Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Шедевры храмового зодчества России.

Содержание

1. Зарождение храмового зодчества на Руси. 2. Особенности русского зодчества периода раздробленности. 3. Духовно-культурный взлёт Руси в XIV-XV в.в. Храмы Московского Кремля.4. Воплощение идеи «Москва – новый Иерусалим» в шатровом
В синем небе, колокольнями 1. Зарождение храмового зодчества на Руси. 2. Особенности русского зодчества периода 5. Храмовое строительство XIX в. 6. Шедевры храмового зодчества Курского края. Архитектурный словарь   Аркатурно-колончатый пояс- декоративный фриз в виде Архитектурный словарь  Апсида – полукруглый выступ c восточной стороны  Прясло Архитектурный словарь   Плинфа – большой плоский   кирпич размером Зарождение храмового зодчества на Руси Десятинная церковьРеконструкцияХрам был разрушен в 1240 году стенобитными машинами хана Батыя. До Спасо-Преображенский собор в Чернигове. 11 векЭто была придворная церковь князя Мстислава Черниговского. Софийский собор в Киеве. 11 векВ 1037 году было начато возведение собора Софийский собор в Киеве. 11 векРеконструкцияКрестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, построенный после победы От Византии русские мастера переняли кладку из  плинфы, плоского квадратного Софийский собор в Киеве. 11 векТакого храма не видели даже в премудрой Внутренний интерьер   Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяют огромное  внутреннее пространство Софии. Внутренний интерьер  Обилие пролетов, арок,  украшающих пространство храма, Внутренний интерьер   Внутри здания купол воспринимался не Внутренний интерьер Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор). Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в В росписи храма наряду со священными лицами и событиями Софийский собор в Новгороде. 11 векПо образцу киевского Софийский собор был построен Софийский собор в Новгороде. 11 векЭти же особенности были присущи внутреннему убранству Эти два храма, имеющие одно название, должны были символизировать единство двух главных Особенности русского зодчества периода раздробленности В XII веке был создан характерный тип русского храма – крестово-купольный, четырёхстолпный, Церковь Покрова на Нерли построенная в 1165 году является гордостью русского зодчества, Храм Покрова на Нерли    Эта церковь - вершина творчества Стены его абсолютно вертикальны. Наверху они чуть-чуть наклонены внутрь, чтобы храм казался Вся церковь опоясана аркатурным поясом – цепью глухих Дмитриевский собор 		во Владимире, XII в.	Собор — шедевр гармонии Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно-колончатого пояса вплоть до Новгородский стиль обогатил русскую культуру строгими и величавыми храмами. Высшими достижениями новгородских Псковские храмы отличаются скромностью, строгой геометричностью.Храм Петра и Павла с Буя, 1373 Черниговский стиль торжественный и изысканный. Интересна эта церковь тем, что основание купола Первая ступенька закомар – своды, вторая – повышенные арки, третья – подножье, Духовно-культурный взлёт Руси в XIV-XV в.в. Храмы Московского Кремля. 1475-1479 гг.Успенский собор во Владимире. ХII в.Успенский собор Московского Кремля. В ХIV-ХV Успенский собор Московского Кремля   Взяв за основу общие формы Успенского Успенский собор Московского Кремля   Современники по достоинству оценили творение итальянского Успенский собор Московского КремляУспенский собор Московского Кремля сыграл важную роль в истории Живописное убранство собора было выполнено художниками круга Дионисия. Истинно сказочным великолепием засверкал Внутренний интерьер Монументальное здание главного кафедрального храма стало композиционным центром Соборной площади Московского Кремля. Церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана ВеликогоВ царствование Бориса Годунова, в Архангельский собор (1505-1508 гг.) Служивший усыпальницей русских царей Архангельский собор, самый большой Благотворное взаимодействие древнерусского и итальянского зодчества прекрасно выражено в поэтических строках: И Псковским мастерам, особо ценившимся в Москве, мы обязаны двумя чудесными кремлевскими храмами Благовещенский собор Первый служил домовой церковью великого князя и его семьи. Псковские Интерьер Благовещенского СобораВ росписи Собора в символической форме выражена идея избранности русского Церковь Ризположения (1484—1486 гг. )Одноглавая церковь Ризположения была тоже домовой – для Воплощение идеи «Москва – новый Иерусалим» в шатровом архитектурном стиле в XVI в. В XVI веке в архитектуру проникает идея уподобления Москвы «Новому Иерусалиму». Отражением Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов, теремов в виде четырёхгранной или Церковь Вознесения Церковь Вознесения в селе Коломенском. 1532 г.В 1863 г. французский композитор Г. Главной особенностью Коломенского храма был постепенный рост здания от нижнего яруса (четверика) Вокруг храма раскинулись обширные галереи (так называемые гульбища) и широкие лестницы. Три В честь победы над Казанским ханством русские зодчие построили уникальное сооружение – Покровский собор на Красной площади. Собор Василия Блаженного Один из патриархов так Покровский собор на Красной площади. Собор Василия Блаженного. 1555-1561 гг.Покровский собор Церковь Рождества Богородицы в Путинках. 1649-1652 гг.  В 1649-1652 годах Храмовое строительство XIX в. В храмовой архитектуре начала XIX в. господствовал стиль, получивший название классицизм. Ориентиром Казанский собор, Сант-ПетербургИмператор Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм Исаакиевский собор,  Санкт-Петербург Cобор Преображения Господня,    Сант-Петербург1827-1828, архитектор В. П. Храм Христа Спасителя, Москва1839-1883, архитектор К. А. Тон Утверждение идеи преемственности от Cобор Воскресения Христова «Спас на Крови», Сант-Петербург1887-1907, архитектор А. А. ПарландВ 1880-е Церковь Спаса Нерукотворного в усадьбе А.С. Мамонтова в Абрамцеве1880-1882, проект художников В. Шедевры храмового зодчества Курского края Сергиево-Казанский кафедральный собор Называют жемчужиной православной архитектуры. Он был построен родителями преподобного Долгое время авторство проекта храма приписывали итальянскому архитектору В.В. Растрелли, но в Знаменский кафедральный собор Был возведен в честь победы русского народа в Отечественной Ровно за два века до этого в 1612 г. город-крепость Курск доблестно В 1816 г. был заложен новый собор, который уже был посвящен победе В последнее время в Курске и области были построены новые храмы. Среди В стенах Георгиевского храма на Мемориале «Курская дуга» и Покровского в с. ... торжество красоты, характерное для былой России и порожденное особой духовностью русского Спасибо за внимание!
Слайды презентации

