Слайд 2
Гимн елецкому кружеву.
Поём мы гимн красе Елецких кружев,
Что
паутинке звёзд ночных сродни.
Объездите хоть всю планету, всё же,
Нигде
таких вам больше не найти.
Узоры наши славятся повсюду,
Рисунок их затмил небесный свод,
Полмира с восхищением взирает
На это чудо уж который год.
В них вложены: искусство рук умелых,
Русской души вся нежность и любовь,
К ним прикасаясь, словно ощущаешь
Незримо связь прошедших двух веков.
Хвала и честь искусницам елецким!
Поклон им низкий за волшебный труд.
Пусть знают – ими все гордятся,
По праву любят и по праву чтут.
Анатолий Бочаров.
Слайд 3
КАК ПОЯВИЛОСЬ КРУЖЕВО
Слово «кружево» впервые появляется в летописи
XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским
королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (в Ипатьевской летописной грамоте XV века говорится о ларце «с костьми, а в нём каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».
Новый вид рукоделия – плетение узора из нитей на коклюшках – привезён в Россию из Западной Европы в начале XVII века, где кружевоплетение появилось во второй половине XVI века (до этого были известны лишь шитые кружева).
Вот тогда-то слово «кружево» укрепилось именно за сплетенными ажурными изделиями, не имеющими тканой основы.
Слайд 4
КАК ПОЯВИЛОСЬ КРУЖЕВО
В 1996 году в ходе археологических
раскопок в Ельце, на Красной площади близ Вознесенского собора,
были обнаружены фрагменты плетеного кружева из серебряной нити. Его, согласно другим сопутствующим предметам, датировали 17-18 веком. Как хотелось бы считать, что найденные серебряные кружева выплели в Ельце. Однако эта находка требует дальнейшего тщательного научного изучения, и вопрос о точной датировке возникновения кружевоплетения в Ельце остается открытым.
Слайд 5
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих
семьях и помещичьих усадьбах. Там выплетались кружева исключительно для
домашнего обихода и, главным образом, для украшения полотенец.
Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения.
Документально подтвержденной датой рождения елецкого кружева следует считать 1801 год.
К этому времени относится сохранившееся кружевное полотенце со словами: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Ивановна, 1801 год».
На полотенце – белые кружева, льняные, с золотой шёлковой сканью по контурам фигур. Среди фигур – олень, птица и цветочный куст. Они выполнены «полонянкой» и «сеткой». О елецком происхождении данного кружева говорит изображение оленя и наличие «сетки».
Слайд 6
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Елецкое кружево выплеталось в богатых купеческих
семьях и помещичьих усадьбах исключительно для домашнего обихода и
главным образом, для украшения полотенец. Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения.
Больших поместий вокруг Ельца не было. Окрестности заселялись государственными крестьянами — потомками служилых людей. Среди них и возник в середине XIX века кружевной промысел. Сперва женщины занимались плетением другого рода. Из шерстяной нити на больших коклюшках готовили шнур, так называемый «гарус», который шел на отделку солдатских мундиров. С изменением армейской формы спрос на гарус упал. Его место заняло кружево.
Местные жители овладели плетением кружев в начале XIX в. на частной фабрике Протасовой. В первой половине 19 века елецкое кружево, как правило, - многопарное. Это самый сложный вид плетения. В нем применяются до нескольких сот пар коклюшек (палочек с выемкой на конце для наматывания нити), и в отдельных случаях количество коклюшек может превышать полторы тысячи.
Кроме многопарного (впоследствии его станут называть просто парным) существуют еще два способа плетения.
Слайд 7
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Постепенно кружево приобрело свой неповторимый облик,
главной отличительной чертой которого стали природные мотивы и растительные
орнаменты. В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности – «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «реченка». Нитки и ткани окрашивались экологически чистыми, растительными составами собственного приготовления – из лепестков желтоцвета получали желтую краску, из полевого василька – голубую.
К середине ХIХ века домашнее женское ремесло кружевоплетения превращается в Ельце в художественный промысел. Кружево плели и по заказам и для себя.
Расцвет истории елецкого кружева приходится на 1870–1880-е годы, его производство по своему объему занимало в России первое место.
В Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц, изготовляющих не менее 2 миллионов аршин кружев, на сумму до 300 тысяч рублей.
Накануне первой мировой войны мастериц стало больше сорока тысяч. А центром кружевоплетения становится Елецкий Знаменский женский монастырь.
Слайд 8
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Домашнее ремесло превратилось в целую
отрасль кустарной промышленности, в 1867 году кружево в Елецком
уезде было важным видом отпускной торговли.
