состоянии осмыслить информацию… Мозг превращается в решето…"
Слайд 4
"Утечка информации", т.е. организация преднамеренной утечки "важной" информации
в СМИ
Эта уловка опирается на "предубежденность обывателя в том,
что власти вершат свои дела втайне". Журналисты "запускают" в массовое сознание фальшивые документы, клеветнические измышления в отношении политических противников
Слайд 5
Прием "идеологическая стереотипизация"
Транслируемые стереотипы подменяют активное мышление, знание
- иррациональной встройкой в примитивизированные пропагандой теоретические положения.
Слайд 6
Прием "блистательная неопределенность"
заключается в наделении события, идеи,
вещи, конкретной личности обобщающим родовым именем, которое символизирует "мир
добра" и вызывает положительные чувства и эмоции. Таковы в сознании обывателя понятия "демократия", "свободный мир", "культура", "гуманизм", "духовность", "права человека" и т.п. Эти понятия часто прикрывают своим "сиянием" элементарные логические ошибки, на которых строится иллюзии и мифы, внедряемые пропагандистами в сознание реципиента (например, расширение понятия "западная цивилизация" до понятия "мировая цивилизация")
Слайд 7
Прием "наклеивание ярлыков"
стремление опорочить идею, личность, предмет
посредством эпитетов и метафор, замещающих логическое доказательство и вызывающее
нужное для журналистов отношение аудитории
Слайд 8
Прием "перенос"
строится на использовании представлений о чем
либо, что имеет для объекта пропаганды бесспорный авторитет или
высокую престижность. В его основе - ассоциация описываемых событий с уже сложившимися у аудитории ценностными стандартами, вызывающими положительную или отрицательную реакцию.
Слайд 9
Прием "подтасовка карт"
рассчитан на недостаточную осведомленность аудитории.
Он заключается в тенденциозном подборе фактов, использовании фальшивых доводов
или искусственно смонтированного зрительного ряда
Слайд 10
Прием "игра в простонародье"
(например, фотомонтажи контакта Сталина
с народом)
Слайд 11
Прием “закон предшествования”
Согласно “закону предшествования” любое первое сообщение
о том или ином факте, событии оказывает более сильное
воздействие на аудиторию, чем последующие
Слайд 12
Прием “затрагивания запретных или нежелательных тем”
эксплуатирует тяготение человека
к познанию скрытых, пикантных, тайных сторон жизни, не отражающихся
в официальных источниках информации. Это может быть, в частности, информация связанная с негативно воспринимаемыми аудиторией моментами частной жизни политических деятелей, должностных лиц, “звезд” эстрады
Слайд 13
Прием "осмеяние"
При использовании этой техники, осмеянию могут подвергаться
как конкретные лица, так и взгляды, идеи, программы, организации
и их деятельность, различные объединения людей, против которых идет борьба. Выбор объекта осмеяния осуществляется в зависимости от целей и конкретной информационно-коммуникативной ситуации
Слайд 14
Прием “эмоциональная подстройка” (или “эмоциональный подстрой”)
Настроение вызывается среди
группы людей с помощью различных средств (соответствующее внешнее окружение,
определенное время суток, освещение, легкие возбуждающие средства, различные театрализованные формы, музыка, песни, и т.д.). На этом фоне передается соответствующая информация, но стремятся к тому, чтобы ее не было слишком много
Слайд 15
Прием “мнимый выбор”
Суть данного приема заключается в том,
что слушателям или читателям сообщается несколько разных точек зрения
по определенному вопросу, но так, чтобы незаметно представить в наиболее выгодном свете ту, которую хотят чтобы она была принята аудиторией