Слайд 2
Данная
презентация
поможет
учащимся
повторить
следующие
понятия
по теории
литературы:
тема;
проблема;
идея;
конфликт;
сюжет;
композиция;
приёмы
создания художественного
образа
Слайд 3
Тема – это основной круг вопросов, на которых
сосредоточил внимание писатель в своем произведении.
национальные;
исторические;
«Вечные» темы
искусства;
внутрилитературные
Слайд 4
Например,
«ВЕЧНЫЕ» ТЕМЫ
в творчестве
И.А.Бунина:
человек и Родина;
человек и природа;
человек и цивилизация;
человек и человек;
человек и смерть
Слайд 5
Аналогичные вечные темы можно найти в творчестве великих
писателей, поэтов, драматургов от античности до наших дней.
Каждое явление
жизни- это отдельная тема; совокупность тем – это
ТЕМАТИКА
ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Слайд 6
Проблема художественного произведения
ПРОБЛЕМА – это сложный вопрос, поставленный
в литературном произведении, решенный или оставшийся без решения.
Одна и
та же тема может послужить для постановки разных проблем.
ПРОБЛЕМЫ
Социально-политические
Нравственно-этические
Национально-исторические
Культурно-бытовые
Философские
Слайд 7
Художественная идея произведения:
основная мысль произведения о предмете
или явлении, в нём описанном;
это то
главное, что хотел сказать автор по поводу проблемы;
направленная авторская оценка и интерпретация описываемых жизненных явлений;
«жизненный урок», возникающий как результат знакомства с произведением.
Слайд 8
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio,
сочинение, составление) –
построение,
структура художественного
произведения: отбор и
последовательность элементов
и изобразительных
приемов
произведения, создающих
художественное целое
в соответствии с авторским замыслом.
Слайд 9
Основные средства композиции
Сюжет - то, что происходит в
произведении; система основных событий и конфликтов.
Конфликт — столкновение
характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым.
Слайд 10
Элементы сюжета, отражающие ступени
развития конфликта
Пролог -
своеобразное
вступление к произведению,
в
котором повествуется о
событиях прошлого, он
эмоционально настраивает
читателя на восприятие
(встречается редко)
Слайд 11
Экспозиция- введение в действие,
изображение условий и обстоятельств,
предшествовавших непосредственному
началу действий (может быть развернутой
и нет,
цельной и «разорванной»;
может располагаться не только в начале,
но и в середине, конце произведения);
знакомит с персонажами произведения,
обстановкой, временем и
обстоятельствами действия
Слайд 12
Завязка — начало движения
сюжета; то событие, с
которого
начинается конфликт,
развиваются последующие
события.
Слайд 13
Развитие действия –
система событий, которые
вытекают из
завязки;
по ходу развития действия, как
правило, конфликт обостряется,
а противоречия проявляются
все яснее и острее
Слайд 14
Кульминация - момент наивысшего
напряжения действия, вершина конфликта,
кульминация представляет основную
проблему произведения и характеры
героев предельно
ясно, после нее
действие ослабевает.
Слайд 15
Развязка — решение изображаемого
конфликта или указание на
возможные
пути его решения;
заключительный момент в развитии
действия художественного
произведения.
Как правило, в ней или разрешается
конфликт, или демонстрируется
его принципиальная неразрешимость.
Слайд 16
Эпилог - заключительная часть
произведения, в которой обозначается
направление дальнейшего развития
событий и судеб героев
(иногда дается
оценка изображенному);
это краткий рассказ о том, что произошло
с действующими лицами произведения
после окончания основного сюжетного действия.
Слайд 17
Элементы композиции:
эпиграфы;
посвящения;
прологи, эпилоги;
части,
главы, акты, явления, сцены;
предисловия и послесловия
"издателей" (созданных авторской
фантазией внесюжетных образов);
диалоги, монологи;
эпизоды;
вставные рассказы и эпизоды;
письма, песни
Слайд 18
Принципы и приемы:
действие произведения может
начаться с
конца событий, а
последующие эпизоды восстановят
временной ход действия
и разъяснят
причины происходящего;
такая композиция называется обратной
Слайд 19
автор использует
прием ретроспекции,
то есть возвращения
действия в прошлое, когда закладывались причины
происходящего в настоящий момент
повествования
(например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети")
Слайд 20
автор использует композицию обрамления или кольцевую.
Например,
повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается
и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.
Такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького)
Слайд 21
нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется
вставной рассказ героя, и такой вид композиции называется
"рассказ
в рассказе"
(исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в «Преступлении и наказании»,
«Явление героя» в «Мастере и Маргарите»,
«После бала» Толстого,
«Ася» Тургенева,
«Крыжовник» Чехова)
Слайд 22
автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой
будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин",
а может начать действие сразу, резко, "без разгона",
как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите"
Слайд 23
нередко автор использует
прием композиционного "разрыва" событий:
обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы,
а новая глава начинается с рассказа о другом событии.
Этот приём используют Достоевский в «Преступлении и наказании», Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите".
Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений
Слайд 24
Тематическая композиция
Композиция произведения может быть
тематической, при которой
главным становится выявление
отношений между центральными
образами произведения.
Этот
тип композиции больше характерен
лирике.
Слайд 25
Приемы создания художественного
образа персонажа
Внешние черты (портрет) -
лицо, фигура, костюм; портретная характеристика часто выражает авторское отношение
к персонажу;
Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души»;
Характер персонажа раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описании чувств героя, в его речи;
Прямая авторская характеристика может быть непосредственной или опосредованной (например, иронической);
Характеристика героя другими действующими лицами;
Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.
Слайд 26
Виды образов-персонажей
Лирические - в том случае, если писатель
изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о
событиях его жизни, поступках героя (встречаются, преимущественно в поэзии).
Драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами»; т.е. автор использует для характеристики персонажа прием самораскрытия, самохарактеристики (чаще встречается в драматических произведениях).
Эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут (встречается в романах, эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках)
Слайд 27
Эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев,
их поступки, характеры, внешность,
обстановку, в которой они живут
(встречается
в романах, эпопеях,
повестях, рассказах, новеллах, очерках)
В классицизме главенствующим было
разделение героев на
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ
Например: «Недоросль» Фонвизина
Простакова – Правдин
Скотинин – Стародум
В романтизме – наличие одной сюжетной линии
концентрирует внимание на чертах характера
главных героев, все остальные персонажи
помогают раскрытию характера основного.
Например: «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова
В реализме сложная система взаимоотношений,
предполагающая наличие равнозначных образов,
и противопоставление, и параллелизм, и
присутствие персонажей-двойников.
Например: «Война и мир» Л.Н.Толстого