Слайд 2
История возникновения росписи
Возникновение и распространение росписи связано с
миграцией русского населения на Урал, пик которой, особенно у
старообрядцев, пришелся на XVIII—XIX вв.
Так вот, в XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы. В конце XVIII - начале XIX веков переселенцы с юга России и Украины добавили обилие фантазийных форм, богатую цветовую гамму, композицию
Слайд 3
В это время на Урале складывается два направления
расписной утвари - роспись металлических и деревянных изделий.
Первое
получило распространение в поселках при демидовских заводах стало ремеслом городским. Уже существовавшей в то время техникой письма расписывали подносы, сундуки, шкатулки, столы и т.д. Демидов организовал школу, создал производство, что послужило толчком для развития промысла.
Слайд 4
Второе, стало ремеслом сельских районов Урала и было
сосредоточено в наиболее заселённых посёлках.
Различные сёла специализировались на
производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова — изготавливали прялки и т.д.
Развитию деревообрабатывающих промыслов способствовало обилие лесного материала (берёза, сосна и др.)
Слайд 5
В ту пору на Урале и Сибири было немало
чудо-мастеров народной росписи. Украсить свое жилище стремился каждый: ярким, роскошным
узором покрывали не только стены дома снаружи и внутри, но и предметы быта и орудия труда. Если покупка коровушки-кормилицы обходилась крестьянской семье в 15 рублей, то роспись горницы - в 35 рублей.
Слайд 8
Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно-прикладного искусства, способствовал
устойчивому сохранению в народных ремёслах древнейших мотивов. Например создание
праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов.
Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Большую прялку преподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях.
Слайд 9
На Урале прялки чётко различались по конструктивному
принципу. Были корневые, составные и токарные прялки.
Слайд 10
Урало-Сибирская роспись
Эта роспись - выполняется как по
дереву,
так и по металлу.
Она предполагает особую технику
мазка,
так называемый разбел,
когда на кисть одновременно с
Белилами берется и цветная краска.
Слайд 11
Отличительные особенности росписи
Выполняется при помощи масляных красок
Роспись
совершается без термической обработки, то есть холодным способом
Проста
в технике своего выполнения
Используется ограниченное количество цветов, которые крайне редко смешиваются
Цветовая гамма основана на контрастах.
Слайд 12
Гамма росписи
Ограничена несколькими цветами красных, синих, жёлтых, зелёных
оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый
— для моделировки форм и чёрный - для приписок графических элементов.
Слайд 13
Основные мотивы росписи
цветы, ягоды, фрукты, виноград, травки и
веточки. Реже используются фигуры птиц, животных и человека. Травки
и веточки в композиции играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты и в то же время, обогащая фон, внося разнообразие в композицию.
Слайд 15
Поэтапное рисование элементов росписи
Мы рассмотрим одну из школ
Уpaло-Сибирской росписи: Кемеровскую. Ее отличительной особенностью
является двухцветный мазок который
получается, когда на один край плоской кисти
набирают основной цвет, а на другой - более светлый, затем проводят несколько
раз по палитре и получают цветовую растяжку.
Слайд 16
Поэтапное рисование элементов росписи
Слайд 17
Поэтапное рисование элементов росписи
Слайд 18
Поэтапное рисование элементов росписи
Слайд 19
Поэтапное рисование элементов росписи
Слайд 20
Поэтапное рисование элементов росписи
Слайд 21
Поэтапное рисование элементов росписи
Слайд 22
Поэтапное рисование элементов росписи
Слайд 23
Пример росписи на изделии
«Разделочная доска»
Слайд 24
1 этап.
Составление композиции на бумаге.
2 этап. После
грунтования карандашом отмечаем расположение основных элементов на изделии. Крупные
цветы или, если есть – животные.
Слайд 25
3 этап.
Далее приемом "двойной мазок" рисуем
подмалевки цветов и рябины.
Для выполнения двойного мазка
кисточка ставится лопаткой. На одну
сторону лопатки берется одна краска,
например, в подмалевке цветка
белая, а на другую сторону розовую
краску. И затем методом кручения
выполняем цветы.
При помощи двойного мазка, желтая и оранжеваякраска,методом кручения рисуем рябину.
Слайд 26
4 этап. Дополняем нашу композицию листьями. Листья рисуют
двойным мазком - желтым и зеленым цветом.
5 этап. Заполняем
пустующее пространство травкой.
Слайд 27
6 этап. Методом "тычок" дополняем композицию цветами
Заключительный этап
- лакирование изделия.
Слайд 28
Восстановление художественных промыслов Урала
Проходит этапы:
1) восстанавливают приемы
письма и технологию росписи с созданием на их основе
современного ассортимента художественных, утилитарных изделий, сувениров и игрушек.
2)Затем проводят производственное апробирование восстановленных приемов и технологий. И одновременно обучение художников и мастеров специфическим особенностям этих приемов.
2)И наконец, наступает третий этап, когда роспись приживается на предприятии, налаживается выпуск изделий и она начинает жить своей собственной жизнью, подчиняясь законам развития искусства нашего времени" (Барадулин В.А. Уральская народная роспись по дереву).
Слайд 29
Восстановление художественных промыслов Урала
Активное участие в возрождении уральской
росписи и создании нового ассортимента приняли художники НИЙХП —
3. Архипова, А. Бабаева, искусствовед В.А. Барадулип и др. Им удалось восстановить приемы уральской росписи и передать их местным мастерам. Однако искусство росписи не стоит на месте, оно развивается, сохраняя традиционные основы: своеобразный цветовой строй и монументальность композиций.
Слайд 30
Современная урало-сибирская роспись
Слайд 31
Современная урало-сибирская роспись
Слайд 32
Современная урало-сибирская роспись
Слайд 33
Современная урало-сибирская роспись
Слайд 34
Современная урало-сибирская роспись