Слайд 2
Историческая справка
Технология «Развитие критического мышления через чтение и
письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы
ХХ столетия.
В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критическо го мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ).
Ж. Пиаже
теория об этапах умственного развития ребенка
Л.С. Выготский
теория о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка
Р. Пол и К. Поппер теории об основах формирования и развития критического мышления
Слайд 3
Базовые идеи технологии КМ
Дети от природы любознательны, они
хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать
оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Слайд 4
Сравнение признаков критического и обыденного мышления
Слайд 5
Критическое мышление – это самостоя-
тельное мышление.
Когда занятие строится на принципах кри -тического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать крити -чески за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Значит, мышление может быть критическим только тогда, когда носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно ре - шать даже самые сложные вопросы.
следующие задачи:
- Образовательная мотивация: повышение интереса к процессу обучения
и активного восприятия учебного материала.
- Культура письма: формирование навыков написания текстов различных жанров.
- Информационная грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
- Социальная компетентность: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания.
Слайд 7
ТРИ СТАДИИ РКМЧП
Стадия вызова. Ее присутствие на каждом
уро-не обязательно. Эта стадия позволяет: актуали- зировать и обобщать
имеющиеся у ученика зна- ния по данной теме; вызвать устойчивый инте- рес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к акти-вной работе на уроке и дома.
Стадия осмысления. Позволяет ученику полу- чить новую информацию; осмыслить ее; соотне- сти с уже имеющимися знаниями.
Стадия рефлексии. Целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвое- ние нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собст- венного отношения к изучаемому материалу.
Слайд 8
Цель ТРКМЧП - научить учащихся получать знания
не только пассивно, но и критичес- ки преобразовывать, переживать,
и, самое главное, "присвоить" предложенную информацию. Поэтому цель технологии становится и моей целью.
Этапы моей деятельности:
Прохождение курсов в ЧИППКРО
Проведение в школе на уроках литературы и русского языка занятий на основе моделей, которые были даны на курсах.
Диагностика учащихся 6,7,9 классов
Слайд 9
Внедрение известных стратегий и приемов технологии.
Самостоятельное изучение литературы,
связанной с применением технологии.
Отбор дидактического материала для проведения уроков
развития речи и уроков внеклассного чтения с применением стратегий технологий.
Выступление на МО школы.
Слайд 10
На каждом из этапов урока я использую определённые
приёмы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность и
способствуют развитию критического мышления.
Слайд 11
Приёмы РКМЧП
- таблицы
- ассоциативный ряд;
- опорный
конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения
и размышле -
ния) ;
- чтение с остановками;
- кластеры;
- синквейн;
- «Письмо по кругу»;
Слайд 12
- ключевые слова;
- перепутанные логические цепочки;
-
дидактическая игра;
- лингвистическое лото;
- составление схем-шаблонов ;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания;
- метод проектов;
- создание шаблонов;
- лови ошибку.
Слайд 13
Популярные методы технологии – это графическая организация материала,
которая служит инструментом формирования навыков мышления.
Таблицы делают сложные
конструкции более наглядными и понятными. Представление материала в графической форме позволяет обучающимся лучше классифицировать представленную информацию. Сам процесс построения схем, таблиц формирует умения анализировать материал.
Слайд 16
При изучении тем, связанных со сравнительной характеристикой образов,
героев, произведений, уместно применение такой модели:
Слайд 19
Гринёв и Швабрин –
герои - антиподы.
Слайд 20
Таблицы: «Знаю – Узнал - Хочу узнать –
(ЗУХ)»
Слайд 21
Кластеры можно считать одним из ведущих приемов данной
технологии. Такая работа помогает развивать логическое мышление, отбирать главное,
выстраивать свои ответы по данной схеме. Используется на стадии осмыс- ления или релаксации.
Кластеры
Слайд 22
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые
поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе
означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Слайд 23
При работе над кластерами необходимо соб-
людать следующие правила:
Не
бояться записывать всё, что приходит на ум;
Дать волю воображению
и интуиции;
Продолжать работу, пока идеи не иссякнут;
Постараться построить как можно больше связей;
Не следовать по заранее определённому плану.
Слайд 24
Графические организаторы: «Кластеры» 2.
Слайд 29
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар».