Формированию промысла способствовало истощение почвы и плохие урожаи, когда крестьяне вынуждены были искать дополнительные заработки. Напротив, русское кружево стало пользоваться большим спросом, и было весьма удобно перейти от плетения одного к другому. На развитие промысла, несомненно, повлияла и относительная дешевизна материалов и инструментов для открытия собственного кружевного дела, что имело значение, как для беднейших городских сословий, так и для множества крестьянских мастериц, до реформы 1861 года работавших в помещичьих мастерских, а затем предоставленных самим себе. И, наконец, важную роль в становлении кружевной промышленности стало играть и строительство железных дорог (через Елец прошли две линии Ряжско - Вяземской и Орловско - Грязской железных дорог), что позволяло скупщикам своевременно подвозить нитки и увозить готовые изделия в центры губерний и в столицу.
Слайд 9
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Численное кружево выполняется без предварительного технического
рисунка, сколка, когда кружевница по памяти повторяет движения коклюшек
(их всего несколько пар), выплетая одновременно и фон, и узор. В Ельце такие кружева практически не выплетали.
Сцепное кружево выполняется небольшим количеством коклюшек по сколку. Рисунок образуется изгибающейся плетеной полоской, в которой места изгибов соединяются с помощью вязального крючка.
В середине 19 века, когда сформировались основные кружевные промыслы России, северная (вологодская) сцепная техника плетения была завезена в Елец, и елецкие мастерицы разработали еще один способ кружевоплетения, парносцепной. Кроме того, только елецкие кружевницы могли, выплетая разнообразные узоры, снимать и навешивать дополнительные пары коклюшек.
Оплету носового платка
(узор «мелкотравное»).
Деталь . 1880 г.,
Орловская губерния, г. Елец
Слайд 10
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Кружевоплетение распространилось по всему Елецкому уезду
в радиусе 30 километров. Однако самые лучшие плетеи были
все-таки в городе, а среди них особенно выделялись мастерицы Знаменского монастыря на Каменной горе.
В самом городе Ельце мастериц было немного, но городские мещанки являлись лучшими плетеями. Наиболее развито оно было в семи ближайших областях — Суворовской, Ламской, Врорнецкой, Верхнее-Дрезгаловской, Становлянской, Казацкой и Соловьевской. В конце XIX века елецкое кружевное производство по своему объему в занимало в России первое место. Его расцвет в смысле единства стиля и достоинств плетения относится к 1870-1880-м годам. По числу занятых в промысле мастериц в 30300 человек и объему продукции наивысший уровень был достигнут к 1912 году. Занимались кружевоплетением и в подгорном Знаменском монастыре. В ближайших слободах оно стало основным женским занятием.
Край (узор «проемный»). 1880 г., Орловская губерния, г. Елец
Слайд 11
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Для плетения использовали лен белый, суровый
и
желтоватый, шелк белый, черный, кремовый,
хлопчатобумажную нить «паутинку (или пятинку)
шестипасменную»,
которую делали специально для
плетения кружев (она была и разной толщины, и
цветная). А в конце 19 века, когда из-за огромного
спроса на кружево его требовалось все больше и больше,
и многие кружевницы стали пренебрегать качеством
плетения, часто использовалась так называемая пухлая
бумага.
К сожалению, елецкие кружева не имели в торговле
своего собственного, подлинного названия, но в целом,
они отличались от остального русского кружева
тонкостью, рельефной сканью (более толстая или
цветная нить, введенная в полотнянку), нежным
миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством
композиционных решений.
Оплёт носового платка и мерное кружево. Лён. 19 в.
Слайд 12
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
В елецких
кружевах мастерицы часто использовали одновременно нити из разных материалов:
лен, шелк и пр., нередко добавляли охристые, голубые, зеленоватые по цвету нити, создавая необычный живописный эффект и, в целом, делая многопарное елецкое кружево по своей изысканности редким для России.
Для елецких кружев было характерно сочетание геометрических и растительных узоров. Существовали местные узоры, например, елецкий край, непрерывная цепь ромбов с разным заполнением, «гречишка» и «жемчужка» и т.д. Но особенно много в Ельце создано оплетов носовых платков. Самый красивый из них носит елецкое название «черепушками», зубцы в нем заполнены вертикальными цветочными ветками . Узор «мелкотравное» тоже включал растительный рисунок, но в нем крупными цветами выделены углы оплета.
