Слайд 2
СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Становление науки и
социально-гуманитарных наук, в частности, — долгий исторический процесс. Под
наукой сегодня понимается тот вид специализированной познавательной деятельности, который в области познания природы сложился в XVII в., а в познании общества и человека—в конце XIX в. Общество отличается от природы наличием действующего субъекта – человека. К числу общенаучных закономерностей относится исходная ориентация социального познания на критерии научности естествознания. Однако элиминация субъекта плохо согласуется с самой его представленностью в обществе как важной составляющей объекта познания.
Слайд 3
СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
К специфике социально-гуманитарных
наук относится то, что социальное познание ориентировано преимущественно на
нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности.
Под объектом понимается тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. Например, таким объектом могут быть деятельность государства или ценности общества, коммуникационные процессы.
Слайд 4
СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Однако только очень
ограниченный в своих пределах объект может стать предметом изучения
в социально-гуманитарных науках. Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» полностью в рамки научной дисциплины. Первой научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями и способами идеализации. Отношения субъекта к объекту можно назвать отношением ученого и изучаемого им объекта.
Слайд 5
СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Объект существует независимо
от теории как часть объективной реальности, данной в практике.
Он не представлен в теории в чистом виде, а преобразуется наличными теоретическими средствами соответствующей науки в ее предмет. Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания — получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта. Такая позиция отвергает наивно-реалистические представления и открывает еще одну проблему теории познания — взаимоотношения объекта и предмета науки.
Слайд 6
СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Именно эта проблема
является определяющей для разделения на естественные, технические науки и
науки об обществе. Первые изучают присущие природе объективные закономерности, вторые осуществляют проектирование средств деятельности. Социально-гуманитарные науки анализируют как закономерности социальной жизни, так и ее ценностные состояния и мотивы действующих субъектов. Здесь конструируются разные предметы познания и различными способами.
Слайд 7
СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
В качестве объекта
социального познания может быть рассмотрено общество в целом, отдельные
сферы общественной жизни, конкретные ее проявления, индивиды, социальные изменения и пр. Бесконечное множество явлений социальной реальности могло породить бесконечное многообразие предметов науки, если бы наука не была структурирована дисциплинарно и не была бы ограничена в своих познавательных возможностях имеющимися концептуальными средствами.
Слайд 8
СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Один и тот
же объект может изучаться разными науками, и каждая из
них конструирует свой предмет изучения. Такой, например, объект, как человек, в качестве предмета социологии, политологии, экономической науки, культурологии предстает различно. Социология рассматривает его как часть социального целого, политология — как «политическое животное», экономическая наука — как существо, встроенное в процесс производства и потребления, культурология — как носителя ценностей и определенных символических схем поведения.
Слайд 9
СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Как видим, осуществляется
сложная процедура трансформации объекта исследования в предмет науки. При
этом процедура применения научного знания к объекту познания обладает не меньшей сложностью, чем конструирование предмета познания. Наука не может решить всех проблем, она не может решить многие проблемы, в частности, потому, что к их решению не готово общество.
Слайд 10
СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Методология социально-гуманитарных наук
имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для
нее в различных областях знания. Методология определяется обычно как рационально-рефлексивный анализ методов познания и практики. Такое определение необходимо, но недостаточно для социально-гуманитарных наук. Оно ориентировано на классическую модель научности естествознания с характерными для нее субъект-объектными отношениями.
Слайд 11
СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
В социально-гуманитарном знании
преобладают схемы неклассической и постнеклассической научности, в которых учитывается
включенность субъекта в изучаемый объект — общество, а также включенность в него практики, представленной деятельностью преследующих свои интересы групп. Поэтому методология социально-гуманитарных наук является не только учением о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности субъекта познания и практики.
Слайд 12
СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Можно говорить о
гуманитаризации естественных наук как о проникновении в них методов
гуманитарного знания. Это накладывает отпечаток на конструирование предмета науки. Под гуманизацией наук понимают требование их применения в интересах человечества и человечности. Гуманизация может достигаться методами научных экспертиз, когда, например, технико-экономически успешный проект не принимается, если затрагивает экологию или здоровье людей. Тем самым в науку и ее применение вносится некоторая размерность, связанная с интересами человека, и она неизбежно вносит изменение в конструирование предмета познания.
