Слайд 2
ПСИХОАНАЛИЗ – НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ КОНЦА 19 –
НАЧАЛА ХХ ВВ.
Психоанализ – философско-психологическая концепция и часть
психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом (1856--1939) для диагностики и лечения истерии.
Истоком психоанализа является фрейдизм, который придал многим гипотезам бессознательного философско-антропологический статус.
Фрейд выделял три уровня сознания:
- сознательное,
предсознательное (или подсознательное)
бессознательное
Слайд 3
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З.ФРЕЙДУ
Ид – инстинктивное ядро личности,
подчиняется принципу удовольствия, использует рефлекторные реакции, требует немедленного удовлетворения
побуждений. Либидо – движущая сила ИД. Инстинкты жизни и смерти – «Эрос» и «Танатос».
Эго – рациональная часть личности, руководствуется принципом реальности, важная функция - разработка такого плана действий, чтобы удовлетворять ид в рамках ограничений социума и сознания.
Супер-Эго формируется в процессе развития личности как результат воспитания; представляет моральную сторону личности, включает в себя совесть и Я-идеал.
Слайд 4
Конфликт между Ид и Супер-Эго вызывает сигнал об
опасности – тревогу, которая бывает реалистичной, невротической и моральной.
В ответ эго использует ряд защитных механизмов: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, сублимацию, регрессию, отрицание, реактивное образование. Защитные механизмы действуют неосознанно, искажают восприятие и поведение.
Формой психологической защиты по сути является невроз, который имеет своей причиной неразрешенные и неосознаваемые внутриличностные конфликты.
Слайд 5
Более полно концепция механизмов психологических защит представлена А. Фрейд,
в работе "Психология Я и защитные механизмы", русскоязычный вариант
которой издан в 1993 году.
Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я- компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью.
Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом.
Защитные механизмы основывается на двух типах реакций:
блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;
искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.
Слайд 6
Научная деятельность Фрейда охватывает несколько десятилетий. За эти
годы его концепция претерпела существенные изменения. В его учении
можно различать три периода.
Первый период (1897-1905), когда психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни.
Основные произведения этого периода: "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Отрывок из одного анализа истерии" (первое и законченное изложение психоаналитического метода лечения) (1905). Особенное значение имеет работа "Толкование сновидений", в которой излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение.
Во втором периоде (1906-1918) фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. В этот период выходят "Анализ фобии одного пятилетнего мальчика" (1909), "Леонардо да Винчи" (1910) и "Тотем и табу" (1912) - работы, в которых Фрейд распространяет психоанализ на область художественного творчества и проблемы человеческой истории.
Лучшим и наиболее полным изложением психоанализа, как он сложился к началу Первой мировой войны, работой, которая вместе с "Психопатологией обыденной жизни" получила наиболее широкое по сравнению с другими трудами 3. Фрейда распространение, являются его "Лекции по введению в психоанализ" (в 2 т.)/ В 1933 г. Фрейд присоединил к ним 3-й том под названием "Продолжение лекций по введению в психоанализ".
Третий период. В последнем периоде творчества концепция 3. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. Под влиянием событий Первой мировой войны изменяется учение о влечениях ("По ту сторону принципа удовольствия", 1920). В ряде работ 3. Фрейд распространяет свою теорию на понимание культуры и разных сторон общественной жизни: религию - "Будущность одной иллюзии" (1927), антропологию, социальную психологию, проблемы цивилизации - "Психология масс и анализ человеческого Я" (1921), "Моисей и единобожие" (1939) и др. Психоанализ становится философской системой и смыкается с другими течениями современной философии.
Слайд 7
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА:
Аналитическая психология (Карл Густав Юнг): в
центре внимания - коллективное бессознательное, содержание его – архетипы
(греч. archetypos — "древний, начальный вид, образ, облик" от arche — "начало" и typos — "отпечаток, изображение") — прообразы, изначальные идеи, сложившиеся в глубокой древности, освященные традицией и передающиеся из поколения в поколение так же, как наследуется общее строение тела. Выражаются прежде всего в творчестве и оказывают мощное символическое влияние: Самость, Анима и Анимус, Тень, Мать и пр.).
Слайд 8
Изучая личность Юнг, в своих работах: «О психологии
бессознательного» (1916г.), «Психологические типы» (1921г.), доклад «К вопросу о
психологических типах», прочитанный на Психоаналитическом конгрессе в 1913 году в Мюнхене, определил психологические типы, ориентации личности и компоненты сознания. Он понимает личность с позиции трех основных систем: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное .
Слайд 9
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА
Эго
Личное бессознательное
Коллективное бессознательное
Слайд 10
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНГА
2 направленности личности:
Экстраверсия
Интроверсия
4 психологические функции:
Рациональные:
1. мышление
2. чувства
Иррациональные: 3. ощущения
4. интуиция
В сочетании: 8 типов
Слайд 11
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА:
Индивидуальная психология (Альфред Адлер)
Существование основано
на чувстве коллективности, мотивом поведения является стремление компенсировать чувство
неполноценности, самоутвердиться в обществе, бессознательно – социально, стиль жизни, обусловленный характером чувства неполноценности.
Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Его теория, изложенная в книгах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и составляющее целостную систему развития личности.
Слайд 12
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ АДЛЕРА
Фиктивный финализм (представление о конечной
цели);
Стремление к превосходству;
Чувство неполно ценности и компенсации;
Общественный интерес;
Стиль жизни;
Творческое Я.