Слайд 2 1. Зарождение храмового зодчества на Руси.
2. Особенности

1. Зарождение храмового зодчества на Руси. 2. Особенности русского зодчества периода

русского зодчества периода
раздробленности.
3. Духовно-культурный взлёт

Руси в XIV-XV в.в.
Храмы Московского Кремля.
4. Воплощение идеи «Москва – новый Иерусалим»
в шатровом архитектурном стиле в XVI в.





Экскурс в историю храмового зодчества России


Слайд 3 5. Храмовое строительство XIX в.
6. Шедевры храмового

5. Храмовое строительство XIX в. 6. Шедевры храмового зодчества Курского края.

зодчества Курского края.
Знаменский кафедральный собор. Сергиево-

Казанский кафедральный собор.
7. Проблемы современной храмовой архитектуры.
8. Значение православия в развитии русской
художественной культуры. Подведение итогов.





Экскурс в историю храмового зодчества России


Слайд 4 Архитектурный словарь
Аркатурно-колончатый пояс- декоративный фриз

Архитектурный словарь  Аркатурно-колончатый пояс- декоративный фриз в виде

в виде
ряда небольших одинаковых

глухих арок.
Закомара- полукруглое или килевидное завершение верхней части стены, соответствующее форме лежащего за ней свода.
Лопатка- вертикальное утолщение стены, отвечающее конструкции здания. Лопатку более сложной профилировки называют пилястрой.




Слайд 5 Архитектурный словарь
Апсида – полукруглый выступ c

Архитектурный словарь Апсида – полукруглый выступ c восточной стороны Прясло -

восточной стороны
Прясло - часть стены здания от

одного членения пилястры или лопатки - до другого.
Кокошник – ложная закомара. Представляет собой полукружие с килеобразным повышением в центре. Кокошник располагается на стенах, сводах, у основания шатров и барабанов глав церковных зданий.

Слайд 6 Архитектурный словарь
Плинфа – большой плоский

Архитектурный словарь  Плинфа – большой плоский  кирпич размером 40x30x3

кирпич размером 40x30x3 см.
Цемянка

– раствор извести,
песка и толченого кирпича,
соединяющий ряды плинфы.
Плитняк - природный грубый валун, из него без всякой обработки клали стены.
Белый известняк – тщательно отесанный в прямоугольные блоки, легко поддается обработке, использовали под резьбу.






Слайд 7 Зарождение храмового
зодчества на Руси

Зарождение храмового зодчества на Руси

Слайд 8 Десятинная церковь
Реконструкция
Храм был разрушен в 1240 году стенобитными

Десятинная церковьРеконструкцияХрам был разрушен в 1240 году стенобитными машинами хана Батыя.

машинами хана Батыя. До наших дней дошёл неполный фундамент

этой церкви.

Первым каменным храмом, построенным на Руси после её крещения, стала возведённая в Киеве, на месте убиения христиан-варягов Иоанна и Феодора, церковь в честь Пресвятой Богородицы. Строилась она приглашёнными Владимиром византийскими мастерами с 989-го по 996 год и символизировала торжество новой государственной религии. Церковь называли Десятинной, потому что Владимир выделил на её содержание одну десятую часть своих доходов.


Слайд 9 Спасо-Преображенский собор
в Чернигове. 11 век
Это была придворная

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. 11 векЭто была придворная церковь князя Мстислава

церковь князя Мстислава Черниговского. Высота её около 30 м.

Среди всех древнерусских храмов это самый «византийский», то есть в наибольшей степени соответствующий византийскому стилю, но, как отмечают специалисты, и здесь уже присутствуют элементы
русского своеобразия.

Слайд 10 Софийский собор в Киеве. 11 век
В 1037 году

Софийский собор в Киеве. 11 векВ 1037 году было начато возведение

было начато возведение собора Святой Софии в Киеве по

указанию Ярослава Мудрого. Храм, посвящённый Софии — Премудрости Божией, стал центром главного города Киевской Руси. Высота центральных глав Софийского собора — около 29 м.

