Слайд 2
В ночь с 23 на 24 июня на
Руси отмечают праздник вершины лета.
Это мистический, загадочный, но в
то же время весёлый праздник, полный обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
Слайд 3
Иоанн Креститель
У наших предков
существовало божество
Купало
(Купала)
олицетворяющее
плодородие.
В его честь вечерами
распевали песни
и прыгали
через костер.
Иваном
божество Купало
стало называться после
крещения Руси,
когда его заместил
Иоанн Креститель,
крестивший самого
Христа и чье рождество
праздновалось
24 июня.
Слайд 4
В канун праздника, русские люди обязательно мылись в
банях.
Совмещая в себе стихии огня и воды, баня
символизировала полное очищение человека через огонь и воду.
Слайд 5
Обыкновенно именно в этот день заготавливали банные веники
на весь год.
Также в этот день девушки, облаченные
в лучшие наряды, расхаживали по домам, призывая хозяев: «Умойте!». Это значит: подарите что-нибудь из девичьих украшений – ленточку, бусы, сережки и прочее.
Слайд 6
Весь Иванов день заполнен водой. В этот день
принято было обливать грязной водой всякого встречного. Считалось, чем
чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Купаться же было предписано на заре: тогда купание обладало целебной силой.
Слайд 7
В некоторых областях крестьяне считали такое бултыхание опасным,
ибо в Иванов день справляет именины сам водяной, который
терпеть не может, когда в его царство вторгаются люди, и потому мстит им тем, что топит всякого неосторожного бедолагу.
Слайд 8
В Ночь на Ивана Купала девушки плетут венки
и пускают их по реке, гадают. У кого венок
дольше всех проплывёт, та и будет всех счастливее.
Купалу празднуют в лесу, и все его обитатели, включая леших, тоже присоединяются к общим пляскам и гаданиям.
Слайд 9
В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них
плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше —
тот будет счастливее.
В старину матери на купальских кострах сжигали одежду больных детей, чтобы с ней сжечь и сами болезни. Роса, выпавшая на Иванов день, считалась целебной. Ею умывались, чтобы избавиться от болезней.
Слайд 10
Молодёжь, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры,
потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.
Слайд 11
С днем Ивана Купалы народ связывал свои представления
о неимоверных богатствах природы. Люди ждали не только обильного
урожая, но и еще большей щедрости – успеха в поисках спрятанных сокровищ.
Слайд 12
Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает
папоротник. Чудесный огненный цветок может указать местонахождение клада. Около
полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.
Слайд 13
В народе верили, что все чудодейственные и целебные
травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу.
Поэтому лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год.
Слайд 14
В ночь на Купалу нельзя было спать,
так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы,
оборотни, упыри, русалки... Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям.
Слайд 15
Обряды и приметы
В купальскую ночь деревья переходят
с места на место и разговаривают друг с другом
посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.
Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.