Слайд 2
Туберкулез у ВИЧ-инфицированных
Туберкулез у ВИЧ-инфицированных больных протекает злокачественно,
имеет склонность к генерализации и прогрессированию вследствие выраженного иммунодефицита.
Выявление
больного с распространенным и прогрессирующим туберкулезом служит сигналом к необходимости целенаправленного обследования его на ВИЧ-инфекцию. В то же время больных СПИДом следует рассматривать как потенциальных больных туберкулезом.
Эпидемия ВИЧ-инфекции внесла и постоянно вносит радикальные изменения в эпидемиологию туберкулеза. Основное влияние ВИЧ-инфекции выражается в скорости прогрессирования клинически выраженного туберкулеза у лиц, ранее инфицированных МВТ.
Слайд 3
Туберкулез и ВИЧ-инфекция могут сочетаться в трех вариантах:
первичное
заражение туберкулезом ВИЧ-инфицированных больных;
одновременное заражение ВИЧ-инфекцией и туберкулезом;
развитие туберкулезного
процесса на фоне развития иммунодефицита при ВИЧ-инфекции (СПИДе).
Лица, инфицированные одновременно туберкулезом и ВИЧ, подвержены особенно высокому риску заболевания. У них ежегодная вероятность развития туберкулеза равна 10%, в то время как у остальных контингентов населения подобная вероятность не превышает 5% на протяжении всей жизни.
Эпидемиологический анализ данных показывает, что основным путем передачи ВИЧ-инфекции в Казвхстане является парентеральный, который реализуется в подавляющем большинстве случаев при введении наркотиков (96,8% случаев от числа установленных путей передачи).
Слайд 4
Патогенез и патоморфология
ВИЧ-инфекция существенно влияет на состояние иммунореактивности
при туберкулезе, изменяя взаимоотношения в системе клеточного иммунитета, нарушая
дифференцировку макрофагов и формирование специфической грануляционной ткани.
Соответственно этому более частое развитие туберкулеза у ВИЧ-инфицированных может происходить как из-за снижения сопротивляемости к первичному или повторному заражению МБТ (экзогенное заражение), так и в результате реактивации старых остаточных посттуберкулезных изменений, ослабления противотуберкулезного иммунитета (эндогенная реактивация).
Слайд 5
Гистоморфологические проявления туберкулезного воспаления при ВИЧ-инфекции также обнаруживают
явную корреляцию с количеством CD4+ клеток в крови.
По
мере падения их уровня прослеживаются следующие изменения в зоне туберкулезного воспаления:
уменьшается количество, а затем и совсем исчезают типичные туберкулезные гранулемы,
в них отсутствуют характерные клетки Пирогова-Лангханса.
значительно уменьшается количество эпителиоидных клеток;
число макрофагов может увеличиваться, но неполноценность их функции выражается в неспособности формировать гранулемы.
Слайд 6
Тканевая реакция проявляется преимущественно творожистым некрозом с большим
числом МБТ с очень слабо выраженными экссудативно-пролиферативными процессами. При
развитии туберкулеза у ВИЧ-инфицированного пациента в результате повышенного выброса этого лимфокина в легких развивается некротический процесс.
Для терминального периода СПИДа при туберкулезе характерно наличие типичного некроза. Пораженные ткани быстро подвергаются массивному разжижению и буквально «нафаршированы» МВТ. На поздних стадиях ВИЧ-инфекции активный туберкулезный процесс почти в 90% случаев является основной причиной смерти. При этом, как правило, имеет место гематогенная генерализация туберкулеза с легочными и внелегочными метастазами, поэтому обнаружение комбинированных легочных и внелегочных локализаций туберкулеза некоторые авторы склонны рассматривать как один из признаков СПИДа.
Нередки случаи сочетанного развития туберкулеза и других СПИД- индикаторных заболеваний (пневмоцистная пневмония, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, саркома Капоши).
Слайд 7
Клиническая картина.
Тяжесть клинических проявлений туберкулезного процесса тем больше,
чем меньшее количество CD4+ клеток циркулирует в периферической крови.
Основными клиническими проявлениями туберкулеза на фоне ВИЧ- инфекции являются:
астения
постоянная или интермиттирующая лихорадка
длительный кашель,
значительное снижение массы тела
диарея
увеличение лимфатических узлов (преимущественно шейных и подмышечных, реже паховых), плотной консистенции, бугристых, плохо смещающихся при пальпации.
Выраженность симптомов туберкулеза у ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, в значительной мере зависит от степени угнетения клеточного иммунитета.
Слайд 8
Заболевание чаще протекает по типу инфильтративного или генерализованного
процесса. Наиболее типичными жалобами являются слабость, кашель, высокая лихорадка
и потливость. Характерно значительное похудание больного, потеря массы тела составлять 10—20 кг и всегда больше 10% от исходной.