Слайд 11 Софийский собор в Киеве. 11 век
Реконструкция
Крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый

Софийский собор в Киеве. 11 векРеконструкцияКрестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, построенный после

храм, построенный после победы Ярослава Мудрого над печенегами продолжил

традиции древнеславянского зодчества с его столпообразными срубами, клетями и златоверхими вышками.

Слайд 12 От Византии русские мастера переняли кладку из

От Византии русские мастера переняли кладку из плинфы, плоского квадратного

плинфы, плоского квадратного обожжённого
кирпича светло-розовых

тонов. Толщина плинфы
была 4 см, но иногда использовалась и более
тонкая, и более толстая. В сочетании с толстым
слоем белого или розового раствора извести такая
кладка выглядела необыкновенно красиво.

Слайд 13 Софийский собор в Киеве. 11 век
Такого храма не

Софийский собор в Киеве. 11 векТакого храма не видели даже в

видели даже в премудрой Византии. Собор задумывался, строился и

украшался как главный храм государства, средоточие его духовной жизни.
Весь облик храма должен был отразить идею приобщенности Руси к всемирной христианской цивилизации, к разумному «благоустроенному миру».

Современный вид


Слайд 14 Внутренний интерьер
Двенадцать мощных крестообразных

Внутренний интерьер  Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяют огромное  внутреннее пространство Софии.

столбов расчленяют огромное
внутреннее пространство Софии.


Слайд 15 Внутренний интерьер

Обилие пролетов, арок,

Внутренний интерьер Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление


украшающих пространство
храма, создавало впечатление
монументальности и

пышности
его внутреннего убранства.
Пролеты и арки как бы
«рифмуются» друг с другом,
растут, ширятся и завершаются
в обширном подкупольном
пространстве огромной,
обрамляющей алтарь
триумфальной аркой.

Слайд 16 Внутренний интерьер

Внутренний интерьер  Внутри здания купол воспринимался не как

Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а

как наивысшее пространство, как главный источник света.
Многочисленные красочные фрески и искрящиеся мозаики, покрывающие снизу доверху подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. Мозаика ( узор из цветного стекла - смальты) украшала главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной.



Слайд 17 Внутренний интерьер


Внутри собора, высоко в центре под

Внутренний интерьер Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор).

самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор).


Слайд 18 Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся),

Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему

вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за

род людской находится в апсиде. Звали ее киевляне «нерушимой стеной».

Слайд 19 Над алтарем, в качестве прообраза

Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии

происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми

руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.

Слайд 20 Главные изображения Софийского собора выполнены

Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в

мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой

части храма. Круг сюжетов давал представление о христианском вероучении, наглядно выражая понимание небесной иерархии как подобия иерархии земной.

Слайд 21 В росписи храма наряду со

В росписи храма наряду со священными лицами и событиями

священными лицами и событиями нашел себе место и тот

реальный мир, который окружал человека.

Семья Ярослава Мудрого


Слайд 22 Софийский собор в Новгороде. 11 век
По образцу киевского

Софийский собор в Новгороде. 11 векПо образцу киевского Софийский собор был

Софийский собор был построен в Новгороде. Собор был построен

из плинфы и камня в 1045-1050 г.г. Он в полтора раза выше Софии Киевской. При всей схожести планировки с Киевской Софией София Новгородская имела характерные особенности. Вместо тринадцати куполов ее венчали пять глав, тесно сгруппированные в центре и напоминающие по форме шлемы русских богатырей. Большой средний купол был высоко вознесен над собором, будто Илья Муромец в золотой шапке стоял он дозором над Новгородской землей. Массивные стены храма снаружи лишены каких-либо декоративных деталей. Внешний облик отличается простотой, строгостью и асимметрией форм.

Слайд 23 Софийский собор в Новгороде. 11 век
Эти же особенности

Софийский собор в Новгороде. 11 векЭти же особенности были присущи внутреннему

были присущи внутреннему убранству храма. Здесь нет богатых мозаик

и мрамора. В соборе применены двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы.
Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

Слайд 24 Эти два храма, имеющие одно название, должны были

Эти два храма, имеющие одно название, должны были символизировать единство двух

символизировать единство двух главных городов и княжеств, а следовательно,

и единство общерусское.

Таким образом, с приходом на Русь христианства, в стране начала развиваться храмовая архитектура. Поначалу взяв за основу византийские образцы, русское зодчество продемонстрировало свой потенциал и мощный талант на примере каменных многоглавых крестово-купольных храмов.


Слайд 25 Особенности
русского зодчества
периода раздробленности

Особенности русского зодчества периода раздробленности

Слайд 26 В XII веке был создан характерный тип русского

В XII веке был создан характерный тип русского храма – крестово-купольный,

храма – крестово-купольный, четырёхстолпный, с одной полукруглой главой на

высоком барабане и тремя полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. При таком типе храма маленькая церковь выглядит величественной.
Храмы такого типа были возведены во Владимиро-Суздальском княжестве во времена правления князя Андрея Боголюбского.

В периода феодальной раздробленности проявились черты самобытности отдельных русских земель.