Слайд 13
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Философия часто рассматривала субъекта познания как
«мыслящую вещь» (Р. Декарт), взаимодействующую с материальной вещью.
Познание осуществляется
субъектом. В переводе с латинского этот термин означает «лежащий в основании». Без субъекта нет познания. Теория познания строится как теория отношений субъекта к объекту, обеспечивающих получение истинного знания.
Слайд 14
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Субъект познания должен воспроизвести предмет познания,
а значит, косвенно и его объект, стремясь исключить собственные
многообразные характеристики, свои ценности и идеалы, обеспечить свободное от оценок познание. Это и будет означать объективность знания, его отнесенность к предмету, а не к познающему субъекту.
Субъект-объектные отношения в познании исторически конкретны. Расширялись пределы научного освоения мира, и то, что не было прежде объектом познания, со временем становилось им.
Слайд 15
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
В итоге под субъектом познания сегодня
понимается как эмпирический субъект — ученый или научное сообщество,
— который направляет свою деятельность на объект познания посредством изучения сконструированного им предмета познания, так и общество в качестве конечного субъекта познания. Если общество не выработало адекватных предпосылок познания, не подготовило новых методов познания, то познание не сможет быть осуществлено наукой.
Слайд 16
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
К специфике социально-гуманитарного познания относится то,
что социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы
неклассической и постнеклассической научности. Субъект-объектная схема познания О — S с самого начала осложнена здесь присутствием субъекта. Прежняя схема принимает вид: O/S — S. Позже в ней начинает фигурировать практика O/S/P — S, где О — объект познания, S — субъект познания, Р — практика.
Слайд 17
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
В неклассических концепциях принимаются во внимание
как наличие субъекта в самом объекте познания, так и
феномены сознания познающего субъекта, которые в конечном итоге должны быть максимально устранены в результате познания. Социальные науки могут познавать объективные закономерности, пробивающие себе дорогу, несмотря на то, что в обществе действуют люди, наделенные волей и сознанием. Здесь истина предстает как отражение этих закономерностей. Но социально-гуманитарное познание интересуют также мотивы и ценности субъекта, групп, включенных в общество, и объективность познания в этом случае представляет собой адекватное понимание этих мотивов и ценностей.
Слайд 18
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Ответственность субъекта познания состоит в получении
достоверного знания. Но в настоящее время сдвигаются рамки взаимоотношения
науки и практики. Сегодня многие достижения науки получены при постановке практических целей, и функционирование науки в обществе влияет на ее познавательные средства. Поэтому часто субъект познания общества взаимодействует с субъектами его преобразования или сам одновременно становится таковым. Это расширяет область ответственности субъекта познания.
Слайд 19
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
При расширении роли науки в обществе
и ее взаимодействии с практикой, учете антропологических, экзистенциальных характеристик,
обращении к повседневности субъект познания предстает как целостный человек, но конечным субъектом остается общество. Наука не может сделать больше, чем ей позволяют выработанные обществом познавательные средства и владеющий ими субъект.
Слайд 20
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Особенностью социально-гуманитарных наук является то, что
здесь субъект представлен дважды — как познающий субъект (индивид,
научное сообщество или общество) и как часть объекта познания, ибо в обществе действует наделенный разумом и волей человек. В целом же субъект-объектное отношение при всех его исторических модификациях сохраняет свою регулятивную роль в познании.
Слайд 21
ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
Социокультурная
и историческая обусловленность научного познания осуществляется не только через
воздействие социальных институтов, политику капиталовложений и государственной поддержки науки, но и на микроуровне, через систему ценностных ориентаций самих ученых. Система идеалов, мировоззренческих и этических ценностей с необходимостью влияют на характер и результаты научной деятельности исследователя.
Слайд 22
ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
Правомерность
такого понимания роли нравственных ценностей обоснована в своем классическом
виде кантовской постановкой проблемы как диалектики, взаимозависимости теоретического и практического разума. По Канту, теоретический (научный) разум направлен на познание «мира сущего», практический (нравственное сознание) разум обращен к «миру должного» — нормам, правилам, ценностям.
