Слайд 2
Основные подходы
к интерпретации рисунков
1-интуитивное прочтение. Первое чувственное впечатление
от рисунка аналогично восприятию зрителями художественного произведения
2-нормативное прочтение, нахождение
в рисунке информации, диагностическая ценность которой уже известна психологам на основе проведенных исследований и теоретических знаний
3- клиническое прочтение
4- аналитический, или углубленный способ прочтения, системный анализ рисунка
Слайд 3
Условно можно выделить формальные (как нарисовано) и содержательные
аспекты рисунка (что нарисовано).
К формальным аспектам рисунка относятся:
• расположение
рисунка на листе бумаги (в центре, вверху, внизу, слева, справа);
• размеры рисунка (на весь лист, большой размер, миниатюрный);
• пропорции (соотношение деталей рисунков);
• особенности линий.
К содержательным аспектам рисунка относятся:
• тип изображения;
• наличие основных деталей изображения;
• особенности изображения деталей, выявления индивидуального своеобразия.
Слайд 4
Дом такой, каким его «чувствует» испытуемый.
Дом такой,
каким бы его хотел видеть испытуемый.
Не приносивший удовлетворения дом
из прошлого.
Удовлетворяющий дом из прошлого.
Отношение испытуемого к своей семье и/или отношение семьи к нему в его интерпретации.
Рисунок дерева
Подсознательный образ самого себя. Считается, что в рисунке дерева более вероятны проекции дефектов развития, меньше влияние цензуры и менее вероятны защитные реакции испытуемого.
Контакт испытуемого с реальностью (висящее дерево или верхушка срезана листом).
Чувство внутриличностного баланса.
Дерево может представлять собой портрет другого человека, значимого для испытуемого.
Слайд 5
Человек
Какой он есть (косметические дефекты, физиологические нарушения,
психологические проблемы).
Каким испытуемый воспринимает себя.
Каким он хотел бы быть.
Отношение
испытуемого к межличностным взаимоотношениям в целом.
Некоторые специфические страхи, навязчивые идеи и т. п
Слайд 6
Положение на листе
бессознательное
связь с прошлым, с самим
собой и с матерью
интроверсия;
преобладание эмоций, импульсивность
сознание
связь с
будущим, другими
людьми и отцом
экстраверсия;
поиск удовлетворения в интеллектуальной сфере;
контролируемое, сознательное поведение, авторитаризм
Слайд 7
низ листа связывают с материальным,
бессознательным, инстинктами, коллективными символами
верх
листа связывают с интеллектуальной и духовной сферой, развитием и
контактом с окружающей средой
Слайд 8
Смещение вверх:
• завышенный уровень притязаний;
• высокая самооценка;
• неадекватная,
завышенная самооценка как проявление гиперкомпенсации;
• высокий уровень активности;
• стремление
к самоутверждению;
• высокий уровень уверенности в себе;
• отчужденность и недоступность;
• стремление к цели, часто недостижимой;
• нереалистичность, иллюзорность желаний;
стремление уйти от реальности в
мир фантазии.
Слайд 9
Смещение вниз:
• сниженное настроение;
• низкий уровень
активности;
• заниженная самооценка;
• чувство незащищенности и неадекватности;
• склонность к
депрессии;
• прагматичность;
• ориентация на материальные ценности;
• реалистичное отношение к жизни.
Слайд 10
Большой размер рисунка (более 2/3 листа, на весь
лист, «выходит» за пределы) может свидетельствовать о следующем:
высокой
чувствительности к воздействию окружающей среды и, как следствие, о состоянии тревоги, агрессии или враждебности;
гиперактивности, расторможенности;
субъективной значимости изображаемого образа, вероятном источнике проблем или способах их решения;
неудовлетворенности существующей ситуацией;
гиперкомпенсации, проявлении компенсаторных механизмов;
преувеличении своей значимости, неадекватном восприятии себя.
Слайд 11
Маленький размер рисунка (занимает менее 1 /3 листа
по высоте) может свидетельствовать:
о заниженной самооценке;
о сниженном настроении;
об ощущении
своей малоценности, незначительности.
Микрорисунки (1-1,5 см) — очень тревожный признак, так как в норме они практически не встречаются и чаще всего свидетельствуют о психической патологии.
