Слайд 2
Трагическое
философия
искусство
психология
Трагическое - эстетическая категория, выражающая диалектику свободы
и необходимости. В ней отражается философское осмысление мира.
Трагическое
чревато гибелью положительных сил, но оно утверждает их будущую победу, поэтому в отличие от ужасного трагическое не отнимает, а дарит человеку надежду на лучшее будущее.
Слайд 3
Диалектика трагедии
прекрасное и безобразное,
возвышенный характер героя и
ужасность обстоятельств в которые он попадает,
свободу и необходимость: отражает
те противоречия, коллизии, которые в данное время могут привести к гибели положительных сил, но в будущем эти противоречия будут преодолены и добро и красота останутся победителями.
Слайд 4
Трагедия – философское искусство
В трагедии автор мог задать
и попытаться решить любой вопрос о смысле бытия, человеческой
жизни, о свободе и необходимости, о волюнтаризме и всесилии рока:
что важнее человеческие законы или собственная совесть, долг перед близкими?
быть или не быть?
свободен ли человек в собственном выборе?
…
Слайд 6
Герой трагедии и ужаса
Герой ужаса:
«маленький человек», который волею
обстоятельств должен бороться за собственную жизнь, за существование;
ужас,
страх, окружает его;
борьба – отчаянная попытка спастись
Герой трагедии
сильная цельная положительная личность;
главное не собственная жизнь или богатство, а долг, честь, справедливость;
сознательно борется со злом, «шевелит муравейник»
Слайд 7
Трагический герой
отстаивает положительную общечеловеческую ценность;
он не просто человек,
он олицетворяет добро и красоту, выходит за границы индивидуального
характера;
гибель- это не отчаяние, не потеря надежд, это лишь временное отступление перед злом, перед безобразными или низменными явлениями;
смерть трагического героя светла, оно несет надежду, финал трагедии всегда оптимистичен;
гибель героя примеряет враждовавших людей, разрешает конфликты, или показывает пути их разрешения
Слайд 8
Смысл трагического
Трагедия заставляет задуматься о ценностях бытия, о
ценностях жизни, о том, как следует их хранить.
Трагедия наиболее
сложна для понимания, она требует задействования не только чувств, но и разума. Понимание смысла трагедии приближает к пониманию смысла жизни всего человечества, облегчает преодоление трудностей
Слайд 9
Отличительные черты трагического
Во-первых, в трагедии положительный герой всегда
гибнет, и эта потеря невосполнима. Но его смерть, не
гибель самой идеи. Трагедия дарит надежду.
Во-вторых, в трагедии всегда ставятся и решаются философские проблемы бытия человека, трагическое искусство приближает к человеку проблемы смысла жизни, борьбы между долгом и желанием, свободы воли и необходимости подчинения судьбе. Трагический герой стремиться не только и не столько познать происходящее, сколько изменить.
В третьих, трагедия вскрывает неразрешимое историческое противоречие. Гибель – демонстрация необходимости перемен.
В четвертых, трагедия оказывает очищающее действие на людей. КАТАРСИС
Слайд 11
Идеи возникновения комического
Идея несоответствия(Завидовал Сизифу: у того всегда
была работа);
Идея рассеивания иллюзии
Идея разрядки
Комическое возникает из противоположности возвышенной
идеи и ничтожности мира явлений действительности.
Оно порождает социально значимый, одухотворенный идеалами смех.
Комическое заключается в критике, которая разрушает зло, ведь смеясь, человек освобождается от страха, от слепого преклонения.
Слайд 12
Оттенки комического
ЮМОР
специфическое переживание противоречивости воспринимаемого объекта, в эстетической
оценке которого сочетается серьезное и смешное при преобладании позитивного
момента в смешном.
Юмор - это как бы добрая улыбка, в нем отсутствует момент социального высмеивания,
Главная цель юмора – катарсис
(К. Чапек «Большие сказки»)
Слайд 13
Оттенки комического
ИРОНИЯ
оттенок комического, раскрывающий ценностный смысл предметов и
явлений в действительности и искусстве путем остроэмоциональной критике осмеиваемого
явления, построенной на контрасте видимого и скрытого;
уже социализированное комическое
(Эразм Роттердамский «Похвала глупости»)
Слайд 14
Оттенки комического
САТИРА
особо острая и язвительная форма комедийной критике,
отрицающая саму сущность высмеиваемого явления, противопоставляя ее высоким эстетическим
идеалам;
общественно значимое комическое, играющее немаловажную роль в развитии общества и государства.
(Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»)
Слайд 15
Оттенки комического
САРКАЗМ
синтез иронии и сатиры;
сатирическая по направленности, едкая
и язвительная ирония, делающая объектом изобличения путем разящей насмешки-издевки
явления опасные по своим общественным последствиям;
намного отличается от юмора, в нем вовсе нет добродушия, это наиболее социализированный тип комического;
подчеркнуто усиленный контраст подразумеваемого и выражаемого
(Дж. Свифт «Скромное предложение»)
Слайд 16
Оттенки комического
ГРОТЕСК
чрезмерное заострение отдельных сторон эстетического предмета, доведение
высмеиваемых черт того или иного эстетического явления до абсурда.;
социально
значимый тип комического
(М.Е. Салтыков- Щедрин «Как мужик двух генералов прокормил»)
Слайд 17
Оттенки комического
ФАРС
farsio - начиняю
Комизм положений
(комедии Шекспира, Лопе де
Веги, буффонады).
Гег
объект насмешки - неопасные опасности