Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Проблема человека в философии

Содержание

Определение Философская антропология в широком смысле —философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины ХХ века, исходившее из идей философии жизни В. Дильтея, феноменологии Э. Гуссерля и
Проблема человека в философии    Тема 4 Определение Философская антропология в широком смысле —философское учение о природе и сущности человека; И. Кант (1724 -1804)Основной вопрос философии – что есть человек? Философия эпохи Просвещения Человек по своей натуре – добрыйЗлое начало в К Маркс (1818 – 1883) довёл эту идею до логического завершения Ф. В. Ницше (1844 – 1900): в человеке преобладает иррациональное начало З. Фрейд (1856 -1939):Сущность человека определяется преобладанием  бессознательного  начала Философская антропология как школаНачало философской антропологии связано с появлением классических для этого Философская антропология как школаВ более позднее время вышли классические работы Арнольда Гелена Макс Шелер — основоположник философской антропологииМакс Шелер (1874—1928) проделал серьезную философскую эволюцию в Макс ШелерВремя 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии весьма Макс ШелерШелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, Макс ШелерТаким образом, Шелер выстраивает иерархию наук: естественные науки, науки о культуре Макс ШелерЧеловек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но оказывается, Человек и БогШелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при Этика и  аксиологияЭтика (от греч. ethos – обычай, характер), раздел философии, Человек и БогВсего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, Природа человекаДва начала в человеке:жизненное начало, некий жизненный порыв, дух, идущий от Развитие философской антропологииСейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в Биологическое направление философской антропологииОсновным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий Биологическое направление философской антропологииЭто животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек Функциональное направление философской антропологииОднако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно Дополнительная литератураhttp://anthropology.ru/ru/index.htmlhttp://ido.tsu.ru/ss/?unit=104&page=214http://iph.ras.ru/page30899248.htm УДАЧИ ВАМ!
Слайды презентации

Слайд 2 Определение
Философская антропология в широком смысле —философское учение о

Определение Философская антропология в широком смысле —философское учение о природе и сущности

природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в

западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины ХХ века, исходившее из идей философии жизни В. Дильтея, феноменологии Э. Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Слайд 3 И. Кант (1724 -1804)
Основной вопрос философии – что

И. Кант (1724 -1804)Основной вопрос философии – что есть человек?

есть человек?


Слайд 4 Философия эпохи Просвещения
Человек по своей натуре

Философия эпохи Просвещения Человек по своей натуре – добрыйЗлое начало

– добрый
Злое начало в человеке - следствие несовершенства общества,

в котором он живёт
Следовательно, необходимо создать общество, основанное на началах добра и справедливости (лозунг Великой французской революции – Свобода, Равенство, Братство).

Слайд 5 К Маркс (1818 – 1883) довёл эту идею

К Маркс (1818 – 1883) довёл эту идею до логического завершения

до логического завершения


Слайд 6 Ф. В. Ницше (1844 – 1900): в человеке

Ф. В. Ницше (1844 – 1900): в человеке преобладает иррациональное начало

преобладает иррациональное начало


Слайд 7 З. Фрейд (1856 -1939):
Сущность человека определяется преобладанием

З. Фрейд (1856 -1939):Сущность человека определяется преобладанием  бессознательного начала

бессознательного
начала


Слайд 8 Философская антропология как школа
Начало философской антропологии связано с

Философская антропология как школаНачало философской антропологии связано с появлением классических для

появлением классических для этого направления работ Макса Шелера «Положение

человека в космосе» (1928) и

Хельмута Плесснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных.


Слайд 9 Философская антропология как школа
В более позднее время вышли

Философская антропология как школаВ более позднее время вышли классические работы Арнольда

классические работы Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение

в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).

Слайд 10 Макс Шелер — основоположник философской антропологии
Макс Шелер (1874—1928) проделал

Макс Шелер — основоположник философской антропологииМакс Шелер (1874—1928) проделал серьезную философскую эволюцию

серьезную философскую эволюцию в своих взглядах, был неокантианцем, феноменологом

и в конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением
проблемы человека.


