Слайд 2
Развитие музыкальных способностей
- одна из главных задач музыкального воспитания. Важным для
педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения.
Музыка – это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка - это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Слайд 3
Одним из ярких средств эстетического
воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию,
надо развивать у ребенка общую музыкальность. Признак музыкальности в том, что ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Так же признаком музыкальности служит то, что ребенок способен вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарное музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. И еще к признаку музыкальности можно отнести то, что ребенок проявляет творческое отношение к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.
Слайд 4
В.А.Сухомлинский
называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и
понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей. Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.
Слайд 5
Музыкальное занятие как
продуктивный вид деятельности
Задачи музыкального воспитания
Основная задача воспитания в детском саду – всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет и музыка. Музыкальное воспитания – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. Ребенок в том случае успешно усваивает различные виды музыкальной деятельности, если учитываются его индивидуальные особенности, возрастные возможности.
Виды и формы музыкальной деятельности
Одним из ведущих
видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра.
В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.
Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.
Следующий вид музыкальной деятельности – детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.
Еще одни вид музыкальной деятельности – музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.
Слайд 7
Формы организации музыкальной деятельности:
занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой,
самостоятельной деятельности.
Музыкальные занятия – основная форма организации воспитания, обучения, развития детей – базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной. Музыкальные занятия имеет ясную структуру, которая завуалирована в игру для легкого восприятия детьми. На занятиях не нужно навязывать свое решение и мнение ребенку, необходимо побуждать мыслить его самостоятельно, творчески. Музыка развивает ребенка не только духовно, но и умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию.
Развитие музыкальных способностей
Глинка,
Чайковский, Моцарт, Бетховен... Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги? Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Слайд 9
Природа щедро наградила человека.
Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать,
чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - одно из свойств данное природой человеку.
Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
Музыкальность (Б.М. Теплов, 1985) – это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. У всякого ребенка есть некоторая музыкальность, как основа развития музыкальных способностей в условиях организованного обучения. Следовательно, основной целью педагога является нахождение пути развития этих способностей. Основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, способность человека эмоционально на нее отзываться. Чтобы глубже воспринять содержание музыкального произведения, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма .
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Занятия
по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:
1. Упражнения с помощью которых совершенствоваются навыки основных движений, проходит усвоение танцевальных элементов, упражнения без музыки.
2. Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или музыкально-дидактическая игра.
3. Упражнения с предметами, подвижные игры (музыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же включаются и задания на игровое и танцевальное творчество.
Большую помощь в работе с дошкольниками оказывают упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача - дать детям необходимые двигательные навыки. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме.
Упражнения без музыки помогают принимать правильное исходное положение, формировать навыки построения и перестроения.
Музыкально – ритмическая деятельность помогает выявить у многих ребят природные способности, положительно влияет на детей с повышенной утомляемостью, гиперактивностью, замкнутостью и т. д.
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.
Слайд 11
Итак, чем активнее общение ребенка с
музыкой, тем более музыкальней он становится, чем более музыкальней
он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Слайд 12
Музыкальное развитие, как и
любые другие психические и физиологические процессы, идет по возрастающей
линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения. Это картина динамики музыкального развития.