Слайд 13
Как считал Адлер, существуют три группы условий, способствующих
появлению чувства неполноценности в раннем детстве.
Во-первых, наличие физических недостатков,
воспринимаемых как жизненные препятствия. Однако преодоление этих недостатков возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту, а также овладеть определенными приемами, необходимыми для работы (в подтверждение ученый приводит примеры из истории о музыкантах с плохим слухом, художниках с плохим зрением и т.п.).
Во-вторых, неправильное воспитание, продуктом которого являются изнеженные дети, у которых не возникает чувство собственной ценности, и они встречаются с большими трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми.
В-третьих, неправильное воспитание, в результате которого формируются бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к другим людям также затрудняется процесс кооперации и сотрудничества в обществе. Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности. С точки зрения Адлера, воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения, отсутствие бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, наказаний способствует укреплению у человека веры в свои силы.
Слайд 14
бессознательной мотивации;
соотношения нормальных и патологических явлений психики;
защитных
механизмов психики;
роли сексуального фактора;
влияния детских травм на психику
и поведение взрослого; сложного строения личности;
противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.
Фрейд отстаивал положения:
о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям;
всесилии либидо;
антагонизме сознания и бессознательного.
Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:
Слайд 15
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА:
Неофрейдизм
Фрейдовский психоанализ и его варианты, предложенные
К.Юнгом и А.Адлером породили много критических замечаний и множество
попыток его уточнения. Всю совокупность течений, выросших на основе психоанализа, принято обозначать как неофрейдизм, под которым понимается обширное направление в зарубежной психологии, возникшее в 30-х гг., на базе идей З.Фрейда и представлявшее собой социально ориентированную форму психоанализа. Главными представителями неофрейдизма являются К.Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан.
Слайд 16
КАРЕН ХОРНИ (1885-1952) отвергала и вывод Фрейда о
неизменности и тотальной биосексуальной обусловленности мотивов поведения человека. По
ее мнению, человек не только может меняться, но и реально меняется в процессе своей жизни.
Основные труды: "Невротическая личность нашего времени" (1937), "Новые пути в психоанализе" (1939), "Самоанализ" (1942), "Наши внутренние конфликты" (1945), "Невроз и личностный рост" (1950)
С точки зрения Карен Хорни человек рождается зависимый от близкого окружения, т.е. от родителей. Ребенок испытывает 2 потребности: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Потребность в безопасности является одной из основной, т.к. удовлетворение этой потребности гарантирует полноценное развитие личности ребенка. Безопасность ребенка должны обеспечить родители, они должны его поддерживать, проявлять чувства любви и заботы.
Слайд 17
Если человек активно развивает фиктивное «я», то это
способствует регрессии личности, возникновению невроза, а, следовательно, подлинное «я»
не получает развитие, так как развивает фиктивное «я». У ребенка формируется базальная враждебность. Завися от родителей ребенок испытывает и ненависть к ним, недоверие, враждебность. Основной защитный механизм – вытеснение. В дальнейшем, когда человек вырастит, он будет проектировать такое поведение на окружающих его людей. Так же сформируется базальная тревожность, а, следовательно, и определённый тип поведения, который способствует понижения уровня тревожности у личности. Карен Хорни выделяет 3 типа личности:
- уступчивый тип. Люди данного типа нерешительны, трусливы, не могут брать инициативу в собственные руки.
- обособленный тип. Это люди одиночки. Они не могут и не хотят общаться с людьми. Считают, что если будут одни добьются гораздо больше чем с кем –то.
- враждебный тип. Ориентирован против людей.
Структура личности
- подлинное «я» (центр личности)
- фиктивное, идеальное «я», можно назвать невротической.
Слайд 18
Фромм считает, что неотъемлемым проявлением человеческого существования в
наше время является одиночество и отчужденность.
Преодолевая отчужденность человек использует
различные поведенческие стратегии:
1. Авторитаризм – стремление соединиться с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я»
2. Деструктивность – человек при этом стремится преодолевать неполноценность уничтожая или покоряя других.
3. Подчинение социальным нормам – индивидуум ведет себя как общепринято, прекращает быть самим собой, превращается в тип личности, востребованный культурой, становясь похожим на других.
ЭРИХ ФРОММ (1900-1980) утверждал, что поведение человека может быть принято только в свете влияния культуры в конкретный момент истории, он считал, что на выражение потребностей человека всегда влияют социальные системы. Личность, по его мнению, продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.
Слайд 19
По утверждению Э.Фромма, в природе человека заложены уникальные
экзистенциальные потребности, не имеющие ничего общего с социальными и
агрессивными инстинктами:
Потребность в установлении связей (горизонтальные связи) – чтобы преодолеть ощущение изоляции всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие, нести за кого-то ответственность.
Потребность в преодолении. Фромм считает, что все люди нуждаются в преодолении своей животной природы, чтобы стать активными и творческими создателями своей жизни.
Потребность в укорененности (вертикальные связи) – люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира, испытывают потребность в корнях, чувстве стабильности, безопасности, которые удовлетворялись в детстве за счет связи с матерью, родителями, домом, сообществом.
Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самим собой, в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других.
Потребность в системе взглядов и преданности – согласно Фромму людям необходима стабильная и постоянная опора в виде системы взглядов, убеждений, помогающих постигать реальность, кроме того человек нуждается в объекте, посвящении себя кому-то или чему-то.