Слайд 23
ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
Именно
практическое, нравственное сознание устанавливает моральные запреты на определенные формы
и направления интеллектуальной активности, отвергает использование субъектом теоретического разума как «инструмента» в любой сфере деятельности. Наше время показывает, что это может быть сделано в узко корыстных и антигуманных целях, например, при разрушении экологии природы и человека, в экспериментах на людях, разработке способов их уничтожения и др.
Слайд 24
ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
Вебер
же считал, что выражение «отнесение к ценностям» является «не
чем иным, как философским истолкованием того специфического научного интереса, который господствует при отборе и формировании объекта эмпирического исследования. Итак, по Веберу, отнесение к ценностям — это методологический прием, который не влияет напрямую на субъективно-практические оценки, однако выполняет регулятивные и предпосылочные функции.
Слайд 25
ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
Дискуссия
о том, может ли быть наука свободной от ценностей,
представлена двумя основными подходами:
1) наука должна быть ценностно нейтральной, освобождение от ценностей является условием получения объективной истины, это признавалось классической наукой, но сегодня все больше осознается как упрощенное и неточное;
2) от ценностей невозможно и не следует освобождаться, они являются необходимым условием для становления научного знания, но необходимо найти рациональные формы, в которых фиксируется их присутствие и влияние на знание, а также в целом понимается их роль в каждой из наук.
Слайд 26
ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
История
науки показала, что прямое вмешательство социально-политических и идеологических требований
в естественные науки недопустимо и приводит к возникновению вульгарных форм, псевдонаучных «монстров», как, например, «арийская физика» в Германии 1930-х гг. или «лысенковская биология» и преследование генетики в СССР. В последние десятилетия не только за рубежом, но и в отечественной философии проделана существенная аналитическая работа по выявлению ценностных форм и компонентов в структуре научного знания, в его предпосылках и основаниях.
Слайд 27
КОММУНИКАТИВНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫ
Проблема коммуникативности исследуется сегодня
в различных направлениях и аспектах. Во-первых, как передача информации
с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. Следствия этого процесса самые разнообразные — от прямой передачи информации до воздействия на сознание и поведение участника коммуникации. Одно из социальных последствий этого процесса — возникновение «второй реальности», символической, виртуальной, замещающей саму действительность и выдающей себя за нее.
Слайд 28
КОММУНИКАТИВНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫ
Безусловно, такого рода коммуникативность
оказывает значительное влияние на существование и развитие наук об
обществе и культуре, по сути, отбирая их базовую функцию «фабрики смыслов», реализуемую через систему образования. Во-вторых, коммуникативность исследуется как профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных.
Слайд 29
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Существует общий термин
— «науки об обществе», или «социальные науки» (в широком
смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны, есть экономика, социология, наука о праве. С другой — антропология, науки об искусстве, история, культурология. Первые называют социальными в узком смысле слова, в отличие от вышеупомянутого широкого. Вторые — гуманитарными науками. После этой эмпирической классификации необходимо обсуждение критериев разделения на гуманитарные и социальные науки.
Слайд 30
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Есть точка зрения,
которая вообще не предполагает возможности существования гуманитарных наук. Аргумент
состоит в том, что только в науках, подобных наукам о природе, производится конструирование предмета исследования из существующего объекта с помощью научной процедуры. В гуманитарных науках предмет науки специально не сконструирован, совпадает с объектом, и речь может идти только о гуманистике, но не о специализированной деятельности по производству гуманитарного научного знания.
Слайд 31
РАЗДЕЛЕНИЕ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
В этой
точке зрения игнорируется наличие собственных научных процедур получения гуманитарного
научного знания, которые включают в себя: следование методам соответствующей научной дисциплины; постулат субъективной интерпретации; постулат адекватности. Это отличает гуманитарные науки от социальных, в которых научное утверждение отнесено к сущности и не является понятным для людей, которых оно описывает. Таким образом, гуманитарные науки получают свои процедуры научной деятельности и способы конструирования своего предмета познания.
Слайд 32
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Имеется и другая
точка зрения, согласно которой включенность субъекта в объект наук
об обществе делает все науки этого цикла гуманитарными. Аргументом является то, что предмет социального познания — мир человека, а не вещь. Все социальные науки изучают деятельность человека, поэтому их можно отнести к гуманитарным наукам. Социальные науки анализируют процессы, динамику, объективные законы. Любое познание социально. Специфика же познания общества такова, что в широком смысле оно является гуманитарным.