Слайд 12
Линии при выполнении рисунка
Нажим на карандаш (рассматриваются толщина
и яркость линий, а также следы нажима карандаша на
бумагу).
Сильный нажим:
• энергичность, настойчивость;
• эмоциональное напряжение;
• амбициозность;
• агрессивность;
• конфликтность;
• гиперактивность;
• импульсивность (с 4-летнего возраста);
• недостаточная вера в себя, в свои силы;
• тревожность;
• ригидность и боязнь совершить ошибку
Слайд 13
Средняя сила нажима:
• эмоциональная устойчивость;
• отсутствие тревоги;
• адаптированность;
• самообладание.
Слабый нажим:
• неуверенность, нерешительность;
• робость, боязливость, скованность;
• астения;
• пассивность;
• гибкость и подвижность мышления;
• сниженное настроение.
нажима:
• эмоциональная неустойчивость;
• тревожность;
• импульсивность;
• адаптивность, пластичность;
• утомляемость (нажим
слабеет в процессе рисования).
линий
Вертикальные линии:
• самоуверенность;
• решительность;
• повышенная активность;
• упрямство, настойчивость;
• маскулинность.
Горизонтальные
линии:
• слабость;
• обеспокоенность собственной безопасностью;
• женственность.
Форма линий
Угловатая форма:
• агрессивность;
• доминантность;
• низкий
уровень социальной адаптации;
• маскулинность.
Обтекаемая, закругленная форма:
• низкий уровень агрессивности;
• чувствительность;
• конформность;
• фемининность.
Техника штриха
Одиночный
штрих (возникает в результате напряжения, поскольку в этом случае движение карандаша подчинено определенной цели):
• способность личности к произвольно саморегуляции и контролю своих импульсов.
Маятниковый штрих (возникает в результате расслабления):
• сохранность элементарных жизненных процессов;
• отсутствие скованности;
• доверие к миру
Слайд 18
Уверенный штрих (быстрое проведение тонкой линии):
• проявление уверенности
в себе;
• высокий самоконтроль, волевые качества;
• амбициозность;
• эмоциональная устойчивость;
•
подчинение эмоций интеллекту.
Неуверенный штрих (выглядит дрожащим и нерешительным, линия прерывается):
• неуверенность в себе;
• чувствительность;
• склонность к рефлексии;
• потребность в самоконтроле;
• гиперсоциальность.
Особенности обработки поверхности рисунка
Тонирование —
проявление эмоционально -чувственной возбудимости.
Штриховка:
• потребность в осмыслении эмоциональных переживаний;
• естественное и спонтанное проявление эмоций;
• тревожность.
Очерчивание контуров — проявление рационального начала.
Закрашивание — интенсивность эмоциональных переживаний.
Грубоватая обработка поверхности (окрашивание при помощи отдельных, беспорядочно расположенных штрихов):
• раздражительность;
• конфликтность личности;
• проблемы в общении.
Слайд 20
Дом
Рисунок дома может рассматриваться как символическое изображение
самого автора; дом также представляет собой семейную проблематику (отношение
к матери и другим близким), социальную адаптацию субъекта, принятие внешнего мира и способы контакта с ним.
Слайд 21
Одноэтажный дом остается наиболее популярным, типичным и менее
информативным типом изображения.
Многоэтажный дом:
• часто встречается у городских жителей
как отражение реальности (дом, в котором он живет);
• признак семейного неблагополучия;
• неудовлетворенная потребность в семейном очаге.
Слайд 22
Дворец, замок:
• демонстративность личности;
• неудовлетворенность семейной ситуацией;
• оторванность
от реальной жизни;
• социальная дезадаптация;
• желание уйти от окружающего
мира в мир фантазий;
• потребность в восхвалении и восхищении по отношению к себе;
• креативные способности.
Крепость:
• потребность в безопасности и защите;
• восприятие мира как враждебного;
• возможно, социальная дезадаптация.
Церковь — потребность в духовной поддержке или искуплении.
Палатка, шалаш — ощущение нестабильности семейного очага.
Слайд 23
Стены
Стены рассматриваются как границы личности, характер
их изображения указывает на особенности отношений человека с окружающей
средой.
