Слайд 2
Введение
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих
человека из мира животных.
Попытки объяснить феномен творческого мышления
делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике.
Слайд 3
Исторический обзор исследований проблемы творчества
С давних времен
умы ученых и философов занимает вопрос: "Как возможно творческое
мышление?".
Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания.
Существенное влияние на дальнейшие исследования творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля, которые легли в основу ассоциативной психологии.
Слайд 4
Ассоцианистский подход
Два основных компонента:
идей (или элементов)
ассоциаций
(или связей) между ними
Слайд 5
Ассоцианистский подход
Ассоциативная психология оказалась
не в состоянии объяснить закономерности процесса
сознательного мышления и, в частности творческого мышления.
Она признавала только "сознательное мышление" (индукция, дедукция, способность сравнения, отношения), подчиняющееся ассоциативным законам.
Слайд 6
Отличительные особенности творческой личности
Творческим обычно называют человека,
совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего
произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.
Слайд 7
Отличительные особенности творческой личности
Слайд 8
Требования
не быть ограниченным, ослепленным привычками;
не повторять просто
и раболепно то, чему вас учили;
не действовать механически;
не занимать частичную позицию;
не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.
Слайд 9
4 качества креативной личности
-Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых
идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек
почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
-Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
-Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
-Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Слайд 10
6 параметров креативности
способность к обнаружению и постановке проблем;
способность к генерированию большого числа идей;
гибкость – способность
продуцировать разнообразные идеи;
оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.
Слайд 11
По Стенбергу:
способность идти на разумный риск;
готовность преодолевать
препятствия;
толерантность к неопределенности;
готовность противостоять мнению окружающих.
Слайд 12
А. Олах:
независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы,
неконформность оценок и суждений;
открытость ума – готовность поверить
своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Слайд 13
Методы стимулирования проявления творческих способностей
Под внешней мотивацией
творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение
вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание).
Слайд 14
Факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству:
> интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки;
> самооценка;
> стабильность
эмоционального состояния.
Слайд 15
Методы стимулирования:
Минимизировать отрицательное влияние моральных и культурных запретов
;
Высокая самооценка;
Эмоциональная стабильность.
Слайд 16
Вывод:
Исследователи до сих пор так и не
пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать
основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная стабильность.