Ромашка «Блума».
Слайд 31
Тема: Изложение с творческим заданием. Текст «Случай с
кошельком» (по П.Шеманаеву)
Предмет: русский язык
Класс: 7
Чтение с остановками
Слайд 32
Стадия вызов
Активизация каждого ученика.
Актуализация знаний.
Развитие связанной речи.
Развитие логического
мышления.
Анализ заголовка по особым вопросам.
Вопросы-воспроизведения.
Составления списка слов-определений.
Рассказ-предположение по ключевым
словам.
Развитие словарного запаса учащихся.
Развитие логического мышления, связанной речи.
Слайд 33
Стадия осмысление
Организация активного восприятия текста.
Направление усилий на степень
понимания текста.
Возвращение к списку слов-определений.
Открытый финал.
Прогнозирование.
Составление чернового варианта.
Активизация чтения.
Развитие
умения выделять главное, систематизировать.
Формировать умения составления связанного текста, умения слушать
Слайд 34
Стадия рефлексия
Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.
Обобщение на
уровне личностных впечатлений.
Написание изложения с творческим заданием.
Развитие памяти.
Формирование умений
работы с черновым и чистовым вариантом.
Слайд 35
«Случай с кошельком».
1 стадия – Вызов
Учитель:
- В названии текста содержится слово случай. Какие
у вас возникают ассоциации, сформулируйте их и запишите в своих тетрадях.
- Когда произошел случай?
- С кем произошел?
- Что случилось?
- Кто герои? И др.
- Итак, «Случай с кошельком». На какие вопросы вы теперь можете попытаться ответить? Что еще остается неясным?
- Что отражено в названии текста? (Тема)
- Мы с вами пришли к выводу, что в рассказе будет описываться какое-то происшествие и соответственно поступки героев. От того, как они себя будут вести, мы можем сделать вывод об их характерах.
Слайд 36
Запишите определения, с помощью которых можно охарактеризовать
героя.
Достойное, вызывающее, безобразное, бессовестный, злой,
тактичный, доброжелательный.
- На доске записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним сюжетную канву.
Ходить в магазин – пять рублей семьдесят пять копеек мелочью – не теряли – вытряхнул – в награду за честность – посмеиваясь – суетливая – пять рублей – покачала головой
(Ребята работают каждый индивидуально, затем заслушиваются несколько вариантов работ, обсуждаются)
Слайд 37
2 стадия – осмысление текста
-
Послушайте первую часть текста. Подтвердились ли ваши версии.
У Коли была домашняя обязанность – ходить в магазин.
Однажды, получив задание, Коля с пятью рублями в кармане отправился в путь. Неподалеку от продуктового магазина он почувствовал, что нога его наступила на какой-то предмет. Остановился и чуть не вскрикнул: на тротуаре валялся кошелек с белой пуговкой. Коля поднял его, отошел в сторону и исследовал содержимое. В нем было пять рублей бумажкой и семьдесят пять копеек мелочью.
Коле захотелось отдать их тому, кто потерял. Но кто это?
Слайд 38
- Скажите, вы ничего не теряли? –
Коля обращался с этим вопросом к десяткам проходивших мимо
людей. И вдруг один из четырех парней, шедших вразвалочку по тротуару, откликнулся:
- Терял!
- Кошелек?
- Вот именно!
Парень вытряхнул содержимое кошелька в растопыренную немытую ладонь.
- А это тебе в награду за честность. – Он протянул Коле пустой кошелек.
Едва компания, негромко посмеиваясь, оставила Колю с пустым кошельком, появилась суетливая старушка, которая, согнувшись, изучала асфальт.
Коля все понял…
Слайд 39
- У каждого из вас уже сложилось
собственное мнение о характере мальчика, каждый представил такую ситуацию.
Кратко напишите, что произошло дальше.
Слайд 40
Послушайте вторую часть текста.
Сперва он хотел
убежать, будто совершил кражу. Но удержался и тихо спросил:
- Вы…потеряли? Кошелек?
- Да, милый. А ты что, нашел?
Коля торопливо вытащил из кармана пять рублей, которые дала ему мама, и незаметно сунул их в кошелек.
- Этот?
- Он…Он! Там пять рублей с мелочью. Где ты его нашел-то?
