Слайд 2
Конструирование и ручной труд - это основа развития
фантазии и воображения ребенка.
Конструирование и ручной труд являются обязательным
компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.
Слайд 3
Конструирование и ручной труд являются продуктивной деятельностью, но
не сводятся к изготовлению конкретных поделок по образцу. Они
развивают воображение, мышление, творческие способности детей, совершенствуют и координируют движения пальцев и кистей рук, влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Известно, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.
Слайд 4
А.П. Усова считала, что каждый из этих видов
деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и потому обязывает
так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты
и использованы в
воспитательных целях.
Слайд 5
В процессе ручного труда и конструирования создаются возможности
для развития контрольно-оценочных умений. Дети сравнивают свои результаты работы
с образцом, это помогает детям находить ошибки, определять их причины, намечать пути устранения и предупреждения. Таким образом, у детей совершенствуются такие процессы мышления как анализ, синтез, сравнение и др. Во время сравнения своей работы с образцом, дети упражняются в умении адекватно оценивать работу, устанавливать связь между качеством поделки и её оценкой. У детей, таким образом, формируются ценностные качества: самостоятельность, умение рассуждать,
доказывать, элементарный
контроль, готовность прийти на
помощь. В процессе этих видов
деятельности у детей
формируется ещё и сенсорные
способности, пространственные
представления, воображение,
мышление, ручные умения.
Слайд 6
Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте
разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный
воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые
ребята имеют возможность
постоянно видеть. Чем старше
дети, тем шире круг их
представлений, отражающийся в
конструкциях, постройках,
поделках.
Слайд 7
Основные задачи:
формирование у дошкольников познавательной и
исследовательской деятельности;
стремление к умственной
деятельности;
приобщение к миру
технического
и
художественного
изобретательства
Слайд 8
Взаимосвязь между занятиями по конструированию и
последующим ручным
трудом, возможно обеспечить
на основе выполнения следующих требований:
на каждом
занятии предусматривать усложнение
технических и конструктивных навыков в работе с
каждым видом материала, создавать «ближайшие
перспективы» применения получаемых на занятии
умений и знаний;
чётко ставить перед детьми учебные и познавательные
задачи, оценивать результаты с позиций успешности
их решения;
при определении содержание поделок вне занятия
предусматривать использование тех умений и знаний,
которые были получены на занятии;
обеспечить участие каждого ребёнка в изготовлении поделок вне занятий;
в каждом трудовом процессе предусматривать усложнение прилагаемой детям работы;
каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и
находить конкретное практическое применение;
на занятии по конструированию и в труде применять специфические вызываемые особенностями
Слайд 9
Занятия по конструированию и ручной труд,
связанные одинаковым или близким содержанием, потребуют четкой мотивации каждого
из детей: на занятиях формируются мотивы учебной деятельности и ставятся учебные цели: «Мы научимся», «Будем учиться делать», а в трудовой деятельности, особенно при организации преднамеренных педагогических
ситуаций («заказов»), создаются
условия для формирования
общественных мотивов.
Слайд 10
На занятиях ставятся учебно-познавательные задачи, что отвечает
особенностям учебной деятельности. Воспитатель прежде всего формирует навыки работы
с различными материалами, общие способы создания поделки. На каждом занятии предусматривается усложнение технических и конструктивных навыков. Наряду с решением учебно-познавательных задач ,нужно вызвать у детей интерес к работе с
тем или иным видом
материала, создать
«ближайшие перспективы»
применения получаемых
на занятии умений и
знаний о труде.
Слайд 11
Младший дошкольный возраст
Конструктивная деятельность и ручной труд детей
младшего дошкольного возраста представляет собой особую форму детской деятельности.
Задачи педагогической работы с детьми
младшего дошкольного возраста:
Способствовать освоению, детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических
закономерностей, познанию свойств
материалов;
Сформировать у детей практические
навыки работы с материалами и
инструментами;
Заложить созидательное отношение к окружающему миру.
Работа с детьми по конструктивной деятельности
осуществляется по двум направлениям:
– создание условий для самостоятельных
практических действий детей;
– проведение специально организованного
обучения.
Слайд 12
Средний дошкольный возраст
На пятом году у детей совершенствуются
способы работы с различными материалами и инструментами. Детям становится
доступным выполнение более сложных практических задач, использование новых материалов и инструментов, овладение некоторыми обобщенными способами работы;
в частности воспроизведением простейших образцов, изображённых на рисунке. Особенности психического развития ребёнка на пятом году жизни позволяют определить задачи педагогической работы:
Формировать психические предпосылки трудовой деятельности.
В продуктивной практической и
конструктивной деятельности
способствовать появлению
элементов сотрудничества
со взрослыми и сверстниками.
Совершенствовать способность
воспроизводить
Слайд 13
Так, например, работая в средней группе на занятиях
по конструированию из бумаги и природного материала, мы, прежде
всего, знакомим детей со свойствами этих материалов и формируем определённые навыки (сгибание бумаги пополам, скрепление частей
поделки клеем и т. д.),
ставим перед
детьми практическую
задачу: например,
сделать альбом,
флажок и т. д..
Слайд 14
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте у детей
сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности.
Изменения, произошедшие в
общем психическом развитии, возросшие возможности детей, а также интерес к продуктивной деятельности и желание заниматься ими позволяют решать следующие задачи:
формирование предпосылок трудовой деятельности;
привлечение детей к выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач;
совершенствование у детей
обобщённых способов работы
(воспроизведение образцов);
готовить руку ребёнка к письму и
развивать мелкую моторику.
Слайд 15
Перед старшими дошкольниками, так же исходя из опыта
работы, мы уже ставим две задачи: учебно-познавательную и практическую.
Для конструктивной деятельности и ручного труда необходимо создать условия, которые способствую творческому развитию детей:
-Наличие в распоряжении детей необходимых материалов для конструирования и рукоделия;
- Обеспечение возможности для свободного и доступного пользования материалами;
- Наличие образцов различных поделок и конструкций
С детьми этого возраста возможны многие виды работ: бумажная пластика, изготовление игрушек, вязание крючком, моделирование конструкций, вышивание, техника «изонить», работа с природным материалом, с бумагой, плетение, составление букетов, макраме, работа с солёным тестом, с крупами, с тканью.
Слайд 16
Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие
детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и
умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника;
ощущали себя
значимыми, умелыми,
способными и
талантливыми.