Фундаментальные, мощные стены:
• отгороженность от внешнего мира;
• потребность в защите;
• труднодоступность человека для воздействий извне.
Тщательно прорисованные стены (кирпичи, бревна, гвозди):
• педантичность, ригидность мышления;
• признак органического поражения головного мозга.
Окна
Окна символизируют способность человека устанавливать контакт
с людьми. Окна обычно рассматриваются в качестве признака открытости и доступности, способности к самовыражению.
Отсутствуют или очень маленькие окна:
• подозрительность, враждебность, отчужденность;
• интровертированность, уход от общения;
• аутистические тенденции.
Решетки на окнах, закрытые ставнями окна:
• закрытость;
• подозрительность.
Слайд 25
Множество окон:
• готовность к контактам (возможно, демонстрируемая);
• доступность
для взаимодействия.
Большие открытые окна:
• активная готовность к контактам;
• демонстрация
чрезмерной открытости;
Окна, расположенные на верхнем этаже дома и отсутствующие на нижнем, — стремление жить нереальной, воображаемой жизнью, разрыв между фантазией и реальностью.
Наличие занавесок, ставней — стремление контролировать открытое проявление своих чувств.
Чуть приоткрытое занавеской окно:
• созерцательность;
• стремление к роли наблюдателя при общении.
Двери
Двери символизируют способность человека к прямым, непосредственным контактам с людьми, степень открытости и доступности в общении.
Отсутствие двери:
• трудности в общении;
• низкая потребность в общении;
• неприступность и недосягаемость.
Маленькая дверь:
• нерешительность в социальных контактах;
• стремление ограничить сферу контактов;
• нежелание впускать других в свое «Я».
Слайд 27
Закрытая дверь (на запор, на замок):
• скрытность;
• враждебность;
•
мнительность, подозрительность.
Большая дверь:
• излишняя зависимость от других;
• чрезмерная доступность;
•
легкость в установлении контактов.
Открытая дверь:
• стремление демонстрировать доступность в межличностных контактах;
• потребность получать тепло и сердечность от других людей;
• потребность в свободе.
Крыша
Крыша является символическим изображением сферы фантазии
у человека.
Отсутствие крыши (если она разрушена или ее снесло ветром) — чувство подчинения воздействию чуждых посторонних сил.
Крыша большая, акцентированная:
• фиксация на фантазиях как источнике удовольствия при межличностном взаимодействии;
• защитное фантазирование;
• мечтательность.
Дом, изображенный лишь в виде крыши — слабый контакт с реальностью.
Крыша в виде простой линии, соединяющей две стены:
• эмоциональная скованность;
• слаборазвитое воображение.
Слайд 29
Труба
Труба может рассматриваться как символ теплоты в
интимных отношениях, как признак эмоциональной зрелости и равновесия.
Отсутствие
трубы.
• дистанцированность по отношению к родительскому дому;
• недостаток психологического тепла.
Труба, нарисованная косо относительно крыши, — начиная со школьного возраста это — возможный признак интеллектуальной недостаточности.
Большое количество густого дыма над трубой:
• значительное внутреннее напряжение;
• потребность освободиться от излишнего давления (как бы выпустить пар).
Дополнительные детали
Дорожка, хорошо
прорисованная и подходящая к двери:
• открытость в общении, доступность;
• тактичность;
• самоконтроль в социальных контактах.
Очень длинные дорожки:
• противоречие между стремлением к контактам и необходимостью в дополнительном времени для их установления;
• избирательность контактов.
Дорожка, суживающаяся перед входом в дом:
• потребность в ограничении контактов;
• стремление к одиночеству.
Слайд 31
Дорожки, которые окружают дом, но не ведут к
дверям, — барьеры для общения, или защита.
Деревья, кусты, цветы:
•
символическое изображение значимых других;
• потребность структурировать пространство из-за неуверенности, неудовлетворенность потребности в безопасности, недостаточное удовлетворение потребности в любви и тепле;
• стремление оградить себя защитным барьером;
• чувство одиночества.
Забор:
• защита от нежелательного вторжения;
• замкнутость, интровертированность;
• потребность в эмоциональной защите.