Елецкое кружево
Слайд 13
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Осваивая сцепную
технику, мастерицы сочиняли оригинальные узоры. К их числу относится
«проёмный» край, лучший и самый ранний образец сцепных елецких кружев.Курьезным можно считать факт продажи на российском рынке елецких кружев под видом привозного заграничного кружева типа «валансьен», настолько высоко было их качество. Кстати, большое количество этого же бельевого кружева продавалось за границей уже с названием
«русский валансьен».
Елецкие кружевницы делали очень много различных вставок, которые вшивались в скатерти и покрывала. Удовлетворяя запросы моды, они выплетали всевозможные накидки, пальто, митенки, а также шарфы и косынки (чаще всего черного цвета), особенно любимые ельчанками.
Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли признание публики и получили высокую оценку.
Елецкое кружево
Слайд 14
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Кружево плели
по заказам, плели и само по себе, продавая сработанное
тут же, в Ельце, на женском базаре. Главными заказчиками были торговки кружевом. Они доставляли новые рисунки. Так занесли сюда с севера из Вологодской губернии сцепное кружево. Число узоров непрерывно росло, их к концу XIX века насчитывалось более двухсот, но подлинно елецкие — многопарные, в которых иногда требовались сотни коклюшек, постепенно плести перестали. В Ельце преобладало парное кружево, самое простое.
Елецкие кружева - более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка, изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в сетку. Решетка Елецкого кружева бывает и разреженной и очень плотной. Скань всегда делается из 3 ниток, из которых плетется основное кружево и проходит по краю полотнянки и сетки. В Ельце часто штучные плечевые изделия (блузы, жилеты) составляют из мерного многопарного кружева.
Елецкое кружево
Слайд 15
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Чаще вместо льна
белого, сурового и желтоватого цветов мастерицы употребляли хлопчатобумажную нить
«паутинку шестипасменную», которую делали специально для плетения кружев. Для некоторых узоров она шла разной толщины и цветная. Многопарное тонкое кружево, хотя и бумажное, в цене намного превосходило сцепное. Обычными стали работы для белья, постельных принадлежностей и полотенец. Их отличительной чертой является обводка сканью всех контуров узора, то есть прием, характерный для европейского легкого кружева «малин». Многие из них имеют цветочные орнаменты. Местные узоры, называемые «елецкий край» и «шашками», близки между собой. В их основе — непрерывная цепь ромбов с разными заполнениями. В узоре «шашками» они расположены в три ряда, нижние — плотные, с «паучком» внутри. В Ельце «паучки» называются как «жучок».
Елецкое кружево
Слайд 16
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Цветочные мотивы
на фоне решетки из «паучков» называются «жучком с цветком».
«Гречишка» и «жемчужная» — очень похожие елецкие фоны, первый состоит из соединенных плетешками мелких сетчатых овалов неправильной формы, которые напоминали плетеям зерно гречихи, второй словно унизан рядами жемчужин. Есть вариант «гречишка с цветом» с розетками внизу. «Узенькая перевенька» — крайчик шириной полтора сантиметра в виде тонких овальных звеньев на сквозном фоне, а «пустушка» состоит из колечек. «Сливочки» применяются постоянно в различных вариациях кружева.
Елецкое кружево
Слайд 17
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Тонкость,
рельефная скань обводом, обилие сквозных элементов и мелкие ячейки
фонов делают елецкое многопарное кружево по своей изысканности редким для России. Оно никогда не имело в торговле своего подлинного названия, и только его музейные собрания свидетельствуют о мастерстве елецких кружевниц.
Елецкое кружево
Слайд 18
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
В Ельце создано много оплетов для
носовых платков. Самый красивый оплет назывался «черепушкой». Зубцы заполнены
вертикальными цветочными ветками, в промежутках — девяти — и четырехлепестные розетки, вдоль кромок протянута цепочка мелких «колес», верхняя кромка — фигурная. За ней начинается простая решетка, граница соединения с тканью отмечена мелкой цепочкой скани. Стройный изящный рисунок, тонкость плетения очень отличают этот узор от остальных. Только нить не льняная, а та самая «паутинка», из которой плелись лучшие работы. Узор, называемый «мелкотравное», тоже растительного рисунка, крупными цветами в нем особо выделены углы оплета. Кружевницы сплели очень много различных вставок, которые вшивали в скатерти и покрывала.
Елецкое кружево
Оплёты носовых платков
Слайд 19
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
В1890-1900-е годы
недолгая мода на кружевную верхнюю одежду для лета стала
причиной очень большого производства всевозможных пальто, накидок, доломанов и других костюмов, выполненных в сцепной технике. Огромный спрос на шарфы и косынки привел к тому, что этим плетением стали заниматься целые области. Материалом служила мягкая черная шелковистая бумага, она заменяла натуральный шелк. Последний употреблялся мало, предпочтительно черный, реже — чуть желтоватый. Такое головные шарфы и косынки были массовой продукцией промысла, но среди них появлялись вещи высокого художественного достоинства, созданные по специальным заказам.
