Слайд 2
Цель:
Сохранение народного
творчества, культурной самобытности, национальных традиций и обычаев.
Задачи:
представить историю
войлоковаляния
познакомить с традиционными приёмами изготовления и декорирования войлока
Слайд 4
Народное искусство Карачая
Наиболее распространенным и развитым видом народного искусства было изготовление
узорных войлоков, в котором карачаевцы и балкарцы сказали свое особое, неповторимое слово.
Карачаевцам были известны три вида техники изготовления узорных войлоков, причем каждый из них связан с определенным назначением вещи и специфичным для него орнаментом.
Слайд 5
Первый тип- войлоки со вкатанным узором
«Къолан кийиз»
В
"ала кийизах" наиболее древним и очень устойчивым термином было
наименование линейного начертания ромба - "кёз" (глаз). Ромб, расчлененный на 4 или 9 меньших ромбов, соответственно назывался "тёрт кёз" (четыре глаза) или "тогъуз кёз" - девять глаз. Ромб или квадрат, заключенный в ромб, называли "кёз ичинде кёз" (глаз в глазу).
Слайд 6
Второй тип- войлок с аппликацией
Такие войлоки иногда
называли "тиккен ала кийиз", т.е. шитый пестрый войлок. Но
чаще всего им сопутствовали названия, связанные с их назначением - "джыйгъыч кийиз" - войлок для полки с сундуками и постелями, и "къурукъ кийиз", которым украшали горизонтально подвешенный в жилище под потолком шест, на который вешали (перекидывая) наиболее нарядную выходную одежду. Эти войлоки делали очень тонкими и легкими, но плотными. Сочетание цветов было стойким: фон всегда черный, узоры белые или красные. Иногда встречались оба цвета узоров на одном войлоке.
Слайд 7
Третий тип – бичген кийиз(выкроенный войлок)
Войлоки
этого типа в Карачае встречались очень редко.
Сочетание
цветов не имеет постоянства, возможны резкие контрасты, использование в одном войлоке теплых и холодных цветов. Черный и белый применяются очень редко, в сочетании - никогда. Именно в этом виде войлоков более всего использовали покупные анилиновые красители.
Слайд 8
В народном быту балкарцев и карачаевцев, в
их жизненном укладе значение узорных войлочных ковров (кийиз) сохранилось
до наших дней. Их практические функции, основанные на использовании утепляющих свойств шерсти и соотносимые с требованиями декоративного искусства - создавать эстетическую атмосферу жилья - делали их очень популярными. Еще совсем недавно узорных войлоков - кийизов - было более многообразное применение: они не только служили украшением в доме, но и постелью, были необходимой принадлежностью народных обрядов, входили в состав приданого. Сложенные стопками на полках патриархального жилища, они демонстрировали не только достаток семьи, но и трудолюбие ее женщин. Ведь именно руками мастериц из поколения в поколение передавались и секреты технологии изготовления кийизов, и все богатство их орнаментики.
Слайд 10
Мне очень интересна эта тема, и я решил
исследовать – смог ли наш народ сохранить богатство народного
промысла. Посмотрите какие красивые вещи сейчас продаются из войлока на рынке!
Слайд 11
Наши любимые безрукавки, без которых не обходится ни
один человек, живущий на Кавказе.
Слайд 12
Орудия труда для изготовления войлочных изделий такие же
примитивные как и в 19,20 веках. Плетень, на котором
взбивают шерсть (джамчы четен), лучок, при помощи которого взбивают шерсть (джая), палочки (сабала), грубый гребень (таракъ), и щётка для поднятия ворса (джамчы таракъ).
Слайд 13
Мои исследования меня привели в Кумыш. Оказалось
что действительно, в настоящее время в основном изготавливают «ала
кийизы» традиционных узоров, чёрно-бело-серой расцветки и старой техники валяния. Их делают отдельные мастерицы, производство их налажено и в Учкулане.
Слайд 14
Укладывают приготовленную шерсть ровным слоем на специальную циновку
из камыша. Затем обрызгивают при помощи сита и закручивают
в циновку. Катают руками до тех пор, пока шерсть превратится в кошму.
Слайд 15
Горская женщина, -писал в начале 20века Тульчинский,-чрезвычайно трудолюбива,
где бы вы не встретили горскую женщину, у неё
неизменно в руках шерсть и веретено. В свадебном пожелании «алгъыше» у карачаевцев говорилось: «Пусть первый родившийся будет «таракъчы» (чесальщица шерсти), а второй будет «таякъчы» (т.е. пастух). Таким образом, этот промысел чрезвычайно развит и распространён.
Слайд 16
Развёртывают, накладывают второй слой из длинных волокон, снова
брызгают и снова валят. Приготовленный таким образом материал катают
уже не на циновке, а на плетне. Ворс поднимают при помощи особой щётки.
Слайд 17
чёрно-бело-серая расцветка, старой техники валяния
Слайд 18
Узорные войлочные ковры были распространены и у многих
других народов Северного Кавказа Г. Г. Маргграф писал в
конце прошлого века, что кавказские войлоки "отличаются большим изяществом, красятся цветами сплошь или узорами, или же разноцветные куски войлока вырезаются в причудливые формы и сшиваются узорами. Отделка таких ковров требует большого искусства и вкуса".
Кумыкский
Войлочный
Ковер
«Арбабаш»
Ковер
«Сырмак»
Ингушский
войлочный
ковер
Алтайский
войлочный ковер
Слайд 20
Среднеазиатский войлочный ковер(тиккен ала кийиз)
Войлочный ковер
«Текенет»
Башкирские
ковры
Войлочные ковры
изПузырыкского
кургана
Слайд 22
На степных просторах Евразии еще в древности
у тюркских и монгольских кочевников было высоко развито войлочное
производство, традиции которого дожили у ряда народов до современности. В поисках истоков традиций войлочного ковроделия на Кавказе можно обратиться к войлочному производству народов Южной Сибири, Центральной и Средней Азии более позднего времени, их богатым традициям в этой области.
Слайд 23
Войлочное производство у балкарцев и карачаевцев получило устойчивую
базу развития в условиях натурального скотоводческого хозяйства. Овечья шерсть
была продуктом домашнего производства.
Слайд 24
Намазлыкъла
Войлоки являлись не
только принадлежностью каждого дома, но скапливались в большом количестве
и в мечетях. Из традиционных "пестрых ковров" самыми маленькими по размерам считаются ритуальные коврики - намазлык. Сравнительно небольшая величина и форма обусловлены их назначением - служить подстилкой при совершении мусульманской ритуальной молитвы - намаза. Одна из сторон, обращенная к Мекке, делается закругленной. Сюда в полуциркулярное пространство вписываются символические знаки ислама - полумесяц со звездой, которые норой соседствуют с языческими элементами орнамента: розетками, составленными из треугольников или концентрических кругов. Расцветка намазлыков выделяется особой скупостью общей цветовой гаммы, чаще всего построенной на естественной тональности шерсти.
Слайд 25
Перебирая одежду в магазине, задерживаясь на
том, что по вкусу, мы и не задумываемся всерьез
о ткани, которую держим в руках. Но всегда в цене будут именно натуральные материалы. Им отдавали и отдают предпочтение дизайнеры одежды, ценя их природное происхождение и высокое качество. Почему же тогда так незаслуженно забыт наш родной, простой, но не менее интересный и ценный материал - войлок. Сейчас для нас он - пережиток прошлого, изделия из него можно увидеть лишь в музеях, сувенирных лавках, на выставках. Восстановить справедливость и вернуть войлоку и национальному орнаменту былую популярность решила наша землячка, молодой, но уже известный многим дизайнер одежды Альмира Атаева.
- да!
"Мода - это условность...", говорит известный модельер в
рейтинговой передаче на федеральном канале. А что, если постараться избавиться от этих условностей... Если отказывается от них потребитель, то говорят либо "у нее (него) свой стиль", либо "это просто безвкусица". А когда от условностей освобождается создатель одежды, тогда и возникают особенные, ни на что не похожие, оригинальные вещи "с именем".
Слайд 29
Древний не значит немодный.
Мадина Тебуева одна
из немногих моделирует и шьет модную и современную одежду
из войлока. Она мастерски чувствует материал, умеет с ним уверенно обращаться.
Слайд 30
АБДУЛЛАЕВА ХАЛИМАТ АХМАТОВНА
Как
рассказывает Халимат, работать с кийизом (войлоком) ее научила мать.
Когда в 1996 году она с матерью сваляла свой первый простейший кийиз, мать думала, что этим все и кончится: работа эта довольно хлопотная и тяжелая, уже почти забытая, да в общем-то никому и не нужная. О войлоке в наши дни вспоминают, когда речь заходит о какой-нибудь подарочной бурке, да и то только потому, что работа над ней оправдывает себя - стоимость настоящей бурки доходит до 70000 рублей. В наши дни кийизы также все реже и реже встречаются в виде напольных и настенных ковров.
Слайд 31
Дом – музей просветителя И.П. Крымшамхалова. В залах
выставлены уникальные войлочные ковры начала 19 века.
Слайд 33
Карачаевские войлоки индивидуальны – в каждом из них
огромное разнообразие узоров, мастерица вкладывала в них много труда
и выдумки, потому что на протяжении поколений эти войлоки носили имя мастера или владельца.
(войлоки начала 19 века)
Слайд 34
Напольный войлочный ковёр
(начало 19 века)
Слайд 35
Бытовые предметы народного творчества свидетельствуют об исторической судьбе
нашего народа. В них прослеживается и самобытность, и связь
с другими народами. В них частица души, вложенная трудолюбивыми горцами в каждое изделие. Они имеют научную и художественную ценность.