Слайд 2
Василий Розанов — философ, публицист и
критик, родился в Ветлуге в 1856 году, окончил курс
в Московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 года служит в центральном управлении государственного контроля.
Слайд 3
Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности,
Василий Розанов в обширном труде «О понимании. Опыт исследования
природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (Москва, 1886) дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю критику утилитаризма Василий Розанов дал в статье «Цель человеческой жизни» («Вопросы философии», 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Розанова изложены в книге «Красота в природе и ее смысл» (Москва, 1894), написанной по поводу взглядов Вл. С. Соловьева.
Слайд 4
Гораздо больше внимания Василий Розанов посвятил философии истории,
в связи с запросами и требованиями современности. («Религия и
культура», сборник статей, Санкт-Петербург, 1899). Выступив на это поприще статьей «Место христианства в истории» («Русский Вестник», 1890, 1 и отд.), Розанов обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики.
Слайд 5
Статьи Василия Розанова о браке (1898) были поворотным
пунктом в этом отношении. Много было сказано здесь такого,
что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников Розанова (по его мнению, например, день Ходынской катастрофы есть вместе с тем и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге «Сумерки просвещения» (Санкт-Петербург, 1899).
Слайд 6
Критикуя современный строй школы и воспитания, Василий Розанов
находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три
принципа образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с ней; наконец, принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих, порой блестящих и всегда крайне парадоксальных, критических статьях Василий Розанов занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе» (Санкт-Петербург, 1893) и «Литературные очерки», сборник статей (Санкт-Петербург, 1899).
Слайд 7
Василий Розанов оставил после себя афоризмы:
«Чтобы «опровергнуть» Пушкина
- нужно ума много. Может быть, и никакого не
хватит. Как же бы изловчиться, - какой прием, чтобы опрокинуть это благородство?
...Встретить его тупым рылом. Захрюкать. Царя слова нельзя победить словом, но хрюканьем можно».
«Отчего никто не кричит? Отчего Россия не стонет? О, рабья страна: целуешь кнут, который тебя хлещет по морде».
«Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это - РОССИЯ.
Но глупые дети все расстратили. Это РУССКИЕ».
Слайд 8
Бессюжетная эссеистско-дневниковая проза представляет собой нерасчлененный сплав бытового
и философского, политического и интимного, трагического и «пошлого» (книги
«Уединенное», 1912, «Опавшие листья», т. 1-2, 1913-15, «Апокалипсис нашего времени», 1917-18).