Слайд 33
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Но рассмотренная выше
натуралистическая исследовательская программа свидетельствует о том, что в этой
группе наук могут применяться методы, сходные с теми, которые работают в естествознании. Культурцентристская исследовательская программа более явно подчеркивает «другую» научность знаний об обществе.
Слайд 34
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Единая система наук
об обществе, называемая общественными науками, социальными науками (в широком
смысле слова), социально-гуманитарными науками, подразделяется на социальные (в узком, выше представленном смысле слова) науки и науки гуманитарные.
Слайд 35
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
По вопросу об
их разделении существует несколько точек зрения.
Разделение наук по предмету:
социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы, гуманитарные науки — человеческий мир.
Разделение наук по методу, социальные науки — это те, в которых используется метод объяснения, гуманитарными называют науки, где базовым методологическим средством является понимание.
Разделение наук одновременно по предмету и методу. Это предполагает, что специфический объект диктует специфические методы.
Разделение наук в соответствии с исследовательскими программами.
Слайд 36
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Представитель Баденской школы
неокантианства В. Виндельбанд (1848—1915) противопоставил естественным наукам исторические, или
иначе: наукам о природе — науки о культуре. Им соответствует различие в методах. Первые используют номотетический (обобщающий метод), вторые — идиографические (описательные, индивидуализирующие методы). Другой представитель этой школы — Г. Риккерт (1863—1936) считал, что науки делятся на науки о природе (естествознание) и науки о культуре, об истории, чему соответствует различие методов: обобщающие, независимые от ценностей, направленные на выявление закономерностей методы первой группы наук, и индивидуализирующие, связанные с ценностями методы второй группы наук.
Слайд 37
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Те из наук
об обществе, которые похожи на науки о природе по
методам, например социология, получают название социальных наук, те, которые ближе к истории, являются науками о культуре, — гуманитарных наук.
Слайд 38
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Разделение на основе
используемых исследовательских программ:
к социальным наукам надо отнести те, которые
используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений.
гуманитарными науками будут называться те, которые применяют антинатуралистическую культурцентристскую исследовательскую программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии.
Слайд 39
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Существует известная свобода
в расширении сферы гуманитарного знания путем применения антинатуралистических культурцентристских
стратегий. Она и рассматривается чаше всего как единственный способ увеличения гуманитарной адекватности всего социального знания. Более того, гуманитарные науки выступают в известной мере моделью знания в целом, поскольку техническое знание обнаружило наличие субъекта в своем объекте, естествознание пересматривает свои объективистские идеалы. Социальная природа науки оказывается методологически значимой для определения ее познавательных идеалов.
Слайд 40
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Прослеживается некоторая тенденция
отказа от научного доминирования в социальной сфере и тенденция
критики науки, причем критики во многом справедливой. Подчеркивается значение научно-гуманитарного и вненаучного социального знания. Их непосредственность, понятность для неспециалистов, связь с обыденно-практическим сознанием вызывает естественное доверие к такому типу знания. Однако социальные науки несут ответственность перед людьми за состояние социальной жизни, ибо их цель заключается не только в объективном познании, но и в нахождении путей социально необходимых преобразований.
Слайд 41
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Требование понятности, доступности
для обсуждения заменяется тут другим — умением раскрыть социальные
механизмы, дать возможность их использовать, осуществить не только регулятивно-консультативную, но и познавательно-преобразующую, даже технологическую функцию. Социальные науки гуманитарно адекватны, если выполняют эти задачи.
Слайд 42
РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Адекватной является реакция,
когда от социального теоретика требуют обозначить, какие реальные жизненные
проблемы стоят за его построениями и какой вклад в их решение он вносит, а от ученого-гуманитария требуют описания поведения человека в определенной ситуации, уяснения его мотивов, целей и ценностей. Гуманитарное знание об экономических процессах — это знание мотивов экономического поведения, знание поведения человека в экономических процессах. Социальное экономическое знание есть знание законов и механизмов экономической жизни и путей их использования, осуществления экономических целей и мотивов.
