Слайд 2
История появления арт-терапии
Термин "арт-терапия" появился в Англии. Ввёл
его английский врач и профессиональный художник Адриан Хилл (1895-1977) .
В 1938 году, в то время лечения от туберкулеза в санатории, рисуя близлежащие объекты, обнаружил, что рисунок помогает его выздоровлению..
В работе с туберкулёзными больными А. Хилл заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжёлых переживаний, помогают выздоровлению.
Он свою работу с пациентами в книге «Искусство против болезни» (1945 г), позже он создал Британскую Ассоциацию Арт-терапевтов (1964 г) и стал ее первым президентом.
Слайд 3
Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3.
Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более
широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса (1951) и А.Маслоу (1956).
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации.
Слайд 4
Арт-терапия, как метод, связана с использованием различных художественных
материалов и созданием образов, с процессом художественного творчества и
реагированием пациента/клиента на созданные им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, характеристики личности, интересы, проблемы и конфликты (Американская арт-терапевтическая ассоциация, 1998).
Слайд 5
Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись,
графику, фотографию, рисование, лепку.
В последнее время добавились: куклотерапия,
маскотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, мандалатерапия.
Появился и комплексный метод -
арт-синтезтерапия - работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики.
Слайд 7
Факторы арт-терапии:
отреагирование сильных переживаний (катарсис);
обсуждение и психологический
анализ творческой продукции клиента с участием арт-терапевта;
развитие в процессе
творчества различных жизненно важных навыков и способностей (самоорганизация, внимание, образное мышление и т.д.), что имеет огромное значение для социальной адаптации.
Слайд 8
Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного
воображения, направленная на то, чтобы «столкнуть лицом к лицу
сознательное и бессознательное» и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
С точки зрения гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
Факторы арт-терапии
Слайд 9
Основные цели арт-терапии:
самовыражение,
расширение субъективного опыта,
самопознание,
внутренняя
интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и
интеграция
с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной).
Слайд 10
Сферы анализа,
(что имеет значение при анализе работ):
как
человек себя выражает;
что выражает;
почему именно это и в такой
форме;
как это воздействует на человека или группу.
Слайд 11
МАТЕРИАЛЫ
Глина, соленое тесто
Свойства: пластичность, гибкость, мягкость, возможность трансформации.
Требует
определенных физических усилий, затрат времени;
символизирует тело;
стимулирует
создание конкретных образов, связанных с телом и его органами.
Слайд 12
Работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим
чувствам, а неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся
контролировать ситуацию.
Непоседливым и неусидчивым глина
помогает - научиться концентрироваться.
Слайд 13
На этапе лепки глину можно рвать, кромсать, резать,
ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый
образ.
Слайд 14
Пластилин – трехмерный материал, контролируемый; предполагает высокую точность
изображения и непосредственную работу руками.
может использоваться
для создания двухмерных
изображений;
требует определенных
усилий;
затраты времени
различны;
Слайд 15
Работа с пластилином
способствует созданию конкретных, иногда схематичных образов;
яркие цвета
способствуют активизации фантазии;
позволяет изображать
любые темы.
Слайд 16
Гуашь - двухмерный, пластичный материал;
предполагает использование кистей
и других инструментов, а также непосредственную работу руками;
требует
минимальных усилий и различных затрат времени.
Слайд 17
Гуашь активизирует фантазию; смешивается с водой, позволяет закрашивать
поверхности и создавать более плотные среды.
Слайд 18
Акварель - пластичный; плохо контролируемый материал;
предполагает использование
кистей и губки;
требует минимальных усилий и различных затрат
времени;
развивает фантазию и
появление легких,
эфемерных образов.
Слайд 19
Масляная (восковая) пастель – двухмерный, пластичный и контролируемый
материал.
Слайд 20
Пастель
предполагает непосредственную работу руками, различную степень физических усилий
и затрат времени;
стимулирует появление разнообразных образов, начиная с
легких и воздушных и заканчивая тяжелыми или связанными с телом.
Слайд 21
Цветные карандаши - материал, сочетающий естественную деревянную оболочку
и пигменты; двухмерный;
контролируемый;
предполагает высокую точность изображения;
не
позволяет достигать ярких красочных эффектов;
требует непосредственной работы руками;
затраты сил невелики, но предполагают множество движений рукой при раскрашивании
Слайд 22
Простые карандаши - материал изготавливается из дерева и
графита; двухмерный;
контролируемый;
твердый, высокоточный, однако может использоваться для
растушевки и стираться;
предполагает непосредственную работу руками;
не требует усилий, но может предполагать множество движений рукой для раскрашивания;
позволяет создавать высокоточные, детализированные образы и делать исправления путем стирания.