- На тротуаре валялся. Пожалуйста…
Коля бегом устремился прочь. Обернувшись, он увидел издали, как старушка, не обнаружив мелочи, покачала головой. (По П.Шеманаеву.)
Слайд 41
- Оправдались ваши предположения?
- Как
этот поступок раскрывает характер мальчика?
3 стадия - рефлексия
- Давайте вернемся к списку наших качеств и выберем те, которые подходят к характеру Коли, обоснуйте свой выбор, добавьте, если вы считаете, что этого недостаточно.
Совестливый
Доверчивый
Наивный
Слайд 42
Воспитанный
Бескорыстный (Ребята сами объясняют значение этого слова)
Находчивый
Благородный и
т. д.
Ребята выделяют те качества, которые на их взгляд
точнее характеризуют Колю.
(Это задание дает возможность подготовиться к творческому заданию)
- Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать его основную мысль. (Благородный поступок и др.)
- Прослушайте еще раз текст, напишите изложение близкое к тексту, дайте оценку его поведения, опишите характер мальчика.
Слайд 43
Л.Н.Толстой. «Бедные люди».
В рыбачьей хижине сидит у
огня Жанна, жена рыбака, и чинит старый парус. На
дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны… На дворе темно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи не потух еще огонь; на полке блестит посуда. На
кровати с опущенным белым пологом спят пятеро детей под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался еще. Слышит рыбачка гул волн и рев ветра. Жутко Жанне.
Старые деревянные часы с
хриплым боем пробили десять, одиннадцать… Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, – хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. «Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, – думает Жанна и опять прислушивается к буре. – Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!» – говорит она и крестится.
Старые деревянные часы с
хриплым боем пробили десять, одиннадцать… Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, – хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. «Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, – думает Жанна и опять прислушивается к буре. – Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!» – говорит она и крестится.
Спать еще рано. Жанна встает, накидывает на голову толстый платок, зажигает фонарь и выходит на улицу
посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли, и горит ли лампа на маяке, не видать ли лодки мужа. Но на море ничего не видно. Ветер рвет с нее платок и чем-то оторванным стучит в дверь соседней избушки, и Жанна вспоминает о том, что она еще с вечера хотела зайти проведать больную соседку. «Некому и приглядеть за ней», – подумала Жанна и постучала в дверь. Прислушалась… Никто не
отвечает.
Слайд 44
двое, а все одной обдумать надо. А тут
еще болезнь! Эх, плохое вдовье дело. Зайду проведаю».
Жанна
постучала еще и еще. Никто не отвечал.
– Эй, соседка! – крикнула Жанна. «Уж не случилось ли что», – подумала она и толкнула дверь.
В избушке было сыро и холодно. Жанна подняла фонарь, чтобы оглядеть, где больная. И первое, что ей бросилось в глаза, – это постель прямо против двери, и на постели она, соседка, лежит на спине так тихо и неподвижно, как лежат только мертвые. Жанна поднесла фонарь еще ближе. Да, это она. Голова закинута назад; на холодном, посиневшем лице спокойствие смерти. Бледная мертвая рука, будто потянувшаяся за чем-то, упала и свесилась с соломы. И тут же, недалеко от мертвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстощеких, прикрытых старым платьем, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу белокурыми головками. Видно, мать, умирая, еще успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем. Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко.
В избушке было сыро и холодно. Жанна подняла фонарь, чтобы оглядеть, где больная. И первое, что ей бросилось в глаза, – это постель прямо против двери, и на постели она, соседка, лежит на спине так тихо и неподвижно, как лежат только мертвые. Жанна поднесла фонарь еще ближе. Да, это она. Голова закинута назад; на холодном, посиневшем лице спокойствие смерти. Бледная мертвая рука, будто потянувшаяся за чем-то, упала и свесилась с соломы. И тут же, недалеко от мертвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстощеких, прикрытых старым платьем, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу белокурыми головками. Видно, мать, умирая, еще успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем. Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко.
Жанна снимает колыбельку с детьми и, закутав их платком, несет домой. Сердце ее сильно бьется; она сама не знает, как и зачем она сделала это, но она знает, что не могла не сделать то, что сделала.
Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать со своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. «Что-то скажет он?.. – сама с собой говорит она. – Шутка ли, пятеро своих ребятишек – мало еще ему было с ними заботы… Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!»
