Слайд 2
Значимость конкретно-чувственного познания проявляется при исследовании феномена
сенсорной
депривации.
Сенсорная депривация — (от лат. sensus — чувство,
ощущение и deprivatio — лишение) — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.
И.М. Сеченов: «одним из необходиых условий нормальной психической деятельности человека является известный минимум раздражителей, поступающих в мозг человека» (Рефлексы головного мозга).
Слайд 3
Исследование сенсорной депривации
Исследование в университете
Мак-Гилла
Эксперименты американского нейрофизиолога
Дж. Лилли
Космонавтика (А.Г. Николаев)
Исследование Антарктики (Р.Бэрд, К. Борхгревинк, В.В.
Борискин и С.Б. Слевич, М. Маре)
Опыты Е.М. Крутовой в гермокамере
Авиация (Д.Саймонс)
Исследования в сурдокамере (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев)
Спелеология (Сиффр).
Слайд 4
В условиях сенсорной изоляции у человека возникают необычные
психические состояния, которые вначале носят функциональный характер, при значительном
увеличении сроков изоляции эти изменения переходят в патологические – нервнопсихические заболевания (неврозы и психозы).
Слайд 6
Ощущение - простейший психический процесс отражения отдельных свойств
предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний
организма при непосредственном воздействии в данный момент материальных раздражителей на органы чувств.
- отражение качеств вещей, опосредованное деятельностью органов чувств, отражение отдельного качества или недифференцированные и неопределённые впечатления от окружающего (С. Л. Рубинштейн).
Слайд 7
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов
воздействия (свет, звук), то есть обладает специфической возбудимостью к
определенным физическим и химическим агентам.
важнейшая особенность ощущений — мономодальность (отражение лишь отдельных свойств воздействующих на рецепторы раздражителей).
Слайд 8
Классификации ощущений.
Аристотель – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В.
Вундт - классификация ощущений по их источникам: физическим (зрительные,
слуховые и др.), механическим (осязание), химическим (вкус, обоняние).
Б. Г.Ананьев - классификация ощущений по органам чувств: зрительные, слуховые, тактильные, вибрационные, температурные, болевые, кинестетические, ощущения равновесия и ускорения, обонятельные, вкусовые и органические.
Слайд 9
Английский физиолог Ч. Шеррингтон - систематическая классификация ощущений.
три основных типа:
интероцептивные (объединяют сигналы, доходящие до нас
из внутренней среды организма),
проприоцептивпые (передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию движений)
экстероцептивные (обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения)
две подгруппы: контактные (вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств) и дистантные ощущения (отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств).
Слайд 12
Основной характеристикой ощущения является чувствительность.
имеет диапазон, ограниченный
порогами: нижним (минимальным) и верхним.
Минимальный порог измеряется тем
минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызывать ощущение
Чем выше порог, тем ниже чувствительность. Если раздражитель ниже минимального порога, то речь идет о субсенсорной чувствительности, или ощущении подпороговых воздействий.
Слайд 13
верхний абсолютный порог чувствительности- максимальная интенсивность раздражителя, при
которой ощущение еще сохраняется в данной модальности.
При превышении
верхнего порога ощущение либо исчезает, либо сменит модальность, то есть перейдет в иное качество.
Интервал между нижним и верхним абсолютными порогами носит название диапазона чувствительности.
Слайд 14
Порог различения (разностный порог) - минимальный прирост интенсивности
раздражения, вызывающий усиление или ослабление ощущения, по отношению к
исходной интенсивности раздражения.
Слайд 15
Качество ощущений (модальность)- каждый вид ощущений имеет свои
специфические особенности, отличающие его от других видов; основная особенность
данного ощущения, отличающая его от других видов вощущений и варьирующаяся в пределах данного вида.
Слайд 16
Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и функциональным
состоянием рецептора.
«основной психофизический закон»
Е = к log P
+ с,
где Е – сила ощущений,
Р – интенсивность раздражителя, k и с — некие постоянные, определяемые данной сенсорной системой.
Слайд 17
Длительность ощущения - временная характеристика.
Зависит от функционального состояния
органа чувств, но главным образом от времени действия раздражителя
и его интенсивности.