Слайд 27 Церковь Покрова на Нерли построенная в 1165 году

Церковь Покрова на Нерли построенная в 1165 году является гордостью русского

является гордостью русского зодчества, настоящим гимном красоте и гармонии

человека и природы.

Храм Покрова на Нерли


Слайд 28 Храм Покрова на Нерли
Эта церковь

Храм Покрова на Нерли  Эта церковь - вершина творчества владимирских

- вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.

Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму.
Во всей русской архитектуре, вероятно, нет памятника более лирического. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют «поэмой, запечатленной в камне».

Слайд 29 Стены его абсолютно вертикальны. Наверху они чуть-чуть наклонены

Стены его абсолютно вертикальны. Наверху они чуть-чуть наклонены внутрь, чтобы храм

внутрь, чтобы храм казался стройнее и выше.
Движение стен

вверх подчеркивают и вертикали стройных полуколонок с резными капителями и узкий барабан купола, прорезанный высокими окнами-щелями.

Храм Покрова на Нерли


Слайд 30
Вся церковь опоясана аркатурным

Вся церковь опоясана аркатурным поясом – цепью глухих маленьких

поясом – цепью глухих маленьких арок на колонках, примыкающих

к стене. Колонны аркатурного пояса висят, будто кисти на покрывале Девы Марии. А опираются они на ряд девичьих голов, чуть-чуть повернутых вниз, к земле, чтобы легче было рассматривать.


Слайд 31 Дмитриевский собор
во Владимире, XII

Дмитриевский собор 		во Владимире, XII в.	Собор — шедевр гармонии

в.
Собор — шедевр гармонии и меры. Благородство форм и

идеальные пропорции делают храм уникальным. Дух торжественности пронизывает его до мельчайших деталей. Все, что на Руси было создано замечательного в технике скани, гравировки, эмали деревянной резьбы, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских зодчих. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой».

Слайд 32 Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от

Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно-колончатого пояса вплоть

аркатурно-колончатого пояса вплоть до самого купола, — главная примечательность

собора, придающая ему особую легкость и изящество. Вся резьба передает главную идею восхваления красоты и совершенства мира, созданного Богом.

Слайд 35 Новгородский стиль обогатил русскую культуру
строгими и величавыми

Новгородский стиль обогатил русскую культуру строгими и величавыми храмами. Высшими достижениями

храмами. Высшими достижениями новгородских зодчих стали
Церковь Спаса Преображения

на Ильине улице, 1374 г.

Церковь Фёдора Стратилата
на Ручью, 1360 г.


Слайд 36 Псковские храмы отличаются скромностью,
строгой геометричностью.
Храм Петра и

Псковские храмы отличаются скромностью, строгой геометричностью.Храм Петра и Павла с Буя,

Павла с Буя, 1373 г.
Церковь Василия на Горке, 1413

г.

Слайд 37 Черниговский стиль торжественный и изысканный. Интересна эта церковь

Черниговский стиль торжественный и изысканный. Интересна эта церковь тем, что основание

тем, что основание купола впервые было утверждено не прямо

на сводах, а словно бы на некоем подножье, на особых арках. Оттого верх получился ступенчатым: одна закомара над другой громоздится.

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове


Слайд 38 Первая ступенька закомар – своды, вторая – повышенные

Первая ступенька закомар – своды, вторая – повышенные арки, третья –

арки, третья – подножье, где также подобия закомар выложено.
Стены

храма толсты, и толщина их зримо выявлена в оконных откосах и дверных проемах, нарочно для этого сделанных уступами.
Так, в каждой земле проявились черты архитектурной самобытности. Благодаря соединению византийского стиля и нововведений русских зодчих, подобные церкви стали называть храмами в русско-греческом стиле.

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове


Слайд 39 Духовно-культурный взлёт
Руси в XIV-XV в.в.
Храмы

Духовно-культурный взлёт Руси в XIV-XV в.в. Храмы Московского Кремля.

Московского Кремля.


Слайд 40 1475-1479 гг.
Успенский собор во Владимире. ХII в.
Успенский собор

1475-1479 гг.Успенский собор во Владимире. ХII в.Успенский собор Московского Кремля. В

Московского Кремля.
В ХIV-ХV вв. в разных городах возрождается

каменное храмовое строительство. Наиболее грандиозное строительство в конце XV века разворачивается в Москве. Началось всё с сооружения нового Успенского собора в Московском Кремле. Старый собор, основанный еще митрополитом Петром и московским великим князем Иваном Даниловичем Калитой, обветшал и был разобран. В 1475 году для строительства собора из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти. Фиораванти было предложено съездить во Владимир и взять за образец для нового кремлевского Успенского собора (который, как требовал того Иван III, должен был своей внушительностью превзойти все соборы на Руси) знаменитый Владимирский Успенский собор.


Слайд 41 Успенский собор Московского Кремля
Взяв за

Успенский собор Московского Кремля  Взяв за основу общие формы Успенского

основу общие формы Успенского собора во Владимире, аркатурный пояс

посередине его стен и колонны, он, спрятал абсиды за мощные угловые пилястры, что придало главному фасаду более строгий, величественный вид, и добился органической слитности пятиглавия, как бы выражающей единство и могущество Русского государства. Монументальный пятиглавый собор, выстроенный из особо прочного кирпича и облицованный белым камнем, стал первым на Руси храмом зального типа с крестовыми сводами. Он поражал цельностью объема и соразмерностью членения всех частей. Два ряда узких щелевидных окон не нарушали монолитности сооружения, а, напротив, подчеркивали его высоту и стройность.