Дверь скрипнула, будто кто вошел. Жанна вздрогнула и приподнялась со стула.
«Нет. Опять никого! Господи, и зачем я это сделала?.. Как ему теперь в глаза взгляну?..» И Жанна задумывается и долго
Слайд 45
сидит молча у кровати.
Дождь перестал; рассвело, но
ветер гудит, и море ревет по-прежнему.
Вдруг дверь распахнулась,
в комнату ворвалась струя свежего морского воздуха, и высокий смуглый рыбак, волоча за собой мокрые разорванные сети, входит в горницу со словами:
– Вот и я, Жанна!
– Ах, это ты! – говорит Жанна и останавливается, не смея поднять на него глаза.
– Ну, уж ночка! Страх!
– Да, да, погода была ужасная! Ну, а как ловля?
– Дрянь, совсем дрянь! Ничего не поймал. Только сети разорвал. Плохо, плохо!.. Да, я тебе скажу, и погодка ж была! Кажется, такой ночи и не запомню. Какая там ловля! Слава богу, что жив домой добрался… Ну, а ты что тут без меня делала?
Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки.
– Я? – сказала Жанна, бледнея. – Да что ж я… Сидела шила… Ветер так завывал, что страшно становилось. Боялась за тебя.
– Я? – сказала Жанна, бледнея. – Да что ж я… Сидела шила… Ветер так завывал, что страшно становилось. Боялась за тебя.
– Да, да, – пробормотал муж, – погода чертовски скверная! Да что поделаешь!
Оба помолчали.
– А знаешь, – сказала Жанна, – соседка-то Симон умерла.
– Ну?
– И не знаю когда; верно, еще вчера. Да, тяжело ей было умирать. Да и за детей-то, должно быть, как сердце болело! Ведь двое детей – крошки… Один еще не говорит, а другой чуть начинает ползать…
Жанна замолчала. Рыбак нахмурился; лицо его сделалось серьезно, озабоченно.
– Ну, дела! – проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать! Придется взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся! Ступай же скорей!
Но Жанна не двигалась с места.
– Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна?
– Вот они, – сказала Жанна и отдернул
Слайд 46
– Я? – сказала Жанна, бледнея. – Да
что ж я… Сидела шила… Ветер так завывал, что
страшно становилось. Боялась за тебя.
– Да, да, – пробормотал муж, – погода чертовски скверная! Да что поделаешь!
Оба помолчали.
– А знаешь, – сказала Жанна, – соседка-то Симон умерла.
– Ну?
– И не знаю когда; верно, еще вчера. Да, тяжело ей было умирать. Да и за детей-то, должно быть, как сердце болело! Ведь двое детей – крошки… Один еще не говорит, а другой чуть начинает ползать…
Жанна замолчала. Рыбак нахмурился; лицо его сделалось серьезно, озабоченно.
– Ну, дела! – проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать! Придется взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся! Ступай же скорей!
Но Жанна не двигалась с места.
– Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна?
– Вот они, – сказала Жанна и отдернул полог
Слайд 47
Синквейн – ( пять строк) это стихотворение, представляющее
собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать
суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Правила написания синквейна таковы:
1.Одно ключевое слово – существительное
2. Два определения, характеризующих данное слово (прилагательные, причастия)
3. Три глагола, показывающие действие
4. Четыре слова – предложение, в котором содержится идея
5. Одно слово – метафора, слово – ассоциация.
Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Этот прием можно использовать и на стадии Вызова.
7 класс.
Литература.
Художественная
Учит, воспитывает, хранит.
Совокупность художественных текстов.
Знания.
Калашников
Мужественный
Защищает, бьётся, гибнет
Имеет чувство собственного
достоинства
Герой.
синквейн
6класс.
Маша (А.С. Пушкин «Дубровский»).
Умная, красивая.
Любит, прощает, страдает.
Мария была достойной счастья, но судьба распорядилась иначе.
Красота.
Владимир Дубровский (А.С. Пушкин “Дубровский”).
Храбрый, честный.
Защищает, мстит, любит.
Владимир никогда не сдается.
Благородство.
синквейн
Слайд 50
Таблицы вопросов
Развивает логику.
Учит выделять главное.
