Слайд 2
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала
формироваться в конце 19 века, хотя само понятие стало
широко употребляться после 1908 года в связи с появлением работ Уильям Мак-Дугалла и Э.Росса. Эти авторы впервые вынесли термин «социальная психология» в название своих работ.
Некоторые вопросы социальной психологи были поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.
Слайд 3
Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в
19 веке, когда социологи, психологи, философы, этнографы, медики стали
анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от окружающих людей.
К этому времени появилась потребность выявления социально-психологических закономерностей, что было трудно сделать в рамках существовавших тогда какой-либо одной науки.
Необходима была интеграция знаний разных наук, а именно психологии, исследовавшей психику человека и социологии – изучающей общество.
Таким образом, появилась новая дисциплина – социальная психология.
Слайд 4
Предмет социальной психологии
личность в группе, социуме, обществе
В
отличие от общей психологии социальная психология исследует не просто
психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий.
С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей.
Индивидуальные особенности субъекта рассматриваются как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.
Слайд 5
2) социальные группы в обществе
И прежде всего психологические
характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межтрупповых отношений
и т.д.
Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др.
Группа рассматривается как уникальная целостность и есть нечто большее чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.
Слайд 6
3) социальная психика или массовидные явления психики
На пример:
психология классов, социальных слоев массовых настроений, стереотипов и установок;
общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния.
Изучается социально-психологический аспект традиций, обычаев, моды, морали, нравов и т.д.
Слайд 7
Галина Михайловна Андреева
(р. 13 июня(р. 13 июня 1924(р. 13 июня 1924, Казань(р. 13 июня 1924, Казань) — социальный
психолог.
Окончила философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова(1950).
Кандидатская диссертация была посвящена
проблемам воспитания в духе коммунистической идеологии.
В 1965 году защитила докторскую диссертацию по методологическим проблемам конкретного социального исследования.
В 1969 году создала на философском факультете МГУ кафедру методики конкретных социальных исследований.
В 1971 годуВ 1971 году перешла на работу на факультет психологии МГУ, где в 1972 году организовала и возглавила кафедру социальной психологии.
Слайд 8
По мнению Г.М.Андреевой:
социальная психология как наука изучает
личность, группы, и социальную психику , а также основные
закономерности социальных отношений, т.е. наиболее существенные, повторяющиеся явления, возникающие в социальных отношениях всякий раз при определенных условиях.
Изучение этих условий дает возможность анализировать, понимать, прогнозировать и принимать необходимые решения по вопросам коррекции социальных отношений.
Слайд 9
Первые социально-психологические теории
Первые теоретические концепции в области социальной
психологии разрабатывались во второй половине XIX - первой трети
XX века.
В 1859 году в Германии В.Вундт представил свою теорию «Психология народов и языкознания» (вся теория была описана в десятитомном труде).
Слайд 10
Вильгельм Максимилиан Вундт
( 1832( 1832 -1920),
немецкий физиолог и психолог.
Известен
как основатель экспериментальной психологии.
Менее известен как основная фигура в социальной
психологии,
Последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов , которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
Слайд 11
В. Вундт рассматривал психологию народа - как сочетание
индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях.
Предложил изучать
ее через социальные явления:
язык,
мифы
обычаи.
Слайд 12
Язык существенно влияет на психологию народа, т.к. содержит
в самой общей форме живущие в духе народа представления.
Любой язык содержит слова, не имеющие аналогов в других языках. Кроме того, каждый язык имеет свои особые формы выражения представлений, например, в виде фразеологизмов.
Язык – это уникальная знаковая система, которая задает интерпретацию явлений окружающего мира.
Слайд 13
белая ворона
брать за душу
буря в стакане
в каждой бочке
затычка
в час по чайной ложке
вешать лапшу на уши
взрыв на
макаронной фабрике
взять быка за рога
гвоздь программы
гнать пургу
губа не дура
дать в бубен
девушка лёгкого поведения
делать из мухи слона
делить шкуру неубитого медведя
деловая колбаса
Слайд 14
Мифы включают в себя не только фантастические представления
человека о мире, но также и ценности, идеалы, долженствования.
Они возникают на ранней стадии развития человеческого общества и транслируются через сказки, былины, эпос, любые художественные произведения, имея широкое распространение в обществе как на уровне общественного сознания, так и на уровне индивидуального.
Мифы передаются всей культурой общества, определяя представления людей, формируя их установки, влияя на вкусы и знания о том, что является хорошим и плохим.
Мифы могут помогать человеку постигать истину, но могут также и искажать ее.
Мифологическое восприятие формируется непроизвольно в процессе социализации и является более подсознательным процессом, нежели сознательным.
Слайд 15
Обычаи представляют собой способы поведения, которые являются наиболее
типичными в стандартных социальных ситуациях у данного народа.