Слайд 32
Дерево
Дерево, как известно, — символ жизни и познания;
рисунок дерева трактуется как отражение жизненных сил рисующего. Он
раскрывает бессознательную картину развития субъекта, отражает глубокое ощущение самого себя, чувствительность автора рисунка к влиянию среды, способы взаимодействия с окружающим миром. Рисунок дерева более стабилен во времени и позволяет определить соматическое состояние человека, уровень его психологической зрелости. Этот рисунок менее подвержен влиянию социальных норм и собственной цензуры, поэтому человек в нем легче выражает свои негативные и конфликтные черты.
Корни
Корни символизируют
потребность в безопасности и защите, внутреннее равновесие человека, устойчивость его позиции.
Акцентирование корней, длинные корни:
• потребность в безопасности, опоре;
• привязанность, значимость семейных связей;
• ориентация на прошлое, чувство незащищенности.
Тонкие корни — слабый контакт человека с реальностью.
Мертвые корни:
• отсутствие или потеря внутреннего равновесия;
• негативные переживания в раннем детстве
Ствол
дерева
Ствол дерева рассматривается как символ эго, ощущение силы своего Я, отражает понимание и осознание человеком своих возможностей.
Маленький, слабо прорисованный ствол — ощущение дефицита собственных возможностей.
Чрезмерно большой ствол:
• внешнее окружение воспринимается как враждебное;
• защитная агрессия (иногда);
• гиперкомпенсация.
Ствол, нарисованный одной линией (одномерный), - конкретность мышления, возможно, интеллектуальная недостаточность.
Слайд 35
Ствол, срубленный или обломанный — психотравмирующее событие, которое
«сломало» человека (его влияние сохраняется в настоящее время).
Отметки на
стволе:
• недифференцированная тревога;
• травматические переживания.
Сломанные сучки, рубцы, шрамы на стволе, дупла рассматриваются как следы травматических переживаний.
При рассмотрении рисунка как автопортрета человека высота дерева — это линия жизни, и чем выше на стволе дерева отметка, тем ближе травматические переживания к настоящему времени.
Дупло:
• различные переживания и травмы.
Дупло с птицами, маленькими животными:
• потребность в защите, тепле и уюте;
• наличие личностной подструктуры, которая не поддается контролю;
• неоднозначные отношения с эмоционально значимыми людьми;
• ощущение вторжения в свое эго.
Слайд 36
Кора
Кора символизирует границу между
эго и социумом.
Сильно прорисованная кора:
• замкнутость, отгороженность, аутистичность;
• потребность
в защите;
• озабоченность отношениями с окружающими;
• восприятие окружающего мира как враждебного.
Кора, изображенная путем зачернения всего ствола, — внутренняя тревога, наличие психологических проблем, связанных с эго человека.
дерева символизирует тотальную психологическую защищенность человека, уровень сознательного контроля,
отражает его настроение, уровень развития интеллектуальной сферы, фантазии и воображения. Ветви, образующие крону, отражают особенности приспособления человека к среде, характер взаимоотношений с внешним миром, способность получать удовлетворение от контактов, особенности личности
Слайд 38
Вершина кроны: способность
к целеполаганию; степень осознанности целей; стратегия жизнедеятельности.
Острая вершина —
четкие представления о цели, направлении и общей стратегии своей жизни.
Вершина нечеткая, размытая — нечетко определенные жизненные цели, подверженность чужому влиянию.
Направление ветвей — уровень активности, фон настроения.
Ветви, направленные вверх, — активность, энергичность.
Ветви, направленные вниз, опущенные — низкий уровень активности, сниженное настроение, депрессивные тенденции.
Ветви, наклоненные вправо или влево, — отсутствие внутреннего равновесия человека.
Ветви, расходящиеся в стороны, —экстравертированность, экспансивность в общении.
Слайд 39
Симметричность ветвей — уравновешенность эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Ветви,
повернутые внутрь (к центру дерева), — интравертированность, эгоцентризм, закрытость.
Тонкие
ветви — беспокойство, нерешительность.
Тонкие и высокие ветви — стремление к фантазированию, компенсирующее проблемы в реальной жизни.
Сломанные, сухие, мертвые, поврежденные ветви — пережитые физические или психические травмы; появление молодых побегов отражает субъективное улучшение ситуации.
Листья символизируют способность человека к установлению контактов с окружением и его психологическую защищенность в этих контактах.
Большое количество тщательно прорисованных листьев:
• педантичность как личностная черта, ригидность мышления;
• склонность к эмоциональному «застреванию» на переживаниях;
• застойность психических процессов, признак органического поражения головного мозга;
• художественная одаренность;
• эстетические потребности и чувства (только если большое количество листьев способствует эстетическому совершенству изображения).
Слайд 40
Острые листья — признак агрессивных отношений с
окружающими.
Опадающие или опавшие листья — чувство одиночества или разочарования,
недостаток сил.
Дополнительные детали
Линия земли может рассматриваться как потребность в дополнительной опоре при контакте с реальностью.
Солнце:
• влияние на человека авторитетной и значимой личности;
• потребность в дополнительном источнике тепла.
Облака на небе — признак генерализованной тревоги.
Атмосферные явления (солнце, радуга, гроза, дождь, тучи):
• проблемы в эмоциональной сфере;
• эмоциональная нестабильность;
• сложности в самоконтроле.
Два дерева — символическое изображение себя и значимого другого.
Лес:
• чувство изоляции, одиночества;
• повышенная потребность в общении.
Слайд 41
Грибы встречаются на рисунках наркозависимых лиц.
Птицы,
гнезда на дереве:
• переживание внедрения во внутренний духовный мир
человека;
• сниженная способность принимать самостоятельные решения;
• желание быть полезным, приносить окружающим пользу.
Пейзаж:
• сентиментальность;
• хорошее воображение, креативные способности;
• склонность подчиняться эмоциям;
• потребность в дополнительных источниках тепла.
Человек
Рисунок человека в большей степени можно рассматривать как автопортрет.
Рисунок человека является отражением представления человека о себе, о своем реальном и идеальном «Я», о физическом (телесном), психологическом и социальном (предъявляемом другим) образе. Изображение человека отражает осознаваемые и неосознаваемые аспекты отношения к себе и к окружению. Оно больше подвержено социальным искажениям и цензуре со стороны сознания, поэтому в рисунке человека могут ярче проявиться защитные механизмы.
Тип изображения человека
Человечек из палочек:
• неуверенность в себе;
•
нежелание раскрываться в ситуации обследования, сопротивление;
• непринятие своего тела;
• проблемы в сфере взаимоотношений.
Карикатура, шарж, мультипликационный образ:
• потребность в самозащите;
• проблемы с самовыражением;
• негативное отношение к обследованию;
• использование юмора для того, чтобы спрятать себя от других;
• непринятие себя.
Человек-кукла:
• желание вернуться в мир детства;
• инфантильность;
• зависимость от окружающих.
Фигура Бабы-Яги:
• враждебное отношение к женщинам;
• материнская депривация, отвержение матерью.
Поза человека
Бегущий человек:
• желание уйти, скрыться от какой-либо ситуации, тревожность, страх;
• стремление достичь чего-то, сильная занятость.
Человек, сидящий на краешке стула:
• сильное желание найти выход из ситуации;
• страх;
• одиночество;
• подозрительность.
Сидящий человек — недостаток энергии.
Человек в движении — креативные способности.
Человек изображен спиной к зрителю:
• замкнутость, закрытость, интровертированность;
• непринятие сложившийся ситуации, психологический уход из нее
Пол человека
Чаще всего при изображении человека рисуют человека своего
пола.
Женщина рисует мужскую фигуру.
• нарушение половой идентификации;
• непринятие своего тела;
• маскулинные черты личности;
• высокая значимость человека противоположного пола (отца, любимого) или зависимость от него;
• амбициозность, карьерная направленность.
Мужчина рисует женскую фигуру (встречается значительно реже, поэтому имеет большую диагностическую ценность):
• нарушение половой идентификации;
• гомосексуальная ориентация;
• пассивность;
• чувство неадекватности;
• фемининные черты личности.
Голова
Голова рассматривается как символическое отражение сферы интеллектуального, рационального контроля, воображения, фантазирования и эго человека.