Старинное елецкое
(сцепное) кружево.
Слайд 21
Старинные елецкие кружева
Край для полотенца. Начало XX в.,
Орловская губерния, Елецкий уезд
Край (узор «гречишка с цветом»).
1880-е гг.,
Орловская губерния, г. Елец
Слайд 22
НЕПОВТОРИМОСТЬ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
В елецком кружеве нашли свое отражение
сказочные морозные узоры на окнах, изящность и легкость падающих
снежинок, неброская красота русского подстепья, июньское разнотравье, лиричность и грусть народных песен.
Своеобразие ряда елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора.
Основные виды узоров – «елецкий край» и «шашки», также популярностью пользуются «гречишка» и «жемчужная». Часто встречаются и такие виды узоров, как «узенькая перевенька», «пустушка» и «сливочки».
Слайд 23
НЕПОВТОРИМОСТЬ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Специфика крупных елецких штучных изделий и
в построении композиции центрального поля из отдельных элементов —
розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной.
В этом — одна из выразительных особенностей елецкого кружева.
Слайд 24
НЕПОВТОРИМОСТЬ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Слайд 25
НЕПОВТОРИМОСТЬ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
Слайд 26
Как плетется кружево
Кружево вырабатывают различными способами: плетением, вязанием,
вышиванием, ткачеством и др. Плетут кружева по особым рисункам
– сколкам, которые наносят проколами на бумагу или картон. В проколы вставляют булавки, к ним прикрепляют кружево во время работы. Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка.
Слайд 27
Как плетется кружево
Техника плетения елецких кружевных изделий –
парный способ, реже – сцепные кружева. Часть кружев (применяемых
в основном для отделки швейных изделий) вырабатывают на кружевных машинах по рисункам, созданным в характере елецких кружев ручного плетения.
Кружевницы Ельца свободно владеют парной и сцепной техникой. Они обладают высоким уровнем мастерства и искусства кружевоплетения, которое используют при выполнении разнообразных воротников, жабо, жилетов, скатертей, салфеток и многих других изделий.
Слайд 28
ФИРМА КРУЖЕВА ПЛЕТЁТ
В 1960 году основан Елецкий комбинат
художественных изделий, с 1974 – ПО «Елецкие кружева». Сейчас
– ЗАО «Елецкие кружева».
ЗАО «Елецкие кружева» расположено в 6 км. к северо-западу от города Ельца в селе Пищулино Елецкого района Липецкой области.
Современная фирма «Елецкие кружева» – это около тысячи работающих как в цехах, так и на дому опытных кружевниц, это новые декоративные решения и технологические приемы.
Но бережно чтутся и применяются прежние традиции искусства кружевоплетения. Не случайно лучшие образцы работ из Ельца представлены как в коллекциях ведущих хранилищ народного искусства, так и в частных собраниях.
Слайд 30
Разработки елецкого кружева научно-исследовательского института художественной промышленности.
Слайд 31
Разработки елецкого кружева научно-исследовательского института художественной промышленности.
Слайд 32
Разработки елецкого кружева научно-исследовательского института художественной промышленности.
Слайд 33
Разработки елецкого кружева научно-исследовательского института художественной промышленности.
Слайд 42
Мастера кружевоплетения
Ирина Александровна
Питюкова
Валентина Федоровна
Киселева
Валентина Ивановна Бурдакова
Слайд 43
Прилетел тополиным пухом,
Зазвенел комаром над ухом,
Целый день до
вечерней зари
О любви мне своей говорил…
Убеждал, что он –
добрая весть,
Что с ним буду я счастлива здесь…
Только он мне совсем не нужен,
И другой мне на счастье сужен…
Ах, спасибо, бабуля моя,
Что плести научила меня
Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня...
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну,
Молча выплету черный узор -
Не получится наш разговор.
Я подумаю: нет, ты не пух,
Но тебе не скажу это вслух
И не выйду тебя провожать –
Буду дальше любимого ждать…
Он приедет, я знаю, весной,
Работящий, веселый такой!
Буду я в белом платье из кружев –
Мы в сиреневом вальсе закружим…
Ах, спасибо, бабуля моя,
Что плести научила меня
Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор -
И получится наш разговор!
Надежда Цыплакова