Проявления туберкулеза, когда количество лимфоцитов еще остается достаточно высоким, могут быть самыми типичными и ничем не отличаться от клинической и рентгенологической картины у ВИЧ- отрицательных больных.
На этом этапе у больных доминируют обычные проявления преимущественно легочного туберкулеза. Развиваются верхнедолевые инфильтративные и реже очаговые процессы, в половине случаев с распадом, поэтому специфическая терапия оказывается эффективной, и туберкулез излечивается. По мере снижения количества CD4+ лимфоцитов в крови (до 200 в 1 мм3 и менее) наряду с легочными поражениями (или вместо них) все чаще обнаруживают внелегочные локализации туберкулеза.
Слайд 9
Клинические проявления туберкулеза часто атипичны. При поражении легких
долевые инфильтраты рентгенологически не имеют типичной локализации, часто процесс
склонен к диссеминации (милиарный туберкулез).
Особенно часто в патологический процесс вовлекаются лимфатические узлы и менингиальные оболочки, а также плевра. У многих больных снижается туберкулиновая чувствительность, при этом частота отрицательных реакций обратно пропорциональна уровню CD4+ лимфоцитов.
В последнее время все чаще появляются сообщения о преобладании внелегочной локализации туберкулеза у ВИЧ-инфицированных лиц. При этом возможно развитие специфического процесса в шейных, мезентериальных, реже тонзилярных лимфатических узлах, а также в мышцах грудной и брюшной полости и головном мозге с развитием специфических абсцессов и натечников. Нередко это приводит к смерти больного, несмотря на специфическое и хирургическое лечение.
При СПИДе выявляется глубокое поражение иммунной системы при содержании CD4+ лимфоцитов меньше 200—100 в 1 мм3, что свидетельствует о снижении Т-клеточного иммунитета вплоть до его исчезновения. Развиваются наиболее тяжелые, остропрогресирующие и распространенные процессы, такие как милиарный туберкулез и менингит.
Туберкулезные изменения в легких у больных СПИДом отличаются более частым развитием прикорневой аденопатии, милиарных высыпаний, наличием преимущественно интерстициальных изменений и образованием плеврального выпота. В то же время у них достоверно реже поражаются верхние отделы легких, не столь часто формируются характерные для туберкулеза каверны и ателектазы.
Нередко у больных СПИДом вместо милиарных высыпаний на рентгенограммах легких обнаруживают диффузные сливающиеся инфильтративные изменения, протекающие по типу казеозной пневмонии. Весьма характерным считается значительно более частое развитие туберкулезной микобактериемии, которая у больных СПИДом осложняется септическим шоком с нарушением функции многих органов.
Слайд 10
Диагностика туберкулеза
ВИЧ-инфицированных лиц осуществляется на основании стандартных методов
обязательного клинического обследования, состоящего из:
изучения жалоб и анамнеза пациента;
объективного
обследования;
анализов крови и мочи;
рентгенографии органов грудной клетки;
трехкратном микроскопическом исследовании мокроты и ее по¬сева на питательные среды;
оценки внутри кожной реакции Манту с 2 ТЕ ППД-Л;
ИФА противотуберкулезных антител и туберкулезных антигенов.
Однако необходимо учитывать, что в этот период течения ВИЧ-инфекции и СПИДа практически у всех больных определяется микобактериемия и обнаружение возбудителя в периферической крови является важнейшим диагностическим тестом.
Слайд 11
Учитывая высокую частоту внелегочных
поражений у больных туберкулезом и СПИДом, немаловажную роль в
диагностике отводят биопсии лимфатических узлов, селезенки, печени, костного мозга и других органов, где в биоптатах более чем у 70% пациентов удается обнаружить кислотоустойчивые микобактерии.
Исследование туберкулиновой чувствительности по пробе Манту с
2 ТЕ ППД-Л и ИФА определения противотуберкулезных антител и антигенов МБТ имеют ограниченную диагностическую значимость ввиду иммуносупрессии и анергии к туберкулину больных туберкулезом и СПИДом.
Частая внелегочная локализация у больных туберкулезом и СПИДом предполагает широкое использование в диагностике неясных случаев компьютерной томографии
При неблагоприятном для жизни прогнозе у лиц с сочетанной патологией в иммунограмме наблюдается резкое снижение количества CD4+ лимфоцитов, В-лимфоцитов и естественных киллеров, увеличение концентрации IgG, M, А, резкое увеличение циркулирующих иммунных комплексов и снижение функциональной активности нейтрофилов. В таких случаях прогрессирование туберкулеза на фоне химиотерапии в 30% случаев приводит к летальному исходу.
Слайд 12
Лечение.
Химиотерапии туберкулеза органов дыхания у ВИЧ-инфицированных больных является
высокоэффективной. Обычным аспектом лечения больных туберкулезом и СПИДом является
одновременное назначение нескольких антиретровирусных препаратов (нуклеозидные и ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы и ингибиторы протеазы вируса).
