Слайд 3
Научный подход к проблеме
В летописях и
исторических рукописях содержится
немало описаний "народных беспорядков", однако
научные попытки подойти к проблеме толпы были
предприняты лишь в конце XIX в. и связываются
прежде всего с именем французского социолога
Г. Лебона (G. Le Bon).
Его основная мысль заключается в том, что люди в толпе претерпевают радикальную трансформацию, теряют самоконтроль и индивидуальность и начинают подчиняться примитивному иррациональному "закону психического единства толпы" или "коллективному разуму". "Кем бы ни были индивиды,- пишет он,- составляющие толпу, как бы ни были они похожи или не похожи своим образом жизни, своими характерами, занятиями или разумом, факт превращения их в толпу ставит их во власть своего рода коллективного разума, заставляющего их чувствовать, думать и действовать таким образом, который совершенно отличен от их действий, чувств и того, как каждый индивид чувствовал бы, думал и действовал, если бы находился в одиночестве".
Слайд 4
Типы толпы
По характеру поведения:
активные
пассивные
По действиям в критической ситуации:
спасающаяся
паническая (люди руководствуются лишь чувством страха и под
его влиянием превращаются в толпу, ведущую себя иррационально)
окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).
стяжательная (скопления людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в силу тех или иных условий)
Выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест.
Слайд 5
Социально-психологическая
характеристика толпы
Исходя из исследований
Г.Лебона, выделим основные характеристика толпы:
1. В толпе происходит уравнивание
всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений и поведения, поэтому возникает однородность людей в толпе. Лебон это объясняет идеей коллективного бессознательного: в толпе люди руководствуются лишь бессознательными представлениями, которые для всех одинаковы , а представления на уровне сознания, в которых и кроются индивидуальные различия между людьми, подавляются, исчезают.
2. Толпа интеллектуально значительно ниже индивидов, ее составляющих; она склонна к быстрым переносам внимания, легко и некритично принимает самые фантастичные слухи; легко поддается воздействию призывов, лозунгов, речей лидеров толпы.
3. Человек в толпе более агрессивен, способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми.
4. Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью.
Слайд 6
Социально-психологические
особенности толпы
Социальные психологи Г.Лебон, отмечают ряд
психологических особенностей толпы.
Неспособность к осознанию.
Особенности воображения (сильно
развита).
Особенности мышления (Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Не отделяет субъективное от объективного, не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком).
Категоричность (Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость).
Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.
Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.
Слайд 7
Три основных механизма,
порождающих свойства толпы.
Г. Лебон выделяет
:
1. Анонимность. Анонимность проявляется двояко: с одной стороны, участие
в скоплении значительного числа людей создает у отдельного индивида чувство силы, могущества, непобедимости; с другой - анонимность толпы, т. е. ее безликость и "безадресность", порождает анонимность индивида, что ведет к возникновению чувства личной безответственности, так как каждый полагает, что любые действия будут отнесены к толпе, а не к нему лично.
2. Заражение. Лебон, будучи медиком по образованию, перенес представления о заражении людей болезнями на заражение людей в толпе, понимая под ним распространение психического состояния одних людей на других.
3. Внушаемость. Внушаемость, по Лебону, наиболее важный механизм, поскольку он направляет поведение толпы. Он проявляется в том, что индивиды некритически воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершить такие акты, которые находятся в
полном противоречии с их сознанием, характером, привычками.
Слайд 8
Формула беспорядка в толпе
Практически любой
эпизод массовых беспорядков характеризуется как долговременными, так и ситуативными
условиями его возникновения.
Можно предложить общую формулу:
Уровень развития политической культуры, включает опыт решения социальных проблем демократическим путем, а также особенности национально-исторических традиций.