Слайд 43
«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ТРАНСФОРМАЦИЙ
Развитие естественных, социально-гуманитарных, технических наук и их взаимодействие с
обществом, а также рост университетов, престижа образования дали старт процессу, который получил название «онаучивание общества». Оно состояло в том, что донаучные и вненаучные представления людей стали пополняться и вытесняться теми, которые пришли вместе с наукой и обрели обыденность в своем употреблении. Онаучивание вело к повышению уровня рациональности в достижении целей, в улучшении жизни людей, в увеличении населения и его благосостояния. Вместе с тем оно разрушало множество иллюзий и ставило вопрос о том, что может и чего не может наука.
Слайд 44
«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ТРАНСФОРМАЦИЙ
Вопрос об ответственности ученых или науки в целом ставится
практически в тех случаях, когда возникает опасность, что научные решения не гарантируют положительного социального результата. В большей степени это относится к таким наукам, как экономика, социология, юриспруденция, чьи концепции могут быть положены в основу решений, предлагающих социальные технологии для практического изменения общественных состояний, и в меньшей степени — к гуманитарному знанию, осуществляющему консультативно-регулятивную роль. В любом случае ответственность трактуется как вина за неоптимальный результат.
Слайд 45
«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ТРАНСФОРМАЦИЙ
Источником методологической установки, ориентированной на всезнание и всемогущество, является
онтологизация идеально чистых, «истинных» объектов науки, отождествление научных моделей с реальностью. Попытка навязать реальному объекту свойства идеально чистого, оперирование с реальным объектом как с идеальным рождает убеждение в том, что все, препятствующее этому процессу, есть следствие теоретических ошибок.
Слайд 46
«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ТРАНСФОРМАЦИЙ
Итак, важнейшими функциями социальных наук является критика действительности и
ее проблематизация. Вопрос же о том, что позитивного для развития общества может дать наука, который всегда представляется основным, не снимается этими утверждениями, а требует более дифференцированного подхода (применительно к разным областям знаний) и серьезных обсуждений. Многие ожидания от наук об обществе не оправдываются как раз потому, что остается неизвестным, чего следует ожидать от тех или иных наук.
Слайд 47
«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ТРАНСФОРМАЦИЙ
Только разрушая мнимое всезнание, наука может осуществить свою функцию
производства нового знания. Ф. Хайек сравнивал рынок с наукой, где не просто производится новое знание, а производится незапланированно, неожиданно, посредством открытия того, что нельзя было предположить до его осуществления. Это неожиданно произведенное знание вторгается в общество в его самом драматическом процессе — процессе развития.
Слайд 48
«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ТРАНСФОРМАЦИЙ
В частности, развитие знания способствует смене индустриального общества на
информационное, которое еще более усиливает роль знания в обществе, в экономике, приводя к возникновению «новой экономики», основанной на научном знании. Нарастание роли знания в обществе стало характеризоваться термином «общество знания». В этом обществе отсутствие необходимого знания является фактором риска. Производство знания, причем знания как научного, так вненаучного, является условием существования общества.
Слайд 49
«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ТРАНСФОРМАЦИЙ
В XIX в. социально-гуманитарное знание обрело дисциплинарную структуру, с
которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний о социальной реальности стало дисциплинарно организованным путем разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. Решающую роль в разделении сфер общества и изучающих их дисциплин сыграл либеральный принцип, отделивший государство от экономики и выделивший экономику, политику, культуру и социальную сферы и изучающие их дисциплины.
Слайд 50
«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ТРАНСФОРМАЦИЙ
В целом социально-гуманитарные науки могут играть значительную роль в
преобразовании общества. Так, немецкое послевоенное «чудо» — следствие применения идей немецких экономистов-ордолибералов, японское послевоенное «чудо» — следствие реализации проекта японских социологов. Идеи английского социолога Э. Гидденса и немецкого философа Ю. Хабермаса подготовили политику новых лейбористов в Англии и Г. Шредера в Германии.
Слайд 51
«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ТРАНСФОРМАЦИЙ
В «обществах знания» экспертные оценки ученых должны прогнозировать риски
и пути их уменьшения. В этом состоит значение опережающих социальных исследований. Для предотвращения техногенных, политических и других рисков социальные инновации должны предшествовать технологическим, политическим и пр.