Противотуберкулезная химиотерапия должна сочетаться с аниретровирусным лечением:
Больные туберкулезом с количеством CD4+ лимфоцитов более 350 в мм3 в антиретровирусной терапии обычно не нуждаются и им проводят только химиотерапию;
Больным туберкулезом с количеством CD4+ лимфоцитов от 350 до 200 в мм3 антиретровирусную терапию назначают в конце интенсивной фазы химиотерапии через 2-3 мес от начала лечения;
Больным туберкулезом с количеством CD4+ лимфоцитов менее 200 в мм3 антиретровирусную терапию назначают одновременно с химиотерапией.
Слайд 13
ВИЧ-инфицированные больные с впервые выявленным туберкулезом легких в
интенсивную фазу химиотерапии в течение 2—3 мес получают четыре
основных противотуберкулезных препарата: изониазид, рифампицин, пиразинамид и этамбутол.
Следует отметить, что такие антиретровирусные препараты, как ингибиторы протеазы, инактивируются ферментом, активность которого повышается рифампицином. В связи с этим в режимах химиотерапии целесообразней использовать рифабутин — синтетический аналог рифампицина.
Ряд антиретровирусных препаратов (зерит, видекс, хивид) в сочетании с изониазидом взаимно усиливают нейротоксичность, поэтому в режимах химиотерапии лучше использовать феназид — препарат из группы гинк, не обладающий нейротоксичностью.
При выявлении лекарственной устойчивости МБТ проводят коррекцию химиотерапии и удлиняют сроки интенсивной фазы лечения. Возможно сочетание основных, к которым сохранилась чувствительность МБТ, и резервных препаратов, однако комбинация должна состоять из пяти препаратов, из которых не менее двух должны быть резервными.
Слайд 14
Показанием для фазы продолжения лечения является прекращение бактериовыделения
по микроскопии мокроты и положительная клинико-рентгенологическая динамика процесса в
легких. Фаза продолжения лечения продолжается 4-6 мес изониазидом и рифампицином или изониазидом и этамбутолом.
Общая продолжительность лечения определяется сроками прекращения бактериовыделения и стабилизацией процесса в легких. В связи с риском малой эффективности комбинации резервных препаратов, а также рецидивов туберкулеза, вызванного множественно-устойчивыми штаммами МБТ, химиотерапию проводят в течение не менее 18—22 мес. При этом очень важно обеспечить длительное лечение таких больных резервными противотуберкулезными препаратами
Слайд 15
Высокая степень эндогенной интоксикации
Нежелательные реакции на ПТП
Лекарственная устойчивость
МБТ
Проблемы в лечении больных
ВИЧ-ассоциированным туберкулезом
Сопутствующая патологият
Подавление клеточного иммунитета
Слайд 16
Эффективность лечении туберкулеза при СПИДе
Благоприятное течение – 20-25%,
Смертность
– 50-67,7%,
Когда к туберкулезу присоединяется СПИД, продолжительность жизни больных
от момента выявления этого факта составляет в среднем 485 дней; при одновременном выявлении обоих заболеваний – 669 дней; при присоединении туберкулеза у больных СПИДом – в среднем 820 дней.
Неэффективность лечения больных туберкулезом и СПИДом обусловлена:
несвоевременным и поздним выявлением туберкулеза и ВИЧ-инфекции,
прогрессирующим их течение на фоне иммунодефицита,
наличием тяжелых сопутствующих заболеваний,
резистентностью микобактерий к антимикобактериальным препаратам,
отсутствием АРВТ,
неадекватным поведением больных,
несвоевременным и неполным определением ВН и клеток СД-4.
Слайд 17
Профилактика туберкулеза при ВИЧ-инфекции
Первичная профилактика проводится ежегодно 2 противотуберкулезными
препаратами – изониазидом и рифампицином (этамбутолом) на протяжении 6
месяцев в году. Вакцинация БЦЖ при ВИЧ-инфекции противопоказана.
Вторичная профилактика предусматривает:
информирование о туберкулезе и мероприятиях по его профилактике среди ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом и их родственников,
своевременное выявление туберкулеза (ежегодное рентгенологическое обследование ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом),
исследование мокроты на МБТ (современными метолами).
Третичная профилактика заключается в предупреждении прогрессирования и осложнений заболевания и в создании системы психологической и социальной адаптации больных.
Слайд 18
Переднезадняя рентгенограмма легких, на которой виден инфильтрат в
нижней части правого легкого в сочетании с плевральным выпотом.
Слайд 19
Боковой рентгеновский снимок грудной клетки, демонстрирующий выраженное затемнение
в средней и нижних долях легких и аденопатию у
мужчины со СПИДом.