1475-1479 гг.


Слайд 42 Успенский собор Московского Кремля
Современники по

Успенский собор Московского Кремля  Современники по достоинству оценили творение итальянского

достоинству оценили творение итальянского зодчего. Летописец тех времен писал

с восхищением: «Была та церковь чудна весьма величеством, и высотою, и светлостью, и звонностью и пространством. Такой прежде на Руси не бывало, кроме великой Владимирской церкви. И если отступить немного от церкви, то видна была она каждому — вся, словно един камень».

1475-1479 гг.


Слайд 43 Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля сыграл

Успенский собор Московского КремляУспенский собор Московского Кремля сыграл важную роль в

важную роль в истории отечественной архитектуры. Под его непосредственным

влиянием был выработан особый тип городского собора, возводившийся в других городах на протяжении двух столетий. Успенский собор предназначался для венчания московских государей на царство и для других торжественных служб. Аристотель Фиораванти проникся духом русского искусства и построил чисто русский в своей размеренной богатырской мощи собор.
С тех пор пятикупольный Успенский собор — главный храм, символ единства и могущества Российского государства. Он недаром построен в честь Божией Матери, ведь Богородица почитается как главная покровительница Русской земли. Именно в этом храме хранилась главная русская святыня — чудотворная Владимирская икона Божией Матери.

1475-1479 гг.


Слайд 44 Живописное убранство собора было выполнено художниками круга Дионисия.

Живописное убранство собора было выполнено художниками круга Дионисия. Истинно сказочным великолепием

Истинно сказочным великолепием засверкал этот храм с его мозаичным

полом в сиянии драгоценных камней и золота иконных окладов. От фресок собора до нас дошли лишь фрагменты.

Слайд 45 Внутренний интерьер

Внутренний интерьер

Слайд 46 Монументальное здание главного кафедрального храма стало композиционным центром

Монументальное здание главного кафедрального храма стало композиционным центром Соборной площади Московского

Соборной площади Московского Кремля. Другие храмы — Ризположения (1486)

и Благовещения (1489), Архангельский собор (1508) — согласовывались с архитектурой Успенского собора. Доминантой кремлевского ансамбля стала церковь Иоанна Лествичника, возведенная в 1505—1508 гг. под руководством итальянского архитектора Бона Фрязина с трехъярусной колокольней.

Слайд 47 Церковь Иоанна Лествичника с колокольней
Ивана Великого
В

Церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана ВеликогоВ царствование Бориса Годунова,

царствование Бориса Годунова, в 1600 году, колокольня была перестроена

и за ней закрепилось название колокольни Ивана Великого. Высота колокольни достигла 81 метра! Колокольня Ивана Великого до XIX века оставалась самой высокой постройкой в Москве, а её золотой купол был виден за десять с лишним верст до города.

1505—1508 гг.


Слайд 48 Архангельский собор (1505-1508 гг.)
Служивший усыпальницей русских царей

Архангельский собор (1505-1508 гг.) Служивший усыпальницей русских царей Архангельский собор, самый

Архангельский собор, самый большой в Кремле после Успенского (его

строил соотечественник Аристотеля – Алевиз Новый). В основе его тоже древнерусская художественная традиция, однако широкие русские лопатки заменены
тонкими коринфскими пилястрами, применена классическая ордерная
система. Несмотря на то, что он пятиглавый, этот торжественный и нарядный собор напоминает двухэтажное дворцовое здание типа «палаццо», с необычным у нас карнизом.

Слайд 49 Благотворное взаимодействие древнерусского и итальянского зодчества прекрасно выражено

Благотворное взаимодействие древнерусского и итальянского зодчества прекрасно выражено в поэтических строках:

в поэтических строках:
И пятиглавые московские соборы
С их

итальянскою и русскою душой
Напоминают мне явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке
меховой.

О. Мандельштам

Слайд 50 Псковским мастерам, особо ценившимся в Москве, мы обязаны

Псковским мастерам, особо ценившимся в Москве, мы обязаны двумя чудесными кремлевскими

двумя чудесными кремлевскими храмами наиболее изящными и тонко одухотворенными

в своих пропорциях: Благовещенским собором (1484—1489 гг.) и церковью Ризположения (1484—1486).

Благовещенский собор
(1484—1489 гг.)

Церковь Ризположения
(1484—1486 гг.)


Слайд 51 Благовещенский собор
Первый служил домовой церковью великого князя

Благовещенский собор Первый служил домовой церковью великого князя и его семьи.

и его семьи. Псковские зодчие сумели придать миниатюрному (в

сравнении с соборами Успенским и Архангельским) храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с его изысканной декоративностью.
При этом украсили его снаружи типично псковским узорным поясом из наклонно поставленного кирпича, так называемым «бегунцом».

1484—1489 гг.


Слайд 52 Интерьер Благовещенского Собора
В росписи Собора в символической форме

Интерьер Благовещенского СобораВ росписи Собора в символической форме выражена идея избранности

выражена идея избранности русского государства и православной церкви, законности

власти московских правителей.