Слайд 23
Ручки, маркеры, фломастеры -
двухмерные, пластичные и
контролируемые материалы;
стимулирует создание
схематичных, шаблонных
образов,
активизирует фантазию.
не
требует усилий;
затраты времени различны;
стимулирует создание
схематичных, шаблонных
образов,
активизирует фантазию.
Слайд 24
Уголь - натуральный пигмент или обожженное дерево; двухмерный;
пластичный и мало контролируемый;
предполагают мягкость и точность движений,
и непосредственую работу руками в ходе рисования и раскрашивания;
не требуют усилий; затраты времени различны;
способствуют появлению самых различных образов, включая легкие, фантастические и загадочные.
Слайд 25
Грим или краски для лица
Свойства: яркость, большая палитра
цветов, легкость нанесения и удаления.
Грим позволяет усилить эмоциональное состояние
через гримирование лица, через создание на лице маски (злости, гнева, обиды, раздражения) и последующего проигрывания.
Зеркало поможет увидеть изменения, эффект снятия нежелательных эмоциональных состояний.
Слайд 26
При работе в парах можно с помощью
грима отразить на лице партнера
его наиболее часто переживаемые
эмоции,
что помогает подростку осознать, каким видят
его другие в моменты гнева и злости или в минуты радости.
Слайд 27
Бумага - может использоваться как двухмерный материал и
при этом прикрепляться с помощью клея или скрепок, либо
быть скомкана или свернута, создав при этом трехмерные формы.
Слайд 28
Старые журналы, газеты и плакаты
Свойства: объемность, красочность или
бесцветность, горючесть, наличие готовых образов, метафор, букв и слов;
кроме того, их можно рвать.
Из газет и журналов легко конструируются костюмы, строятся объекты и скульптуры. Рваные газеты могут стать основой папье-маше, из которого затем будет лепиться маска или любой другой объект.
Слайд 30
Целлофан - прозрачный, блестящий; создает «экран» или «границу»
между наблюдателем и тем, что находится за целлофаном; позволяет
передавать легкость, воздушность, загадочность, имеет различные оттенки.
Туалетная или оберточная бумага - нежная, полупрозрачная, легко мнущаяся; позволяет передавать слоистость, легкость, воздушность; имеет различные оттенки.
Слайд 31
Ткани
Свойства: пластичность, прочность (тонкость).
Ткань может быть использована самая
разнообразная: от обрезков до старых штор.
С помощью ткани
легко организовать пространство, разделив кабинет на зоны.
Из ткани можно изготовить различные костюмы.
Ткань можно рвать, резать и затем работать с лоскутами (вязка из лоскутов, лоскутные одеяла и пр.).
Ткань широко используется при изготовлении кукол-марионеток, служит декорацией.
Слайд 32
Ткань, шерсть, шнур, веревка, нитки - мягкие и
пластичные, могут затрагивать темы личного и интимного характера.
Выступают
в качестве метафор различных качеств самого художника.
Крепятся с помощью клея, скрепок, нити или путем пришивания.
Слайд 33
Трансформируя проволоку и создавая из нее различные скульптуры,
они изменяются сами.
Скульптурой любуются, ее фотографируют, ей хотят
украсить помещение или подарить кому-нибудь.
Проволока
Свойства: жесткая, гнется, наматывается, пружинит.
Проволока отражает состояния: жесткости, сжатой пружины, опасности. Сгибая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стальным стержнем.
Слайд 34
Материалом может служить все, что автор считает возможным
и нужным использовать.
Слайд 35
Функции психотерапевта:
1) создание атмосферы терпимости, принятия и
безопасности для свободного выражения клиентом содержаний внутреннего мира;
2)
структурирование и организация действий и поведения клиента;
3) установление эмоционального резонанса с клиентом, необходимого для обмена чувствами, образами и идеями (эмпатия);
4) использование различных интервенций, направленных на оказание эмоциональной поддержки, самовыражение и раскрытие клиента;
5) наблюдение на процессом спонтанного развития ситуации и невмешательство в естественный ход событий.
Слайд 36
2) художественный процесс – создание феномена (творческая деятельность);
3)
интуитивное проникновение в содержание художественного феномена;
4) процедура «Что-ты-видишь?»
– описание феномена, исследование структуры, интеграция образа
Феноменологическая последовательность
арт-процесса:
1) свободная активность и непосредственное переживание перед творческим процессом (актуализация сенсорных, эмоциональных, когнитивных переживаний в работе с художественным материалом);