Слайд 2
К концу ХVII века сложился традиционный тип мужского
казачьего костюма, в который входили:
Кафтан
Рубаха
Шаровары
Зипун
Трухменка
Сапоги
Слайд 3
Зипун – верхняя распашная зимняя одежда
без ворота.
Под
зипун надевался кафтан, спускавшийся ниже
колен. Его шили из парчи,
бархата или атласа.
Дополнением к кафтану был пояс, украшенный
золотом, или турецкий кушак.
Трухменка - высокая шапка
с меховым верхом.
Слайд 4
Военная форма была введена в 1801 году. Форменная
одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги,
пояса
с портупеей, чекменя, шинели и кивера. Куртку, чекмень и шаровары шили
из синего сукна с красными выпушками и лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов, принадлежности их к казачьему сословию, а по цвету к войску.
Слайд 5
Эта помпезная форменная одежда была хороша только для
парада. Воевать в ней было очень неудобно. И казаки
не любили эту форму.
Поэтому в течение 19 века форма упрощалась и менялась.
Слайд 6
Мужской костюм
конца ХIХ - начала ХХ века
Гимнастерка
Мундир
Шинель
Шаровары
Фуражка
Сапоги
Папаха
Башлык
Слайд 7
Головной убор донских казаков
Головной убор занимает особое место
в комплекте мужской одежды донских казаков. Шапка или фуражка
означали принадлежность его хозяина к казачеству и овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку.
Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом, а зимние шапки сохранили свой оригинальный, старо-казачий покрой. Они круглы и с низкой тульей.
Слайд 8
Женский костюм ХVIII века
Особенности женской одежды на Дону
объясняются происхождением казачек.
Во второй половине XVII и первой половине
XVIII века, в облике и одеянии
женщин чувствовалось большое влияние Востока. Казаки женились на турчанках, татарках, черкешенках, которых они брали в плен.
Слайд 9
Основную часть костюма казачки составляло платье- кубелек.
Кубелек –
распашная одежа, надевалась поверх рубахи. Верх платья застегивался
серебряными пуговицами. Параллельно для украшения шел второй ряд пуговиц.
Рогатая кичка – головной убор.
Чикилики – украшения - длинные нити, унизанные жемчугом, свисали с кички над ушами до плеч.
Ичиги- узорные расписные татарские сапоги из мягкой цветной кожи.
Слайд 10
Кубелек носился с простой или шелковой рубахой с
широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и
ее передняя часть также были видны.
Кубелек казачки носили до середины 19 века.
Подвязывался кубелек поясом (татаур) выше талии и состоял из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. Полы кубелека заходили одна за другую, не застегиваясь.
Слайд 11
кубелек
рубаха
рогатая кичка
чикилики
ичиги
Слайд 12
В комплексе с платьями татарского покроя
носили русские головные уборы: повойник или рогатую кичку.
Кичка («утка»)
— старинный головной убор замужних казачек; делался на твердой основе в форме лодочки, митры, широкой шапки с двумя или четырьмя рожками, а также в виде тиары, украшенной по верхним обрезам волнистыми фестонами-сороками. Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, зажиточные казачки носили с сорокой чикилики, а на лоб — металлические украшения.
Слайд 13
К началу XX века преобладающим на Дону стал
комплект женской одежды с юбкой и кофтой.
юбка
кофта с
баской
шлычка
Слайд 14
Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15
лет. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять
штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Двенадцать прямых полотнищ собиралась по талии мелкими складочками под обшивку с длинными концами. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом..
Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта сложного кроя. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку по пройме и по плечу. Небольшой стоячий воротник также застегивался сбоку. Длинный, присборенный у плеча рукав, широкий до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом, бисером, лентами и пуговицами.
Слайд 15
Шлычка— колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы
так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались
под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка.