Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Античная философия

Содержание

ПЛАНОсобенности античной философской традиции.Досократичнская философия: проблема первоначала. Философия Милетской школы и ГераклитаПроблема бытия в Элейской школеФилософское учение ЭмпедоклаАнтичный атомизм ДемокритаКлассическая античная философия. Проблема человека и познания в философии софистов и СократаФилософское учение ПлатонаФилософское учение АристотеляФилософия эпохи
ТЕМА 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЛАНОсобенности античной философской традиции.Досократичнская философия: проблема первоначала. Философия Милетской школы и ГераклитаПроблема Предпосылки формирования философииКультурные: развитие греческой цивилизации в эпоху Гомера (XI-IX в. до гражданская идентичность: быть гражданином города не просто почетно, это значит быть человекомпубличность, Этапы развития античной философиидосократический этап (VII-VI в. до н.э.) : преобладают рассуждения Основные категории древнегреческой натурфилософииКОСМОС – гармоничный и прекрасный Досократическая натурфилософия  МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (г.Милет) – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Алкмеон…ГЕРАКЛИТ ФАЛЕС (ок. 625-547 до н.э.) АНАКСИМЕН (2-я пол. VI в. до н.э.)  Последний представитель милетской школы. Гераклит (ок. 544– 483 гг. до н.э., г.Эфес) Первооснова всего – огонь: Пифагорейский союзВ основе Вселенной число, которое является мистической сущностью - неизменной и άρχή мнения философов Досократическая  философияШкола элеатов (Парменид, Зенон)Атомистика: от Анаксагора к Демокриту Эмпедокл Школа элеатов:  Ксенофан, Парменид, ЗенонБытие - истинно сущее, настоящее, неизменное, единое, АПОРИИ ЗЕНОНААпория – букв. затруднительное, безвыходное положение, вопрос , заводящий в тупик.Апории: УЧЕНИЕ АТОМИСТИКИ /ДЕМОКРИТ Истоки - Анаксагор («семена вещей» и ими управляющая ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг. до н.э.)В основе строения Вселенной четыре неизменные ЭМПЕДОКЛРазвитие мира циклично, каждый цикл (период) господствует одна из сил, управляя мирозданием КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТИ СОФИСТЫ (Протагор, Горгий и др.) – платные учителя КЛАССИКА V-IV в. до н.э.  СОКРАТ СОКРАТ(ок. 470 – 399г. До н.э.)  «Я знаю, что я ничего не знаю» ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ЖИВОЕ РАССУЖДЕНИЕФОРМА – ДИАЛОГ, БЕСЕДА ПРЕДМЕТ – духовно-нравственные проблемы СОКРАТ ПЛАТОН (427-347 до н.э.)Аристократ, философией начинает заниматься под влиянием Сократа;Свои философские идеи УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ ДВА МИРА: мир истинного бытия, неподвижный и постоянный МИР ИДЕЙСОВЕРШЕННЫЙ, ВЕЧНЫЙ,НЕИЗМЕННЫЙ, ПОДЛИННЫЙ,умопостигаемыйМИР ВЕЩЕЙНЕСОВЕРШЕННЫЙ, ВРЕМЕННЫЙ, НЕПОСТОЯННЫЙ, НЕНАСТОЯЩИЙ,чувственно воспринимаемый ЖИЗНЬ КАК В ПЕЩЕРЕЖИЗНЬ КАК В ПЕЩЕРЕПеред нами только тени – искаженные образы подлинного мира Душа человека принадлежит миру идей; тело – миру становления ТЕОРИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ Теория души и теория государстваВ идеальном государстве мудрецы (философы) управляют, воины – ПЛАТОН МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕКритика теории идей Платона Аристотель (384-322 до н.э.)Ученик Платона, учитель Александра Македонского;Основал философскую школу – Ликей;Труды КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЯ ПО АРИСТОТЕЛЮТеоретическое (философия, математика, физика)Практическое (этика и политика)Созидательное (искусства, МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯМЕТАФИЗИКА – «то, что после физики» (Андроник Родосский, I в. до Четыре причины всякой вещи Причины вещи (по Аристотелю)формальная –геометрическая форма вазы, внешний видматериальная – глина, из УСТРОЙСТВО МИРА (ЛЕСТНИЦА БЫТИЯ) ЭЛЛИНИЗМ (3 в. до н.э. – 1 в. н.э.)У нас нет никаких ЭПИКУРЕИЗМ (Эпикур)  Наслаждайся, но обдуманно!Избегай страдания и получай наслаждениеНет кратковременным удовольствиям, СТОИКИ (Зенон из Китиона,Клеанф,Хрисипп,Сенека, Эпиктет…) Судьба неотвратима, все упорядочено в мире логосом СКЕПТИКИ (Пиррон, Тимон, Карнеад)Чувства – обманчивы, разум – фантазирует, каждый все воспринимает Античная философия (схема)СЕМЬ МУДРЕЦОВСОКРАТАРИСТОТЕЛЬПЛАТОНсофистыаристотелизмнеоплатонизмкиникикиренаикимегарикипоздняя философия
Слайды презентации

Слайд 2 ПЛАН
Особенности античной философской традиции.
Досократичнская философия: проблема первоначала.
Философия

ПЛАНОсобенности античной философской традиции.Досократичнская философия: проблема первоначала. Философия Милетской школы и

Милетской школы и Гераклита
Проблема бытия в Элейской школе
Философское учение

Эмпедокла
Античный атомизм Демокрита
Классическая античная философия.
Проблема человека и познания в философии софистов и Сократа
Философское учение Платона
Философское учение Аристотеля
Философия эпохи эллинизма (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм).
 


Слайд 3 Предпосылки формирования философии

Культурные:
развитие греческой цивилизации в эпоху

Предпосылки формирования философииКультурные: развитие греческой цивилизации в эпоху Гомера (XI-IX в.

Гомера (XI-IX в. до н.э.) и великой колонизации (VIII-VI

в. до н.э.);
начала наук (математики, астрономии, технознания и др);
контакты с другими культурами средиземноморья;
Социальные:
появление аристократии;
формирование полисной организации ;
появление демократической формы правления


Слайд 4 гражданская идентичность: быть гражданином города не просто почетно,

гражданская идентичность: быть гражданином города не просто почетно, это значит быть

это значит быть человеком
публичность, необходимость участия в общественных делах

(иногда даже за собственные средства) и событиях на агоре
состязательность (агональность), дух соревнования
плюрализм мнений в условиях демократии

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ
ГРАЖДАН ПОЛИСА


Слайд 5 Этапы развития античной философии
досократический этап (VII-VI в. до

Этапы развития античной философиидосократический этап (VII-VI в. до н.э.) : преобладают

н.э.) : преобладают рассуждения о природе; проблема первоначала, бытия,

движения;

Классический этап (V-IV в. до н.э.): появляются оригинальные философские системы; эпоха Сократа, Платона, Аристотеля;

Эпоха эллинизма (III-I в. до н.э.): интерес к духовно-нравственным проблемам личности; стоицизм, эпикуреизм, скептицизм;

Слайд 6 Основные категории древнегреческой натурфилософии

КОСМОС – гармоничный и прекрасный

Основные категории древнегреческой натурфилософииКОСМОС – гармоничный и прекрасный   			окружающий

окружающий мир; «порядок», «лад»;
ФЮСИС –

«рост», «самопроизростание сущего», природа; в ней действуют естественные, невидимые человеку силы;
ЛОГОС – разумное слово, в котором выражается истина;
АРХЭ – Первоначало, первопричина

Слайд 7 Досократическая натурфилософия

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (г.Милет) – Фалес, Анаксимен,

Досократическая натурфилософия МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (г.Милет) – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Алкмеон…ГЕРАКЛИТ

Анаксимандр, Алкмеон…
ГЕРАКЛИТ (г.Эфес)
ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ (Пифагор и его последователи)


Слайд 8 ФАЛЕС (ок. 625-547 до н.э.)

ФАЛЕС (ок. 625-547 до н.э.)

Первый философ. Жил в полисе
Милет, который находится в Ионике
(в Малой Азии на территории
современной Турции). Основатель
первой философской школы.
Занимался математикой, астрономией
и метеорологией. Строил инженерные
сооружения. Один из семи легендарных
мудрецов Греции (вместе с Биантом,
Питтаком, Клеобулом и др.).

Слайд 10 АНАКСИМЕН (2-я пол. VI в. до н.э.)

АНАКСИМЕН (2-я пол. VI в. до н.э.) Последний представитель милетской школы.

Последний представитель милетской школы. Считал, что происхождение мира напоминает

валяние шерсти, только материалом служит воздух. Земля похожа на плоский стол и удерживается в центре мира воздухом. Звезды «вбиты» в твердое небо подобно гвоздям.

Слайд 11 Гераклит (ок. 544– 483 гг. до н.э., г.Эфес)

Гераклит (ок. 544– 483 гг. до н.э., г.Эфес) Первооснова всего –



Первооснова всего – огонь: «Мир есть
вечный огонь, мерами

возгорающийся
и мерами погасающий…»
Осмысливает проблему движения как способа существования всего сущего: «Все течет , все изменяется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же воду»

Слайд 12 Пифагорейский союз
В основе Вселенной число, которое является мистической

Пифагорейский союзВ основе Вселенной число, которое является мистической сущностью - неизменной

сущностью - неизменной и вечной
Вопрос о первоначале должен решаться

не исходя из материальных элементов, а исходя из структур, форм, математических соотношений: вещи исчезают, а формы и математические константы неизменны.
Математика приобретает мистический характер, и устройство Вселенной понимается здесь как «музыка чисел».


Слайд 13 άρχή мнения философов

άρχή мнения философов

Слайд 14 Досократическая философия

Школа элеатов (Парменид, Зенон)
Атомистика: от Анаксагора к

Досократическая философияШкола элеатов (Парменид, Зенон)Атомистика: от Анаксагора к Демокриту Эмпедокл

Демокриту
Эмпедокл


Слайд 15 Школа элеатов: Ксенофан, Парменид, Зенон
Бытие - истинно сущее,

Школа элеатов: Ксенофан, Парменид, ЗенонБытие - истинно сущее, настоящее, неизменное, единое,

настоящее, неизменное, единое, неделимое, истинное, познаваемое только с помощью

мышления.
Небытие – противоположность: непостоянство и переменчивость. Мир с его постоянным движением и изменением, переменчивостью - только кажущийся феномен, который человек принимает за истинную реальность. «Бытие есть, а небытия нет»:
Непостоянство и переменчивость небытия постигается органами чувств. Неподвижность и целостность бытия познается только разумом.


Слайд 16 АПОРИИ ЗЕНОНА
Апория – букв. затруднительное, безвыходное положение, вопрос

АПОРИИ ЗЕНОНААпория – букв. затруднительное, безвыходное положение, вопрос , заводящий в

, заводящий в тупик.
Апории: «стрела», «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия».
бытие

едино и неподвижно, а множественность и движение, присущие небытию, не могут быть мыслимы без противоречия.



Слайд 17 УЧЕНИЕ АТОМИСТИКИ /ДЕМОКРИТ Истоки - Анаксагор («семена вещей» и

УЧЕНИЕ АТОМИСТИКИ /ДЕМОКРИТ Истоки - Анаксагор («семена вещей» и ими

ими управляющая сила – «нус»), Левкипп.
Демокрит:
материя

состоит из «атомов» («неделимых»), которые несотворимы, неуничтожимы и неизменны.
атомы разделены пустотой, их нельзя видеть – только мыслить
атомы различаются по форме и величине, двигаясь в пустоте, они сцепляются между собой в силу различных форм и образуют «все то, что есть и что мы видим»
распад атомов ведет к гибели тел
причиной всего сущего объявляется беспорядочное движение и столкновение атомов: движение присуще атомам в естественном состоянии, бесконечное множество атомов постоянно движется в бесконечной пустоте.


Слайд 18 ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг. до н.э.)
В основе

ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг. до н.э.)В основе строения Вселенной четыре

строения Вселенной четыре неизменные стихии – огонь, вода, земля

воздух/эфир.
Две главные силы – Любовь (Филия) и Вражда (Нейкос) обеспечивают постоянное движение развитие мира. Сила любви притягивает элементы мироздания, сближает и созидает. Сила вражды разъединяет, обособляет и разрушает

Слайд 19 ЭМПЕДОКЛ
Развитие мира циклично, каждый цикл (период) господствует одна

ЭМПЕДОКЛРазвитие мира циклично, каждый цикл (период) господствует одна из сил, управляя

из сил, управляя мирозданием («То любовью соединяется все воедино,

то, напротив, Враждою ненависти все несется в разные стороны»)
Развитие мира: от бескачественного шара к многоообразию форм жизни .



Слайд 20 КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТИ
СОФИСТЫ (Протагор, Горгий и

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТИ СОФИСТЫ (Протагор, Горгий и др.) – платные

др.) – платные учителя мудрости
«проверка на прочность» средствами логики

всякого утверждения, некритически принятого мнения; стремление находить и разрешать противоречия в мышлении, не принимать ничего на веру;
Сенсуализм и субъективизм;
Признание относительности познания, морали, права.


Слайд 21 КЛАССИКА V-IV в. до н.э.
СОКРАТ

КЛАССИКА V-IV в. до н.э. СОКРАТ    ПЛАТОН

ПЛАТОН

АРИСТОТЕЛЬ
(470-390 до н.э.) (427-347 до н.э.) (384-322 до н.э.)

Слайд 22 СОКРАТ(ок. 470 – 399г. До н.э.)
«Я знаю,

СОКРАТ(ок. 470 – 399г. До н.э.) «Я знаю, что я ничего не знаю»

что я ничего
не знаю»


Слайд 23 ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ЖИВОЕ РАССУЖДЕНИЕ
ФОРМА – ДИАЛОГ, БЕСЕДА

ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ЖИВОЕ РАССУЖДЕНИЕФОРМА – ДИАЛОГ, БЕСЕДА ПРЕДМЕТ – духовно-нравственные

ПРЕДМЕТ – духовно-нравственные проблемы человека (поиск истины, смысла жизни,

образа жизни, отношение к смерти)
МЕТОДЫ СОКРАТА:

ИРОНИЯ –порождение сомнения у собеседников в истинности традиционных мнений;
МАЙЕВТИКА – искусство повивальной бабки – наводящие вопросы, «вспоможение» в поисках истины;
ДИАЛЕКТИКА – полемика, критический анализ мнений.

Слайд 24 СОКРАТ

СОКРАТ

Слайд 25 ПЛАТОН (427-347 до н.э.)
Аристократ, философией начинает заниматься под

ПЛАТОН (427-347 до н.э.)Аристократ, философией начинает заниматься под влиянием Сократа;Свои философские

влиянием Сократа;
Свои философские идеи излагает в диалогах – Тимей,

Федон, Пир, Законы, Государство, Апология Сократа и др. (всего 23)
В возрасте 40 лет основал Академию, которая просуществовала около тысячи лет

Слайд 26 УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ
ДВА МИРА:
мир истинного

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ ДВА МИРА: мир истинного бытия, неподвижный и

бытия, неподвижный и постоянный (мир идей),
мир «становления», непостоянный

и переменчивый, движущийся и обманчивый, делимый и смертный ( мир чувственный, мир к которому принадлежит человеческое смертное существование) .



ИДЕИ:
Идеи – праобразы всех вещей и явлений реальности
Идеи вечны, неизменны, божественны, едины, познать их способен лишь человеческий разум, чувствам они не доступны
Идеи, являясь высшим благом, находятся «по ту сторону» реального мира, они имеют единую сущность, суть их единства – в сопричастном (совместном) стремлении к высшему благу.

ВЕЩИ И ЯВЛЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ (мира – становления) существуют только в силу их причастности идеям


трансцендентное


Слайд 27 МИР ИДЕЙ
СОВЕРШЕННЫЙ, ВЕЧНЫЙ,
НЕИЗМЕННЫЙ, ПОДЛИННЫЙ,
умопостигаемый
МИР ВЕЩЕЙ
НЕСОВЕРШЕННЫЙ, ВРЕМЕННЫЙ, НЕПОСТОЯННЫЙ, НЕНАСТОЯЩИЙ,
чувственно

МИР ИДЕЙСОВЕРШЕННЫЙ, ВЕЧНЫЙ,НЕИЗМЕННЫЙ, ПОДЛИННЫЙ,умопостигаемыйМИР ВЕЩЕЙНЕСОВЕРШЕННЫЙ, ВРЕМЕННЫЙ, НЕПОСТОЯННЫЙ, НЕНАСТОЯЩИЙ,чувственно воспринимаемый

воспринимаемый


Слайд 28 ЖИЗНЬ КАК В ПЕЩЕРЕ
ЖИЗНЬ КАК В ПЕЩЕРЕ









Перед нами

ЖИЗНЬ КАК В ПЕЩЕРЕЖИЗНЬ КАК В ПЕЩЕРЕПеред нами только тени – искаженные образы подлинного мира

только тени – искаженные образы подлинного мира


Слайд 29 Душа человека принадлежит миру идей; тело – миру

Душа человека принадлежит миру идей; тело – миру становления ТЕОРИЯ

становления

ТЕОРИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУШ (МЕТЕМПСИХОЗ)
Только самые совершенные души остаются в

совершенном мире идей
ПОЗНАНИЕ КАК ПРИПОМИНАНИЕ (АНАМНЕЗИС)
Любой акт познания, обучения – есть процесс воспоминания



Слайд 30 Теория души и теория государства
В идеальном государстве мудрецы

Теория души и теория государстваВ идеальном государстве мудрецы (философы) управляют, воины

(философы) управляют, воины – защищают, ремесленники и крестьяне –

трудятся для создания материальных благ

Слайд 31 ПЛАТОН МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ
Критика теории идей Платона

ПЛАТОН МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕКритика теории идей Платона

Слайд 32 Аристотель (384-322 до н.э.)
Ученик Платона, учитель Александра Македонского;
Основал

Аристотель (384-322 до н.э.)Ученик Платона, учитель Александра Македонского;Основал философскую школу –

философскую школу – Ликей;
Труды во многих областях знания (психология,

физика, этика, основатель логики/силлогистика); систематизация знания
Труды: Органон, физика, Метафизика и др.