Большая голова:
• на рисунках лиц с высоким интеллектуальным уровнем, творчески одаренных;
• на рисунках детей дошкольного возраста;
• при интеллектуальной недостаточности, органическом поражении головного мозга (грубое нарушение пропорций тела);
• в рисунках лиц, придающих большое значение интеллектуальным способностям, сверхценность интеллектуальной сферы;
• фантазирование воспринимается как основной источник наслаждения;
• при наличии головных болей различного происхождения.
Слайд 47
Маленькая голова:
• чувство неадекватности в социальной
и (или) интеллектуальной сферах;
• стремление преодолеть рациональный контроль для
удовлетворения телесных влечений и уйти от болезненных переживаний или чувства вины, повышенная импульсивность в поведении.
Волосы
Волосы — символ величия для мужчин и красоты, изящества, привлекательности для женщин, признак здоровья, силы, обаяния. Важно учитывать количество волос, вид прически, особенности линий и штриховки.
Необычные прически:
• демонстративность;
• нарциссические черты личности.
Роскошные, красивые волосы (на женских рисунках) — значимость сексуальной привлекательности.
Лицо
Лицо является символическим отображением сферы общения,
показателем уровня социального приспособления и отношения к окружающим людям.
Слабо прорисованные элементы лица, их нечеткость:
• застенчивость, боязливость, робость;
• ощущение собственной неадекватности в персональных взаимоотношениях.
Тщательная прорисовка элементов лица
• сильная озабоченность взаимоотношениями с окружающими;
• озабоченность своим внешним видом;
• восприятие действий окружающих как враждебных и возникновение защитного доминантного, агрессивного стиля взаимодействия.
Заштрихованное лицо:
• выраженная тревога;
• психическое расстройство.
Отсутствие черт лица:
• враждебность,
настороженность;
• шизоидные черты личности;
• стремление избежать общения;
• несформированность коммуникативных навыков.
«Разорванное лицо» (контур лица не замкнут или прерывается):
• неадекватность в отношениях с людьми;
органическое или психическое нарушение.
Глаза
Глаза -символическое отображение способа взаимодействия и получения информации об окружающем мире и других людях,.
Большие глаза:
• чувство страха, беспокойства, подозрительности;
• потребность в самозащите; эгоцентризм;
• демонстративность, желание обратить на себя внимание;
• склонность обольщать, соблазнять, кокетливость (в сочетании с длинными ресницами).
Маленькие глаза:
• погруженность в себя; желание видеть как можно меньше.
Глаза как точки:
• подозрительность, • нарушение межличностных отношений.
Отсутствие глаз:
• стремление избегать зрительной информации;
• наличие зрительных галлюцинаций.
Закрытые глаза:
• враждебность;
• стремление избегать неприятных визуальных стимулов.
Уши
Уши символизируют отношение человека к аудиальной стимуляции
— открытость восприятия или настороженность к окружающему миру.
Необычные или акцентированные уши:
• навязчивое стремление постоянно прислушиваться;
• поражение слухового анализатора, нарушение слуха;
• чувствительность к критике;
• слуховые галлюцинации.
Маленькие или слабо прорисованные уши:
• желание закрыться, защититься от критики, заглушить ее;
• избирательное восприятие информации.
Нос
Нос рассматривается как сексуальный
символ, его принято считать наиболее очевидным «фаллическим заменителем».
Необычное или акцентированное изображение носа:
• сексуальная проблематика (чувство сексуальной неполноценности, значимость сексуальной сферы, стремление к мужской роли, сексуальная дезадаптация);
• дисморфофобия (убежденность в мнимом уродстве носа или переоценка физического дефекта).
Прорисованные ноздри:
• стремление человека к чувственным удовольствиям;
• повышенная обонятельная чувствительность;
• нарушение обоняния.
Рот
Рот - орган познания и контакта с миром, а также как орудие «вербальной» агрессии.
Акцентирование рта:
• повышенная речевая активность;
• словесное «недержание», сквернословие, вербальная агрессия;
• наличие речевых нарушений;
• алкоголизм;
• фиксация на пищевых проблемах.
Отсутствие рта:
• оральные конфликты (с позиции психоаналитической теории);
• проблемы с вербальной коммуникацией.
Слайд 54
Рот, изображенный одной линией:
• напряженность;
• тенденция к гиперкритичности,
агрессивности;
• возможны садистские наклонности.