Слайд 53 Церковь Ризположения
(1484—1486 гг. )
Одноглавая церковь Ризположения была

Церковь Ризположения (1484—1486 гг. )Одноглавая церковь Ризположения была тоже домовой –

тоже домовой – для утренних молитв московского митрополита, а

затем патриарха всея Руси. Воздвигнутая совсем рядом с Успенским собором, она по контрасту кажется крохотной, радуя лирической музыкальностью своих стройных форм, вдохновенным творчеством русских мастеров, наделивших ее мерной в своей грации легкой устремленностью ввысь.
Таким образом, в XIV-XV веках Москва становится одним из главных культурных центров страны, символизирующих укрепление мощи единого государства.

Слайд 54 Воплощение идеи
«Москва – новый Иерусалим»
в шатровом

Воплощение идеи «Москва – новый Иерусалим» в шатровом архитектурном стиле в XVI в.

архитектурном
стиле в XVI в.


Слайд 55 В XVI веке в архитектуру проникает идея уподобления

В XVI веке в архитектуру проникает идея уподобления Москвы «Новому Иерусалиму».

Москвы «Новому Иерусалиму». Отражением этой идеи в архитектуре стал

шатровый стиль, заимствованный из древнерусского деревянного зодчества. Он сложился на севере Руси в ХIV-ХV веках , а в XVI веке стал широко распространяться в строительстве каменных храмов центральной части России.

Слайд 56 Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов, теремов

Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов, теремов в виде четырёхгранной

в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды.
Устремлённые в небо

храмы – это признание Русью себя наследницей первого храма Гроба Господня, уверенность, что, идя по дороге созидания «Третьего Рима», Москва станет «Новым Иерусалимом».

Преображенская церковь. Кижи


Слайд 57 Церковь Вознесения

Церковь Вознесения

в селе
Коломенском. 1532 г.

Первый каменный храм, выстроенный в шатровом стиле,— церковь
Вознесения в селе Коломенском под Москвой. Она была воздвигнута
великим князем Василием III в честь рождения своего наследника,
будущего Ивана IV. Церковь Вознесения стала самым замечательным


сооружением подобного типа.
Величествен-ная, стройная башня-храм
и сегодня возвышается на берегу Москвы-реки, откуда открывается красивейшая панорама города.


Слайд 58 Церковь Вознесения в селе Коломенском. 1532 г.
В 1863

Церковь Вознесения в селе Коломенском. 1532 г.В 1863 г. французский композитор

г. французский композитор Г. Берлиоз, посетивший Москву, пережил настоящее

потрясение от увиденного:
«Ничего меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес... Тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм... Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».


Слайд 59 Главной особенностью Коломенского храма был постепенный рост здания

Главной особенностью Коломенского храма был постепенный рост здания от нижнего яруса

от нижнего яруса (четверика) к верхнему, изящному восьмерику. По

замыслу неизвестного зодчего, его порыв ввысь должен был зримо воплотить легенду о вознесении на небо Иисуса Христа, воскресшего после страданий и смерти. Место для строительства было выбрано очень удачно: храм будто вырастает из земли над крутым обрывом у Москвы-реки.

Слайд 60 Вокруг храма раскинулись обширные галереи (так называемые гульбища)

Вокруг храма раскинулись обширные галереи (так называемые гульбища) и широкие лестницы.

и широкие лестницы. Три ряда кокошников, пилястр и стрел

украшают и оживляют гладкие стены храма. Мастеру гениально удалось создать впечатление невесомости, легкости камня. А ведь толщина кирпичных стен достигает почти двух метров! 28 - метровый шатер увенчан низкой полусферической (а не высокой луковичной) главкой на восьмигранном

барабане. Сверху на него как бы накинута легкая, изящная сетка из нитей бусин, образующих ромбы. Сегодня, спустя много лет, церковь Вознесения в Коломенском остается истинным украшением Москвы.


Слайд 61 В честь победы над Казанским ханством русские зодчие

В честь победы над Казанским ханством русские зодчие построили уникальное сооружение

построили уникальное сооружение – Покровский собор на Красной площади,

сказочный по своей красоте памятник шатровой архитектуры . После захоронения рядом с Покровским собором юродивого Василия Блаженного Покровский собор получил второе имя – собор Василия Блаженного. Авторами этого собора были русские зодчие Барма и Постник. Им удалось создать удивительное произведение: в едином здании вокруг центральной Покровской церкви они собрали ещё восемь храмов, объединенных общим основанием, обходной и внутренними сводчатыми галереями и увенчанных высоким шатром. Архитектурная жемчужина Москвы не имела прямых аналогов, ее композиция уникальна и неповторима.

Покровский собор на
Красной площади.
Собор Василия Блаженного

1555-1561 гг.


Слайд 62 Покровский собор
на Красной площади.
Собор Василия Блаженного

Покровский собор на Красной площади. Собор Василия Блаженного Один из патриархов


Один из патриархов так описывал этот храм
«Множеством куполов возглавлен

этот собор; есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посередине высится над всеми купол русский — объединяющий все здание. Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к Небу».

1555-1561 гг.