Вырабатывает навык образного мыш-
ления.
Слайд 51
Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму рабо-
ты). Детям нужно не только поразмыш- лять на заданную
тему, но и согласовы- вать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и руч- ка, каждый записывает несколько пред- ложений на заданную тему, затем каж- дый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).
Слайд 52
ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и
размышления)
V-«уже знал»
+ -«новое»
(-) - думал иначе
или не знал
? - не понял, есть вопросы
Слайд 54
Ассоциативный ряд.
РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
Слайд 55
АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД.
Мнемо*ника (с греческого – ис- кусство запоминания)
- система различных приемов, облегча- ющих запоминание и увеличи-
вающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Слайд 56
Требования к ассоциативному образу
а) Ассоциативный образ обязательно должен
быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная
связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству,…
б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Но учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в наличии у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Слайд 57
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
- установка на
запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо
запомнить;
- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Слайд 58
Рифмизация:
В трудном слове РАССЧИТАТЬ
Будем мы две СС писать.
А
РАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ
Одна буква С сойдет.
КАК БУДТО пишем мы в
два слова
И дефиса никакого!
ВСЛЕДСТВИЕ –«из-за» –ясно вполне:
Слитно напишем, конечная Е.
Взгляни скорей на ГОРИЗОНТ:
Там между ГОР увидишь ЗОНТ!
Слайд 59
РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,
РОСТИСЛАВОМ звали.
Он РОСТОК себе купил
Где-то
на базаре.
Слова-исключения пишем с О,
Их запомнить нам легко!
Только ОТРАСЛЬ
одна
Не может жить без буквы А!
ЦЫГАНЕНОК крикнул: «ЦЫЦ! –
И ЦЫПЛЯТА пали ниц.
На ЦЫПОЧКИ все встали
И «ЦЫГАНОЧКУ» сплясали.
ПЬЕСА, ДРАМА, ЭПОПЕЯ,
ГУМАНИЗМ и ГАЛЕРЕЯ,
БЕШЕНО и ФОЛИАНТ,
ТРУЖЕНИК и ДИЛЕТАНТ!
Я открою вам секрет:
Здесь удвоенных букв нет!
Слайд 60
«СЛОВО - ПОДСКАЗКА».
Так, при знакомстве со словарным словом
ГАЛЕРЕЯ следует обратить внимание учащихся на то, какое женское
имя можно увидеть и прочитать в нем; затем спросить, девушка с каким именем работает в этом заведении; кому мы передаем привет, приходя в галерею; после этого сделать вывод: в женском имени ГАЛЯ пишется одна буква Л, поэтому и в слове ГАЛЕРЕЯ, в котором оно «спряталось», при написании используется то же самое количество букв Л.
Слайд 61
1) ЖОКЕЙ (можно прочитать английское слово «ОК!» («Все
в порядке!») и запомнить правописание исходной лексемы посредством следующего
варианта рифмовки:
Вот английский жокей!
У него все о’кей!
2) ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и
ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО);
Слайд 62
ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. Запомним: одевать Надежду – надевать
одежду.
Ровесник – нет т = ровно весен (зим,
лет); сверстник – есть т – с версту.
Слайд 63
Приём обращения к истории слова
СПАРТАКИАДА (не от слова
СПОРТ, а от названия древнего государства СПАРТА, где возникли
подоб-
ного рода соревнования);
2) СПАСИБО (возникло на основе древнерусского выражения«Спаси тебя БОГ!»);
3) БЛАГОСЛОВИТЬ (сказать БЛАГОЕ СЛОВО);
4) ПОДЛИННЫЙ (раньше при допросе, добиваясь истины, подсудимых били длинником – длинным кнутом; слова, сказанные человеком под длинником, стали называть ПОДЛИННЫМИ);
5) АКВАЛАНГ (буквально означает «водное легкое» и
имеет в своем составе латинский корень АКВА – вода).
Слайд 64
1) Слово ПАЛАТКА. Присматриваясь к нему, учащиеся
замечают, что в этом слове все гласные - А.
Эта буква по своему виду напоминает палатку.
2) Иней похож на снег; в слове СНЕГ единственная гласная - Е; поэтому легко запомнить, что в слове ИНЕЙ пишется Е, как в слове СНЕГ.