Широкий оскал улыбки:
характерен для рисунков детей;
у взрослых может выражать подавленную агрессию, вынужденную приветливость.
Изображение зубов — вербальная агрессия (особенно на рисунках взрослых).
Полные губы — женственность, чувственность.
Подбородок
Подбородок — символ мужественности, решительности, настойчивости.
Подчеркнутый подбородок — потребность доминирования, подчинения себе других людей.
Слишком крупный подбородок:
• слабость и нерешительность, желание скрыть собственную неполноценность; стремление проявить свою мужественность, продемонстрировать большую решительность;
• скрытый страх перед ответственностью;
• агрессивные черты личности.
Слабовыраженный, маленький подбородок — чувство беспомощности, неуверенности.
Подбородок, скрытый за бородой, —выраженное желание подчеркнуть свои сексуальные достоинства и мужскую привлекательность.
Шея
Шея связывает тело
(импульсивная жизнь) и голову (интеллектуальный контроль) и характеризует уровень равновесия между интеллектуальными и эмоциональными проявлениями.
Акцентированная, подчеркнутая шея— сильная потребность в интеллектуальном контроле эмоциональных импульсов.
Короткая, толстая шея — потворствование своим слабостям и желаниям.
Толстая и длинная шея (крупная) —осознание своих телесных импульсов и выраженное стремление к их контролю.
Длинная шея:
• гиперсоциальные установки, ригидность, желание жестко контролировать потребности своего тела; шизоидные черты личности.
Отсутствие шеи:
• в рисунках детей дошкольного возраста;
• низкая зрелость, нахождение во власти телесных влечений;
• проблемы с рациональным управлением своими импульсами.
Кадык — подчеркивание своей мужественности.
Туловище
Тело человека рассматривается
в связи с основными потребностями человека и его отношением к ним. Пропорции головы и туловища соотносятся с отношением между телесными и духовными потребностями человека.
Длинное и узкое туловище:
• замкнутость, отгороженность, шизоидные черты личности;
• плохой контакт с окружающими.
Угловатое или квадратное тело —стремление подчеркнуть мужественность.
Маленькое туловище — отрицание телесных влечений как низменных, чувство собственной малоценности.
Крупное туловище — неудовлетворенность потребностей как осознаваемых, так и неосознаваемых.
Отсутствие тела:
• интеллектуальная недостаточность;
• психические нарушения;
• нарушения схемы тела;
• отрицание телесных влечений;
• непринятие себя.
Мускулистое тело:
• нарциссические черты личности, эгоцентризм;
• стремление представить себя в выгодном свете.
Плечи
Плечи — символическое выражение физической силы и физического совершенства.
Маленькие плечи — ощущение ничтожности, малоценности.
Покатые плечи:
• чувство отчаяния, вины, уныния;
• недостаток
жизненных сил;
• женственность.
Угловатые плечи (квадратные, прямоугольные):
• оборонительная позиция по отношению к людям;
• излишняя осторожность;
• враждебные тенденции.
Большие плечи:
• ощущение большой физической силы или стремление к этому;
• чрезмерная озабоченность силой и властью;
• переживание сильных телесных импульсов.
Плечи неравные (различающиеся по размеру) — эмоциональная нестабильность, внутриличностный конфликт (если такой стиль рисования не связан с нарушениями мелкой моторики).
Руки
Руки являются символом действий,
созидающей активности человека. Это — основное средство воздействия на окружающую среду, способ выражения чувств человека, его личной силы и контактов с окружающими.
Расслабленные, свободные, гибкие руки — легкость адаптации в межличностных отношениях.
Отсутствие рук:
• чувство вины, депрессия;
• чувство бессилия, неадекватности;
• пассивность;
• подавляемые враждебные тенденции.
Короткие руки:
• отчужденность, стремление сдерживать эмоциональные проявления;
отсутствие стремления к деятельности.
отсутствие стремления к деятельности.
Слайд 61
Руки, расположенные близко к телу:
• сдержанность в своих
проявлениях;
• ригидность;
• затруднения в установлении социальных контактов;
• пассивность.
Тонкие, слабые
руки:
• переживание тщетности и неэффективности своих усилий, беспомощность;
• чувство неадекватности.
Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.