Слайд 11 Макс Шелер
Время 20-х годов было очень неспокойным, и

Макс ШелерВремя 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии

возникновение философской антропологии весьма тесно связано с духовной и

экономической ситуацией в Европе. В частности, Шелера не могли не беспокоить те социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 1910-х годах: Первая мировая война, революция 1917 года в России и 1918 года в Германии и т. д. В этом кризисе Шелер видел прежде всего кризис понимания человека. Идея коммунизма, по мнению Шелера, есть отказ от человека.


Слайд 12 Макс Шелер
Шелер считал, что незнание сущности человека приводит

Макс ШелерШелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в

к кризису в культуре, к отказу от самого человека.

Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого - в неправильном подходе к познанию сущности человека.

Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля — это естественнонаучные знания. Знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, позволяющие людям найти выход из нынешней ситуации. Но ими люди полностью пренебрегают.


Слайд 13 Макс Шелер
Таким образом, Шелер выстраивает иерархию наук: естественные

Макс ШелерТаким образом, Шелер выстраивает иерархию наук: естественные науки, науки о

науки, науки о культуре (в том числе, философия) и,

наконец, учение о спасении, то есть религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное.

Слайд 14 Макс Шелер
Человек — единственное существо, которое подпадает под все

Макс ШелерЧеловек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но

эти учения, но оказывается, что познать человека во всем

этом синтезе нереально.

Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку.


Слайд 15 Человек и Бог
Шелер был католиком, хотя и не

Человек и БогШелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но

всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий,

христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире.
На эти взгляды Шелера повлияло его увлечение неокантианством. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей.

Слайд 16 Этика и аксиология
Этика (от греч. ethos – обычай,

Этика и аксиологияЭтика (от греч. ethos – обычай, характер), раздел философии,

характер), раздел философии, цель которого – анализ проблем морали

и нравственности, основных закономерностей поведения человека в обществе.
Аксиология (от греч. axios – ный) – раздел философии, цель которого – анализ происхождения и бытия тех ценностей, которыми руководствуются человек и общество.

Слайд 17 Человек и Бог
Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей:

Человек и БогВсего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности


ценности удовольствия,
ценности жизни,
ценности духа и
ценности религии.



Слайд 18 Природа человека
Два начала в человеке:
жизненное начало, некий жизненный

Природа человекаДва начала в человеке:жизненное начало, некий жизненный порыв, дух, идущий

порыв,
дух, идущий от Бога.
По своему жизненному началу

человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Слайд 19 Развитие философской антропологии
Сейчас философская антропология является одним из

Развитие философской антропологииСейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений

наиболее влиятельных направлений в философии. Существует множество различных ее

направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Слайд 20 Биологическое направление философской антропологии
Основным представителем биологического направления в

Биологическое направление философской антропологииОсновным представителем биологического направления в философской антропологии является

философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно

этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения.

Слайд 21 Биологическое направление философской антропологии
Это животное, способное создавать совершенно

Биологическое направление философской антропологииЭто животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому

особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и

это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

Слайд 22 Функциональное направление философской антропологии
Однако большинство представителей философской антропологии

Функциональное направление философской антропологииОднако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и

после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с

точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его целенаправленная трудовая деятельность.

Слайд 23 Дополнительная литература
http://anthropology.ru/ru/index.html
http://ido.tsu.ru/ss/?unit=104&page=214
http://iph.ras.ru/page30899248.htm

Дополнительная литератураhttp://anthropology.ru/ru/index.htmlhttp://ido.tsu.ru/ss/?unit=104&page=214http://iph.ras.ru/page30899248.htm

  • Имя файла: problema-cheloveka-v-filosofii.pptx
  • Количество просмотров: 154
  • Количество скачиваний: 1