латентный (скрытый) период
последействие ощущений
Слайд 18
Пространственная локализация раздражителя (пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами).
В ряде случаев ощущения соотносятся с той частью тела,
на которую воздействует раздражитель, а иногда они более разлиты.
Слайд 19
Две основные формы изменения чувствительности:
адаптация- зависит от
условий среды;
сенсибилизация — зависит от состояния организма.
Слайд 20
Адаптация — это изменение чувствительности органов чувств под
влиянием действия раздражителя.
Негативная
Позитивная
Полное исчезновение ощущений
Слайд 21
Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов
и упражнения.
А. Р. Лурия - две стороны повышения
чувствительности по типу сенсибилизации.
Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме.
Вторая носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.
Слайд 22
Синестезия -одновременное ощущение.
Какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган
чувств вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа
чувств, но и одновременно добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.
Слайд 23
Восприятие как феномен сенсомоторной деятельности
Слайд 24
Восприятие – процесс субъективного отражения в сознании предметов
и явлений объективной реальности в результате их непосредственного воздействия
на органы чувств.
Слайд 25
Свойства образа восприятия.
предметность,
целостность,
структурность (структурированность),
константность,
избирательность (апперцепция),
осмысленность,
иллюзорность
Не являются врождёнными, формируются в процессе онтогенеза.
Слайд 26
Предметность: отнесенность информации к внешней среде.
Предметность —
это способность человека воспринимать мир не в виде набора
не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Слайд 27
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых
предметов не дан в полностью готовом виде со всеми
необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов
Слайд 28
Структурность.
Наиболее изучена в гештальт-психологии.
проявляется в том, что
в восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета.
Воспринимаем не
сумму мгновенных ощущений, а абстрагированную от этих ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течении некоторого времени.
Слайд 29
Константность: постоянство величины, формы, цвета предметов при изменении
в определенных границах условий их восприятия.
Способность перцептивной системы
компенсировать постоянные изменения объектов.
Слайд 30
Осмысленность отражает связь восприятия с мышлением.
Восприятие носит
обобщенный характер, каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим
к определенному классу предметов. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Слайд 31
Избирательность — из бесчисленного количества окружающих человека предметов
и явлений он выделяет лишь некоторые из них (связана
с мотивацией).
Апперцепция (ввёл в науку Г. Лейбниц) – свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и др. личностных особенностей его психической деятельности).
Слайд 32
Иллюзорность – ошибки восприятия, искажения воспринимаемых предметов и
явлений.
Иллюзии носят имена, открывших их исследователей, в основном, психологов,
работавших в Германии в 19 веке.
Ил. Мюллера- Лайера (стрелы)
Ил. Понцо (железнодорожных путей).
Слайд 33
Подходы к классификации восприятия.
различия в анализаторах, участвующих
в восприятии (какой анализатор (модальность) играет в восприятии преобладающую
роль);
по форме психической активности: преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие;
формы существования материи: восприятие пространства, времени и движения.
Слайд 34
Психологическая типология на основе доминирования
той или иной
репрезентативной системы.
Ререзентативная система- сенсорный опыт человека, обозначенный словами (то,
что введено в сознание).
Слайд 35
Виктор Алексеевич Ананьев
1956-2007
НЛП (нейролингвистическое программирование): визуальный, аудиальный, кинестетический.
В.А.
Ананьев добавляет дискретный (логический) тип, описывает психологические типы и
варианты развития психосоматической патологии.
Слайд 36
Представленность типов в российской городской выборке
Визуалы- 30%
Кинестетики- 30%
Аудиалы-
15 %
Дискретный тип – 25%
Слайд 37
Представленность «типов» среди психосоматических больных
20% - визуалы
31% -
кинестетики
37% -дискретный тип
13% - аудиальный тип
Слайд 38
Подпороговое восприятие -
неосознаваемая реакция психики на свет,
звук или другие стимулы, сила которых не достигает порогов
чувствительности.
Слайд 39
1957 год Дж. Вайкери: на киноэкран поверх фильма
с помощью специальной аппаратуры проецировались фразы «Голодны? Ешьте попкорн»
и «Пейте кока-колу». Результат: объем продаж попкорна и кока-колы увеличился чуть ли не в 2 раза.
Эксперименты