Слайд 33 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЯ ПО АРИСТОТЕЛЮ
Теоретическое (философия, математика, физика)
Практическое

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЯ ПО АРИСТОТЕЛЮТеоретическое (философия, математика, физика)Практическое (этика и политика)Созидательное

(этика и политика)
Созидательное (искусства, ремесла, все прикладные знания)

Чем более

знание далеко от утилитарных целей – тем оно ценнее

Слайд 34 МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ
МЕТАФИЗИКА – «то, что после физики» (Андроник

МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯМЕТАФИЗИКА – «то, что после физики» (Андроник Родосский, I в.

Родосский, I в. до н.э.)
Метафизика – первая философия
Физика –

вторая философия
МЕТАФИЗИКА – НАУКА О НАЧАЛАХ (о сущностях, причинах, целях)
Метафизика изучает «сущее само по себе», «сущее как сущее», безотносительно к его конкретным проявлениям
Сущности, причины, цели постигаются только разумом, а не чувствами


Слайд 35 Четыре причины всякой вещи

Четыре причины всякой вещи

Слайд 36 Причины вещи (по Аристотелю)
формальная –
геометрическая форма вазы, внешний

Причины вещи (по Аристотелю)формальная –геометрическая форма вазы, внешний видматериальная – глина,

вид
материальная –
глина, из которой она изготовлена
движущая –
рука мастера,

который ее сделал

целевая –
предназначение амфоры


Слайд 37 УСТРОЙСТВО МИРА (ЛЕСТНИЦА БЫТИЯ)

УСТРОЙСТВО МИРА (ЛЕСТНИЦА БЫТИЯ)

Слайд 38 ЭЛЛИНИЗМ (3 в. до н.э. – 1 в.

ЭЛЛИНИЗМ (3 в. до н.э. – 1 в. н.э.)У нас нет

н.э.)
У нас нет никаких возможностей для изменения общества: следовательно,

нужно сосредоточиться на том, как человеку достичь личного счастья
Главные проблемы философии эллинизма: индивид, счастье индивида, этика и практика жизненного поведения

Слайд 39 ЭПИКУРЕИЗМ (Эпикур)
Наслаждайся, но обдуманно!
Избегай страдания и получай

ЭПИКУРЕИЗМ (Эпикур) Наслаждайся, но обдуманно!Избегай страдания и получай наслаждениеНет кратковременным удовольствиям,

наслаждение
Нет кратковременным удовольствиям, которые могут потом привести к страданию;
Стремись

к тем благам, которые можешь контролировать;
Избегай надуманных потребностей и страхов;
Скепсис в отношении политики, гос-ва – проживи незаметно!


желания естественные и необходимые
Желания естественные, но не необходимые/умерять
Желания неестественные и не необходимые/подавлять


Слайд 40 СТОИКИ (Зенон из Китиона,Клеанф,Хрисипп,Сенека, Эпиктет…)
Судьба неотвратима, все

СТОИКИ (Зенон из Китиона,Клеанф,Хрисипп,Сенека, Эпиктет…) Судьба неотвратима, все упорядочено в мире

упорядочено в мире логосом («Согласного судьбы ведут, а несогласного

тащат…»)
У человека нет свободы действий: живи внутренним миром
Цель – апатия (бесстрастие) к внешним поворотам судьбы

«Не стремись к тому, чтобы происходящее происходило так, как ты того желаешь, но желай, чтобы происходящее происходило так, как оно происходит и ты будешь счастлив»


Слайд 41 СКЕПТИКИ (Пиррон, Тимон, Карнеад)
Чувства – обманчивы, разум –

СКЕПТИКИ (Пиррон, Тимон, Карнеад)Чувства – обманчивы, разум – фантазирует, каждый все

фантазирует, каждый все воспринимает «на свой лад» и истолковывает

по-своему;
Отказ от суждений и безразличие ко всему;
Атараксия – невозмутимое, безмятежное состояние души.

  • Имя файла: antichnaya-filosofiya.pptx
  • Количество просмотров: 197
  • Количество скачиваний: 0