Они
регулируют поведение человека в различных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно значимых для человека событиях во вступлении в брак, рождении ребенка, похоронах и др.
Таким образом, выделив язык, мифы и обычаи - три основополагающих явления, определяющих психологию народа, В.Вундт сделал важный шаг в изучении особых факторов социальной психики, влияющих на поведение конкретного человека.
«Дух целого» выражает себя в религии, искусстве, языках, мифах, обычаях. Индивидуальное сознание человека есть только продукт этого целого.
Слайд 16
Концепция массового общества (психология масс)
Габриэль Тард исследовал
проблемы общества, связанные с влиянием средств массовой коммуникации и
массовой культуры на психологию человека.
Слайд 17
Жан Габрие́ль Тард
(1843(1843 —1904)
французский социолог и криминалист.
Родился в
небольшом городке Сарла в семье юристов: мать принадлежала к
семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование приобрел в местной иезуитской школе, получил степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права.
Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой.
Слайд 18
Народ - это гигантская аудиторию, воспринимающую определенную информацию
поступающую из одного источника.
Массовая культура – это совокупность культурных
ценностей в индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление.
Главный признак массовой культуры - стандартизация жизни, которая не может не влиять на психологию человека в обществе.
Слайд 19
Элита - составная часть общества, в которую входит
высший, привилегированный слой, осуществляющий функцию управления, люди, пользующиеся в
обществе наибольшим престижем, статусом, богатством.
Если ведущая роль принадлежит элите, то можно говорить о прогрессивности общества, если массам, то о его регрессивности.
Все достижения цивилизации рассматриваются как результат деятельности элиты, и большинство социально-психологических отношений изучается в системе взаимодействия элиты и массы.
Слайд 20
Теория «Психологии толпы»
Густав Лебон полагал, что вслед за
промышленной революцией, ростом городов и увеличением средств массовой коммуникации
жизнь все больше определяется поведением толпы, которая представляет собой слепую разрушительную силу в ситуации социальных изменений.
Автор проанализировал изменение некоторых психических процессов и поведения индивида под влиянием толпы:
Слайд 21
Гюста́в Лебо́н
(1841 (1841—1931)
знаменитый
французский психолог,
социолог, антрополог и
историк, бесспорный
основатель социальной психологии.
Лебон родился во
Франции, изучал медицину, затем путешествовал по Европе, Северной Африке,
Азии в 1860—1880 гг.
Слайд 22
1) повышается внушаемость человека. Резко падает критичность, информация
воспринимается без доказательств, что способствует восприятию многих, в том
числе преступных, идей.
2) снимается ответственность за свое поведение. Участие каждого человека фактически анонимно. Развивается гипертрофированный конформизм - «быть как все».
3) усиливается потребность в простых решениях. Толпа не способна на созидание. Она не в состоянии принимать сложные решения.
Слайд 23
4) происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает многие свои
положительные качества. Так, вероятность помощи человеку, попавшему в беду,
обратно пропорциональна количеству свидетелей его трудностей. То есть чем больше людей видят несчастье человека, тем меньше возможность помощи, и наоборот.
5) повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливаются механизмы влияния в стихийных социальных группах: заражение, внушение, подражание.
Слайд 24
Таким образом, концепции разработанные
Г. Тардом и Г.Лебоном, выявили важные социально-психологические закономерности взаимодействия
людей в толпе, отношений массы и элиты, влияния средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида.
Слайд 25
Концепция инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла
Теория разрабатывалась
под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина.
Идеи:
о борьбе за
существование среди себе подобных;
о приспособительном значении психики как важнейшего средства адаптации к среде;
о движущих силах развития социальных организмов, в основе которых лежат изменчивость вида, естественный отбор и наследственность.
Мак-Дугалл полагал, что механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животного.
Социальные явления и процессы объяснялись им с биологических позиции.
Слайд 26
Уильям Мак-Дугалл
(1871 -1938)
англо-американский
психолог,
один из начинателей
социально-психологических
исследований,
ввел само
понятие
«социальная психология»
(1908).
Слайд 27
Причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами.
Автор
выделил социальные инстинкты и определяющие их чувства:
инстинкт борьбы,
связанный с гневом и страхом;
инстинкт бегства, связанный с чувством самосохранения;
инстинкт воспроизведения рода, связанный с чувством любви;
инстинкт приобретения, связанный с чувством собственности;
стадный инстинкт, связанный с чувством принадлежности к социальной группе.
Слайд 28
Наибольшее значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает
людей вместе.
Концепция инстинктов социального поведения, в отличие от концепции
народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную актуальность, однако ее значение состояло в выделении некоторых биологических факторов, определяющих социальное поведение личности.