Слайд 2
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Философская антропология
2. Проблема человека в историко-философском
контексте
3. Концепции человека о его сущности и природе
4. Биологическое
и социальное в человеке
5. Человек, индивид, личность
6. Смысл жизни, смерть и бессмертие
Слайд 3
«Человек есть тайна
Её надо разгадать,
И ежели будешь разгадывать
всю жизнь
То не говори, что потерял время»
Ф.М. Достоевский
Слайд 4
История
Религия
Физиология
Социология
Психология
Биология
Антропология
Экономика
Философия
Генетика
Медицина
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
- философское учение о природе
и сущности человека, объединяющее данные разных наук:
Слайд 5
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МНОГОАСПЕКТНА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
соотношение телесного и
духовного, биологического и социального в человеке;
смысл человеческого бытия;
проблему свободы
и самореализации;
проблему стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности.
Слайд 6
Проблема человека в историко-философском контексте
Философская мысль Древнего
Востока (XV в. до н.э. – VII в. н.э.):
Гилозоизм
(от греч. «материя» и «жизнь») – представление о том, что вся материя является одушевленной;
Анимизм (от лат. animus – «душа» и «дух») – вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы;
Анропоморфизм (от греч. «человек» и «вид») – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий;
Рассмотрение человека, как творение Богов.
Слайд 7
Философия античности
(VI в. До н.э. – VII
в. Н.э.)
Сформировала основные параметры философской антропологии, человек был обозначен,
как предмет философского осмысления и определял его существенные характеристики:
Природность
Разумность
Социальность
Слайд 8
Античные философы рассматривают человека с разных позиций:
Натуралистическая
Космоцентристская
Логоцентристская
Социоцентристская
Слайд 9
Натуралистическая позиция(первые наивно- материалистические идеи)
«Люди произошли от рыб»
Фалес
«Человек произошёл от животного, а животные произошли от влаги».
Анаксимандр
Слайд 10
Космоцентристская позиция
«Человек есть микрокосм (малый мир), подобный макрокосму
(Вселенной)»
Демокрит
Слайд 11
Логоцентристская позиция
«Человек есть мера всех вещей» Протагор
Сократ и
Платон видели сущность человека в его вечной и бессмертной
душе, вселяющейся в тело при рождении. Человек дуалистичен: душа бессмертна, тело смертно.
Слайд 12
Социоцентристская позиция
«Человек по природе существо общественное»;
«Человек- это политическое
животное, главное качество, отличающее человека от других живых существ
– разум, способность мыслить».
Аристотель
Слайд 13
Средневековая философия (VI-XIV вв.)
В основе человекознания лежали теоцентристские
(религиозные) установки:
происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека
предопределены Богом.
тело (природное) и душа (духовное) противопоставляются друг другу.
Августин Аврелий Блаженный
Фома Аквинский
Слайд 14
Философия эпохи возрождения
(XIV-XVI вв.)
Гуманистические концепции человека
ЛЕОНАРДО ДА
ВИНЧИ
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР
отрицается греховность человека;
утверждается самоценность человека,
его право на
счастье, свободу, жизнь;
в центре мироздания и философии стоит человек, а не Бог.
РАФАЭЛЬ САНТИ
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
Слайд 15
Философия Нового и Новейшего времени (XVII-XX вв.)
Рационалистические концепции
(от лат. ratio - разум)
"Человека делает человеком ум,
способность мыслить!»
Р. Декарт Т. Гоббс
Слайд 16
Натуралистические и механистические концепции
(Г. Лейбниц, И. Кант,
Г. В. Ф. Гегель)
наряду с сознанием большая роль
отводится самосознанию;
человек - природное устройство, способное чувствовать, мыслить и действовать.
И.Кант Г.В.Ф. Гегель Г.Лейбниц
Слайд 17
Социологизаторские концепции
Социологизм И. Г. Фихте
Обоснование приоритета социальной
стороны человеческого бытия
Слайд 18
Марксистская философско-антропологическая концепция
(К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.
В. Плеханов)
Человек рассматривается в русле диалектико-материалистического подхода в неразрывной
связи с природой и социальной средой (человек - существо общественное)
К. Маркс Ф. Энгельс Г. В. Плеханов
Слайд 19
Философско-антропологический иррационализм
А. Шопенгауэра
«Природа и сущность
человека определяются его психикой, эмоциями, инстинктами, рефлексами и другими
бессознательными факторами».
Слайд 20
Философия жизни Ф. Ницше
«Основу жизни составляет не Мировая
воля, а воля к власти»;
«Идеал великой личности – «сверхчеловек»,
неподвластный моральным нормам».
Слайд 21
Русская философия
XIV-XV вв. – религиозная
трактовка человека (Нил Сорский)
XVIII в. - рационалистические
трактовки человека (западники
А. И. Герцен, М. А. Бакунин)
Слайд 22
Материалистическая трактовка человека
В. Г. Белинский
Н. Г. Чернышевский
Слайд 23
Идеалистически-религиозная трактовка человека
В.С.соловьева
«Человек-это связующее звено между божественным
и природным мирами. По природе человек погружен в мир
зла и страданий; как духовное существо, человек на основе любви к Богу, преодолевает зло»
Слайд 24
иррационалистическая установка
(Ф. М. Достоевский)
«Человек недоступен
рациональному объяснению, он – тайна»
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Н. А. БЕРДЯЕВА
«Человек - существо свободное,
созданное Богом, цель человека – творение»
Слайд 25
Концепции человека о его сущности и природе
Объективистская: человек
- продукт и носитель внешних объективных условий его существовании;
Субъективистская:
человек-это ,прежде всего, его внутренний, духовный мир;
Диалектико-материалистическая: человек есть неразрывное единство телесного, духовного и социального; продукт и творец общественных отношений; биопсихосоциальное существо.
Слайд 26
Человек как биосоциальное существо
Биологические факторы: гены, морфофизиологические, электрохимические,
нервно-мозговые и другие процессы организма
Социальные факторы: бытие человека в
социуме
Слайд 27
Человек - представитель Ноmo-sapiens, генетически связанный с другими
формами живого, наделен разумом, рефлексами, речью, способностью создавать орудия
труда;
Индивид - отдельный представитель человеческого рода;
Индивидуальность - уникальность, неповторимость, своеобразие интеллектуальных, эмоциональность и духовных и физических черт человека;
Личность – динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных, морально-нравственных и волевых качеств человека.