Слайд 63 Покровский собор на Красной площади.
Собор

Покровский собор на Красной площади. Собор Василия Блаженного. 1555-1561 гг.Покровский

Василия Блаженного. 1555-1561 гг.
Покровский собор – уникальное сооружение-монумент своего

рода памятник славы Русского государства, воплощающий идеи «храма-города», «Небесного Иерусалима». Иностранцы иногда называли храм Иерусалимом. Сегодня Покровский собор выглядит иначе. В конце XVI в. был построен десятый придел, немного позже к собору добавили колокольню и шатровые крыльца, усложнившие силуэт храма. В XVII в. были раскрашены отдельные архитектурные детали храма, а поверхности куполов приобрели более сложный рисунок и стали многоцветными. Век спустя стены собора покрыли орнаментом.

Слайд 64 Церковь Рождества Богородицы в Путинках. 1649-1652 гг.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. 1649-1652 гг. В 1649-1652 годах


В 1649-1652 годах была построена церковь Рождества Богородицы

в Путинках, ставшая последним храмом в Москве с шатровым завершением.
В 1652 году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, и с этого времени шатры строились только для колоколен. Таким образом, зодчие смогли продемонстрировать необычайную изобретательность и силу художественного мышления, в которой раскрылась русская душа.


Слайд 65 Храмовое строительство XIX в.

Храмовое строительство XIX в.

Слайд 66 В храмовой архитектуре начала XIX в. господствовал стиль,

В храмовой архитектуре начала XIX в. господствовал стиль, получивший название классицизм.

получивший название классицизм. Ориентиром для него служили формы классической

древности, то есть развитой греко-римской античности. При этом в России нередко вдохновлялись не самой классикой, а ее европейской переработкой. В 1801-1811 гг. в подражание римскому собору Святого Петра архитектором А. Н. Воронихиным в Петербурге был построен Казанский собор, несколько позже О. Р. Монферраном — Исаакиевский собор (1817-1841). Оба воплощают принципы этого стиля.

Храмовое строительство XIX в.


Слайд 67 Казанский собор, Сант-Петербург
Император Павел I пожелал, чтобы строящийся

Казанский собор, Сант-ПетербургИмператор Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению

по его велению храм был
похож на величественный Собор Святого

Петра в Риме. Отражением этого
пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом
грандиозная колоннада из 96-и колонн, которая раскрывается к Невскому
проспекту. Фасады собора облицованы серым пудожским камнем.

1801-1811,
архитектор
А. Н. Воронихин


Слайд 68 Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Исаакиевский собор, Санкт-Петербург     Исаакиевский собор — выдающийся



Исаакиевский собор —
выдающийся образец

позднего
классицизма, в котором уже
проявляются новые направления
(неоренессанс, византийский
стиль, эклектика), а также
уникальное архитектурное
сооружение и высотная доминанта
центральной части города. Высота
собора 101,5 м, длина и ширина —
около 100 метров. Наружный
диаметр купола — 25,8 м. Здание
украшают 112 монолитных
гранитных колонн разных
размеров. Стены облицованы
светло-серым рускеальским
мрамором.

1817-1841, архитектор О. Р. Монферран


Слайд 69 Cобор Преображения Господня,

Cобор Преображения Господня,  Сант-Петербург1827-1828, архитектор В. П. Стасов

Сант-Петербург
1827-1828, архитектор В. П. Стасов
Война

1812 г. вызвала в России национальный подъем. Пробудила интерес ко всему русскому, в частности к памятникам отечественной старины. С этого времени становится непредосудительно подражать своему исконному. В связи с чем В. П. Стасов ставит в Петербурге пятиглавый собор во имя Преображения Господня (1827-1828), напоминающий древние новгородские храмы.

Слайд 70 Храм Христа Спасителя, Москва
1839-1883, архитектор К. А. Тон

Храм Христа Спасителя, Москва1839-1883, архитектор К. А. Тон Утверждение идеи преемственности


Утверждение идеи преемственности от Византийской империи и величия вдохновили

развитие в архитектуре нового, сменившего классицизм, стилистического направления, названного русско-византийским. Теперь в основу проектирования полагались принципы византийского церковного строительства. Характерным примером здесь может служить храм Христа-Спасителя, построенный в память воинов, павших в Отечественной войне 1812 г. В начале 30-х гг. он был закрыт и варварски уничтожен по приказу советской власти. В настоящее время храм восстановлен, является действующим кафедральным собором.



Слайд 71 Cобор Воскресения Христова
«Спас на Крови», Сант-Петербург
1887-1907, архитектор

Cобор Воскресения Христова «Спас на Крови», Сант-Петербург1887-1907, архитектор А. А. ПарландВ

А. А. Парланд
В 1880-е гг. освободительная Русско-турецкая война вновь

заставила обратиться к национальной истории, изучение и общее увлечение которой привело к возникновению «русского стиля», ориентированного главным образом на памятники Московской Руси XVI- XVII веков. В отечественно-церковной архитектуре «русский стиль» представлен, в частности, собором Воскресения Христова в Петербурге архитектора А. А. Парланда, больше известным как «Спас на Крови» — собор поставлен на месте убийства императора Александра II. Внешне храм напоминает московский храм Василия Блаженного.

Слайд 72 Церковь Спаса Нерукотворного
в усадьбе А.С. Мамонтова в

Церковь Спаса Нерукотворного в усадьбе А.С. Мамонтова в Абрамцеве1880-1882, проект художников

Абрамцеве
1880-1882, проект художников
В. М. Васнецова и В. Д.