Слайд 62
Длинные руки:
• амбициозные установки, стремление к действию, желание
чем-то завладеть;
• стремление к автономии.
Крупные, толстые руки:
• стремление
к максимальному удовлетворению жизненных потребностей;
• энергичность, ощущение силы.
Мускулистые руки:
• стремление к власти; демонстрация собственной силы; агрессивность.
Руки, скрещенные на груди:
• враждебные чувства к окружающим, подозрительность и мнительность;
• ощущение себя отвергнутым, переживание враждебности окружающих.
Руки, поднятые вверх:
• стремление компенсировать собственную слабость, желание быть сильным, властвовать над другими;
• агрессивные желания; подавленное чувство враждебности по отношению к окружающим.
Руки, скрещенные, спрятанные за спиной:
• недостаточный контроль над чувствами враждебности и гнева;
• необщительность, замкнутость; неудовлетворенность своим положением;
• нежелание уступать и идти на компромиссы.
Руки, упирающиеся в бока:
• критичный собеседник, нежелание идти на уступки; враждебность.
Кисти и пальцы
рук
Кисти рук рассматриваются как символ, отвечающий за компетентность в социальных контактах и продуктивность в деятельности.
Сильно заштрихованные или акцентированные кисти рук:
• беспокойство или чувство вины в связи с нежелательным социальным поведением; агрессивность.
Укороченные, подрезанные, маленькие кисти рук:
• беспокойство, тревога при контактах с окружающими людьми;
• чувство неадекватности в ситуациях социального взаимодействия.
Кисти, сжатые в кулаки:
• протестные, бунтарские реакции; агрессия.
Кисти рук, сложенные в замок, —сознательные усилия подавить и проконтролировать проявления своих агрессивных импульсов.
Недостаточное количество (меньше 5) пальцев на руке —
зависимость и бессилие человека.
Пальцев больше 5 — агрессивность, амбициозность .
Длинные и острые пальцы рук — открытое проявление агрессии
Ноги
Ноги рассматриваются как символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию, ассоциируются с чувством безопасности и способностью к перемещению.
Отсутствие ног:
• патологическое чувство беспомощности, зажатости;
• ограниченность проявлений собственной воли;
• наложение запрета на получение удовольствий от жизни.
Ноги, не поместившиеся на лист (как бы отрезанные) — апатия, замкнутость, робость (если это не связано с нарушением пространственного анализа и синтеза).
Большие, длинные ноги — сильное стремление к независимости, потребность в автономии.
Короткие ноги — ощущение психической и физической неловкости.
Слайд 65
Широко расставленные ноги:
• агрессивность, демонстрируемое пренебрежение;
маскировка чувства собственной
незащищенности.
Скрещенные, сильно сдвинутые ноги:
• напряженность;
• ригидность;
• опасения по поводу
сексуальных притязаний других (у подростков осознание своей сексуальности).
Стопы ног
Стопы можно рассматривать как обозначение чувств человека в отношении собственной мобильности.
Отсутствие стоп — замкнутость, робость, беспомощность, ограничение независимости.
Маленькие, крошечные стопы - чувство незащищенности, подавленности, боязливости, скованности, проявление женственности.
Большие, длинные стопы — потребность демонстрировать мужественность, чувствовать безопасность своего положения.
Одежда человека
Отсутствие
одежды:
• эгоцентризм, телесный нарциссизм; незрелость; социальная дезадаптация; сексуальные проблемы; психические расстройства; на рисунках профессиональных художников.
Тщательно прорисованная одежда:
• стремление к социальному одобрению; поверхностность в контактах, закрытость в общении, предпочтение ролевого взаимодействия интимному; сильный рациональный контроль; эгоцентризм; экстравертированность.
Строгий, деловой стиль одежды —стремление контролировать проявление своих чувств.
Военная форма:
• потребность доминировать, властвовать или подчиняться (в зависимости от чина — генерала или солдата); враждебность, агрессивность.
Сказочная одежда (принцесс, принцев): инфантильность, склонность к фантазированию, уходу от реальности.
Одежда, откровенно подчеркивающая формы фигуры (эротическая), — напряженность сексуальной потребности.
Спортивная одежда — стремлениеподчеркнуть силу, мужественность, мобильность, активность жизненной позиции.