Слайд 65
Словарные слова, которые «любят» счет.
ПРЕНЕБРЕГАТЬ – три
гласных буквы Е подряд;
2) ПРИМИТИВНЫЙ – три гласных буквы
И подряд;
3) БАРАБАН, КАРНАВАЛ, КАРАНДАШ –три гласных буквы А
подряд;
4) ДИСЦИПЛИНА- три И
5) МОЛОКО - три О.
Включение словарных слов в связный рассказ. Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК.
Слайд 66
ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ СЛОЖНОСОКРАЩЁННЫХ
СЛОВ.
1) ДИВИЗИЯ – комдив = командир дивизии;
2) СЕКРЕТАРЬ – генсек = генеральный секретарь;
3) БАТАРЕЯ, БАТАЛЬОН – комбат = командир батареи/ командир батареи;
4) РЕЖИССЕР – помреж = помощник режиссера;
5) КОМАНДИР – главком = главный командующий;
6) ГАРАЖ – завгар = заведующий гаражом.
Слайд 67
Прием поиска фонетических ассоциаций
«Опали листья в садике» –
это предложение облегчает запомина-
ние словарного слова ПАЛИСАДНИК.
Живя в ТРУЩОБЕ,
Глядите
в ОБА!
ИСКАЗИТЬ = это когда кто-то СКАЖЕТ неправду;
ГАРНИР = может пахнуть ГАРЬЮ, если повар отвлекся, и тогда все подгорело.
Слайд 70
Расшифруй вопрос и ответь на него
Слайд 71
Перепутанные логические
цепочки.
Причастие - Деепричастие –
Придаточные Придаточные
цели - причины –
Онегин Печорин
Слайд 72
Собери пословицы:
Не узнавши броду…
не добудешь
Не продавай шкуры…
держи его
Давши слово… не суйся в воду
Не хвали квас
разливши, а… не убив медведя
Лёжа хлеба… хвали распивши
Слайд 73
Фразеологическая разминка
Слушать……….рот
Работать……….рукава
Мчаться……….язык
Трудиться………спины
Решать……….головы
Уйти не солоно………
Бежать……….голову
Кричать не переводя дыхания
Работать………рукава.
Работать……….рук
Слайд 74
Шаблон.
Известный русский писатель (лингвист, публицист)
ФИО
(автор цитаты) утверждал (сказал, отмечал, писал): «цитата». Действите -
льно,
… (твои слова о богатстве, выразительности, точности русской речи, о
средствах выражения мыслей, о средствах выразительности, о взаимосвязи лексики и
грамматики, о роли синтаксиса в человеческом общении, о гибкости русской пункту-
ационной системы, функциях знаков препинания и т.д.) Не могу не согласи-
ться с мнением автора этого высказывания.
Обратимся к тексту ФИО (автора текста). Привлекает внима-
ние слово (или выражение)… в предложении №…(для чего).
Нельзя не заметить особенность предложения № … В
нём мы видим … (для чего).
Таким образом, приведённые примеры ярко показыва-
ют, что… (вернуться к вступлению, к цитате). (Они способствуют более полной, точ-
ной, яркой передаче оттенков мыслей чувств и оценок автора).
Слайд 75
ПЛАН сочинения – рассуждения.
I. ВСТУПЛЕНИЕ. (раскрыть смысл высказывания
и своё отношение к данной точке зрения, 2-3 предложения)
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. (привести 2 аргумента: примеры-доказательства, сказать для чего они использованы).
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. (вывод из всего сказанного).
ДОЛЖНО БЫТЬ 3 АБЗАЦА (ЛУЧШЕ 4). КАЖДЫЙ АБЗАЦ ПИСАТЬ С
КРАСНОЙ СТРОКИ. 70 слов, служебные части речи не считать.
Слайд 77
Приём «Лови ошибку»
Заранее подготовлен текст, содержащий ошибочную информацию,
и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание
содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Слайд 78
ИТАК, ТЕХНОЛОГИЯ
РКМЧП дает возможность личностного роста школьника, развивает
его ум, индивидуаль -ность, повышает качество знаний.
Она представляет
собой набор особых при- емов и стратегий, применение которых позво- ляет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей.
РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие уча- щихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
РКМЧП повышает интерес к русскому языку, литературе.