Поленова

В конце XIX в. появилось еще одно направление церковной архитектуры — «неорусское». Это отчасти подражание, но в большей степени стремление работать «в духе» древнерусского православного зодчества и воскресить его в новых условиях. Проект создан художниками, вдохновленными очарованием псково-новгородских церквей XIV-XV вв., и действительно производит впечатление древнерусского, хотя и с налетом «сказочности», «былинности».
Таким образом, церковная архитектура XIX столетия начав с подражания европейским образцам к концу века приблизилась к созданию собственного национального стилистического направления, специфически возрождавшего древнерусское зодчество.


Слайд 73 Шедевры храмового зодчества Курского края

Шедевры храмового зодчества Курского края

Слайд 74 Сергиево-Казанский кафедральный собор
Называют жемчужиной православной архитектуры.
Он

Сергиево-Казанский кафедральный собор Называют жемчужиной православной архитектуры. Он был построен родителями

был построен родителями преподобного Серафима Саровского – купцом Исидором

Мошниным и его женой Агафьей в середине XVIII в. Собор в стиле барокко, высоко взметнув изящные купола, и ныне удивляет курян своим великолепием.

Слайд 75 Долгое время авторство проекта храма приписывали итальянскому архитектору

Долгое время авторство проекта храма приписывали итальянскому архитектору В.В. Растрелли, но

В.В. Растрелли, но в списке работ, составленном самим зодчим,

Сергиево-Казанский собор не указан. Возможно, что автором этого прекрасного проекта был один из учеников Растрелли. Внутри храма разместились две церкви: нижняя – во имя преподобного Сергия Радонежского. В ней находится предел во имя преподобного Серафима Саровского. Верхняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Современники говорили о храме: «Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех!» В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году храм решением Святейшего синода получил статус
кафедрального собора.

Сергиево-Казанский
кафедральный собор


Слайд 76 Знаменский кафедральный собор
Был возведен в честь победы

Знаменский кафедральный собор Был возведен в честь победы русского народа в

русского народа в Отечественной войне 1812 года. Его строительство

длилось 10 лет с 1816 по 1826 годы на средства, собранные народом.


Деятельное участие в созидании нового храма принял губернатор Аркадий Иванович Нелидов, а также представители курского дворянства и купечества.


Слайд 77 Ровно за два века до этого в 1612

Ровно за два века до этого в 1612 г. город-крепость Курск

г. город-крепость Курск доблестно выдержал осаду семидесятитысячного польско-литовского войска.

Куряне под предводительством воеводы Юрия Игнатьевича Татищева дали благочестивый обет: в случае успеха построить в центре Курска монастырь во имя Богоматери и перенести в него чудотворную Курскую-Коренную икону «Знамение». И своё обещание наши земляки выполнили — монастырь был построен.

Слайд 78 В 1816 г. был заложен новый собор, который

В 1816 г. был заложен новый собор, который уже был посвящен

уже был посвящен победе над Наполеоном. Тем самым, мы

можем с полным правом считать Знаменский собор храмом воинской славы. Храм построен в стиле классицизма, отразил в себе черты западноевропейского Ренессанса.

Храм имеет традиционную  крестово-купольную конструкцию, крестообразную в плане. Храм в виде креста увенчивал сферический купол. От основания до вершины купола высота собора 48 метров. Все внутреннее пространство храма залито светом, проникающим через высокие и широкие окна купола. В годы советской власти храм был перестроен под кинотеатр «Октябрь». В 1992 г. Знаменский собор был возвращен Церкви. С ним связан ежегодный Крестный ход.


Слайд 79 В последнее время в Курске и области были

В последнее время в Курске и области были построены новые храмы.

построены новые храмы. Среди них— два уникальных. Они посвящены

погибшим курянам в Курской битве и в «горячих точках».

Георгиевский храм
на Мемориале
«Курская дуга»

Покровский храм
в с. Черницыно
Октябрьского
района


Слайд 80 В стенах Георгиевского храма на Мемориале «Курская дуга»

В стенах Георгиевского храма на Мемориале «Курская дуга» и Покровского в

и Покровского в с. Черницыно Октябрьского района установлены скрижали

с именами воинов и работников правоохрани -тельных органов, погибших при исполнении воинского долга как в годы Великой Отечественной войны, так и в современных локальных конфликтах.

Таким образом, храмовое строительство в России, подвергшись гонениям и разрушениям в годы советской власти, выстояло, выдержало и возродилось вновь. Самое важное то, что удалось сохранить немалую часть наследия, оставленную нам безымянными зодчими и именитыми архитекторами.


Слайд 82 ... торжество красоты, характерное для былой России и

... торжество красоты, характерное для былой России и порожденное особой духовностью

порожденное особой духовностью русского народа, быть может, и есть

то, в чем мы более всего нуждаемся, чтобы найти в себе силы противостоять холоду, безликости и растущей жестокости нашего технократического, прагматичного современного мира. Американская писательница СЮЗАННА МАССИ

  • Имя файла: shedevry-hramovogo-zodchestva-rossii.pptx
  • Количество просмотров: 46
  • Количество скачиваний: 0