Слайд 2
Преподаватель – кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии
Кожина Ольга Павловна
Курс «Культурология» в настоящее время является обязательным
в системе ВП образования в СФУ. Курс «Культурология» будем изучать в течение одного семестра.
Зачетная единица – экзамен, который будет выставляться преподавателем, ведущим лекции и практические занятия (знать преподавателя в лицо).
Экзамен выставляется на основе суммарного результата, который включает: посещение и работу на лекциях, семинарах, итогов тестирования. Работа на семинарах также предполагает подготовку докладов в виде презентации.
Вопросы к экзамену будут составлены на основе лекций и рассмотренного материала на семинарских занятиях.
Слайд 3
Тема 1. Культурология как наука:
становление, статус, предмет,
структура, методы исследования.
Становление культурологии как науки
Понятие «культурология» состоит из
двух терминов «культура» и «логос». Слово «логос» в переводе с греческого означает «учение», «область некоторого знания», «наука».
Значит, культурология – это наука о культуре.
Культурология возникла в середине ХХ века и находится в процессе становления.
Впервые термин «культурология» ввел в 1939 г. американский ученый Лесли Альвин Уайт (1900—1975), в своих работах: «Наука о культуре» (1949 г.), «Эволюция культуры» (1959 г.), «Понятие культура» (1973 г.).
Именно Л.А. Уайт обосновал необходимость выделения культурологии, как новой области знания.
Слайд 4
В России можно обозначить три периода становления культурологии.
Первый (1987- 1995 гг.) – период формирования новой области
знания. Причем, процесс самоопределения культурологии как научной дисциплины еще не завершен.
Второй (1995 - 2010 г.) - культурология была введена в Государственный стандарт высшего профессионального образования.
Третий (2011 г.) - культурология становится частью Программ третьего поколения Высшего профессионального образования в СФУ.
Слайд 5
Статус культурологии в системе научного знания
Современное научное знание
делиться на две группы: естественнонаучное (о природе) и социально-гуманитарное
(об обществе и человеке). Каково место культурологии в системе научного знания?
Культурология образует целостность и единство естественнонаучного и социально-гуманитарного знания, особенно в условиях обострения глобальных проблем, которые со всей очевидностью показывают неразрывность существования природы и общества.
Слайд 6
Взаимосвязь культурологии и социально-гуманитарного (философия, история, социология, психология,
право, политология, экология) и естественнонаучного (физика, математика, биология, химия,
информатика экономика) знаний носит двойственный характер.
С одной стороны, культурология систематизирует социально-гуманитарное и естественнонаучное знание, использует методы исследования научного знания, но не сводится к ним, а с другой, как самостоятельная наука имеет свой предмет и является общей теорией культуры.
Слайд 7
Предмет культурологии
Объектом культурологии является изучение наиболее общих закономерностей
развития культуры.
Объект – то, на что направлена деятельность.
Предмет –
цель деятельности.
Предметом культурологии – является изучение сущности, содержания, функций культуры.
Слайд 8
Структура культурологии
Культурологическое знание, как и всякое научное знание,
формируется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.
Эмпирическое(от греч. опытное)
знание, выстроенное на основе методов: наблюдения и эксперимент.
На эмпирическом уровне происходит непосредственное изучение артефактов культуры и прикладные исследования в области прогнозирования и развития социокультурных процессов.
Термин «теория» ( от греч. исследование, рассмотрение.) На теоретическом уровне формируются фундаментальные теории, идеи, концепции, направленные на исследование общих законов культуры.
Теоретическое и эмпирическое изучение культуры в данном курсе мы будем осуществлять в контексте истории культуры.
Слайд 9
Методы культурологии
Метод в переводе с греческого означает -
«путь», «приемы», «способы» , «средства» исследования.
Основным методом культурологии
выступает диалектика (в переводе с греческого – «искусство вести беседу», «диалог», «спор»).
Диалектика предполагает научное изучение культуры с учетом объективных условий и субъективных факторов ее развития.
Объективные условия –действительность, существующая независимо от человеческого сознания.
Субъективные факторы- результат деятельности субъектов (личности, масс, партий, общества), направленный на изменение объективных условий
Единство, взаимосвязь объективных условий и субъективных факторов развития характеризуется категорией «детерминанты».
Понятие «детерминант» в переводе с латинского означает - определитель.
Слайд 10
Рабочее определение культуры.
Культура («вторая природа») – это артефакты
созданные для разрешения противоречий социума и природы, в ходе
совместного существования.
В настоящее время основные противоречия социума и природы называют глобальными.
Понятие «артефакт» (с лат. «произведение» ).
Таким образом, артефакты культуры - это созданные человеком все искусственные (материальные или идеальные) объекты.
Артефакты образуют исторические программы и проекты разрешения противоречий социума и природы.
Программа – это артефакты( мифы, интуиции, фантазии, мечты, символы, утопии, теории, концепции), направленные на прогнозирование сущности и существования социума и природы ( коммунизма).
Проекты – артефакты, отражающие действительность, направленные на разрешение реальных противоречий, определяющие меру допустимого и недопустимого.