Слайд 2
Введение
Вопросы экологии и охраны окружающей среды по своей
значимости стали одной из главных проблем XXI в.
Вступление
человечества в эпоху научно-технической революции с ее бурным развитием различных отраслей знания, невиданным прогрессом в области технологии, открытием новых видов энергии, новых материалов и химических веществ, активным вмешательством в природу, при всей непредсказуемости и не исследованности вероятных последствий такого вмешательства в его современных глобальных масштабах - все это и привело к нынешнему крайне тревожному положению в области охраны окружающей среды.
Слайд 3
Введение
Изучение природы является основой практической деятельности человека. Проблема
отношения человека к природе, понимание ее места в мироздании
всегда выступала актуальной проблемой любой цивилизации, центром научных и философских систем, социальных и политических программ.
Сейчас изучение взаимоотношений человека с природой является особо актуальным. Землетрясения, цунами, извержения вулканов, наводнения становятся обычными явлениями. Почему же раньше такие случаи были единичны? Не связано ли это с отношением человека к природе? Чтобы ответить на эти вопросы мы обращаемся к одной из мировых религий - исламу.
Слайд 4
Представление о природе и человеке
Мусульманское представление о природе
и человеке носит сакральный характер, ибо и человек, и
природа - великие священные творения Бога. В исламе человек несет ответственность перед Богом за сохранность чистоты и красоты природы. Мусульманские ученые-богословы говорят, что любить Аллаха означает любить его творения: природу, человека, животный и растительный мир. Если нарушается гармония в отношении людей к природе, возникает экологическая угроза. Природа беззащитна перед бездушной и небережливой деятельностью людей.
Слайд 5
Для мусульманина все, что связано с природой, имеет
морально-нравственное значение. Многовековая история мусульманских предков свидетельствует об их
благоговейном отношении к среде обитания. Они не имели научных знаний о природе, но жизненный опыт научил их беречь ее первородную чистоту и гармонию. Мусульманское право осуждает собственников, которые по каким-либо причинам не возделывают свои земли и при этом никому их не уступают. Бывали случаи, что правители отбирали невозделанные земли у их владельцев и передавали другим. Такая мера предотвращала социальный и экономический кризис.
Слайд 6
Разновидности грехов человека перед природой зафиксированы в шариате,
который представляет собой совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм
ислама и охватывает значительную часть жизни каждого мусульманина. Так, пророк Мухаммед говорил, что вода, пастбища и соль являются общими. Также в Коране утверждается, что Бог сотворил и небо, землю и животных, чтобы они приносили пользу людям. Долг каждого человека - охранять землю и соразмерно использовать ее блага. Для мусульман грехом считается даже проклинать природу, так как Мухаммед говорил: «Не ругайте природу, потому что она подчиняется Господу».
Слайд 7
Пророк и его последователи внушали людям заботу и
любовь к животным, которые облегчали их труд. Ответственным грехом
считается ударить животное. Запрещено всякого рода обращение с животными, которое не соответствует природному их назначению, например, нельзя ездить на корове верхом или класть груз на ее спину. Необходимо заботиться о хорошем корме и чистом содержании животных. Не дозволяется отрезать у живого животного какую-либо часть его тела. Также запрещается делать животное мишенью для стрельбы. Не дозволяется подходить по ночам к месту, избранному птицами для отдыха. Запрещается устраивать зрелища из боя птиц и животных. Нельзя также выщипывать перья из птицы до ее заклания (убийства с целью принятия в пищу или в качестве жертвоприношения).
Слайд 8
Особое место в исламе занимает жертвоприношение, смысл которого
заключается не в том, чтобы убить животное, а в
том, чтобы пожертвовать часть своего имущества в пользу голодных. Верующему важно понять, что убийство животного ничего не дает ему без искреннего намерения пожертвовать часть имущества в пользу голодных братьев и сестер по вере. Более того, убийство животного без такого намерения есть деяние греховное, ведущее в Огонь, то есть в ад. Согласно вероучению ислама, в Судный день воробей будет обличать человека: «Господь, он убил меня напрасно, безо всякой пользы!». Верующие в Аллаха и в Судный день должны сторониться языческого суеверия, будто бы смерть животного предотвращает какое-то несчастье человека.
Слайд 9
Верующие, которые пользуются разрешением Аллаха употреблять в пищу
мясо животных и птиц, должны следить за тем, чтобы
в общинах строго соблюдались условия, предписанные пророком Мухаммедом.
Животное, предназначенное для жертвоприношения или просто в пищу должно содержаться в гуманных условиях, приближенных к естественной жизни, должно быть выкормлено естественным кормом и не иметь существенных дефектов.
Смысл закалывания заключается в том, чтобы умертвить животное скорейшим и наименее мучительным способом. Запрещается разрывать животное зубами или ногтями, поскольку это причинит животному дополнительную боль.
Слайд 10
В исламе есть животные, предназначенные для «курбана» -
поклонения, совершаемого имуществом. Курбан - это жертвоприношение, совершаемое во
имя Аллаха и являющееся благодарностью за те дары, которые Аллах дал человеку.
Жертвоприношение, совершенное состоятельными мусульманами и распределение мяса среди бедных людей служат укреплению дружбы, братства и любви среди мусульман. Также ислам требует строго соблюдать и правила охоты. Нельзя резать животное в присутствии другого животного. Нельзя затачивать нож или другой инструмент, используемый для заклания, в присутствии животного. Нельзя резать животное тупым ножом, принося ему тем дополнительные страдания. Тяжким грехом считается бросить в огонь какое-либо животное, даже если это блоха, комар или другое мелкое насекомое. Существует легенда о том, что некоторые последователи Мухаммеда надевали на ноги колокольчики, чтобы мелкие существа, услышав звон, отдалялись и не попадали им под ноги.
Слайд 11
Заключение
Ислам, как и большинство других религий, является одним
из важнейших оснований и источников экологической этики. Язык религии
ближе всего к языку нравственности.
Мы уверены, что этика ислама может разбудить в людях сознание, отличающееся от материального технологического мышления. Ислам помогает людям осознать, что их контроль над живым миром небезграничен, и что их потребительское отношение и манипулирование пpиpодой могут обернуться против них самих.
Слайд 12
Этические принципы защиты природы (согласно исламу):
окружающая среда -
это Божье творение и защищать ее - значит сохранять
ее ценности как проявление Божьего духа;
все части природы существуют для восхваления своего Создателя;
все законы природы сотворены Богом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни. Попытки нарушить закон Бога должны пресекаться;
Слайд 13
Этические принципы защиты природы (согласно исламу):
человечество - это
не единственное сообщество живых существ в мире. И, как
считал пророк Мухаммед, все живые создания достойны защиты и доброго обращения;
необходимо также сохранять баланс Вселенной, созданной Богом, так как «все им вымерено»;
природа создана не только для нынешнего поколения;
исламская экологическая этика отталкивается от той концепции, что все человеческие взаимоотношения основываются на справедливости и равенстве.
Слайд 14
Таким образом, ислам предлагает уникальный набор моральных ценностей
и эколого-этических правил для управления отношений между людьми и
природой. Ислам также санкционирует и предлагает суровые наказания тем, кто не обращается с Божьими созданиями должным образом. На наш взгляд, современный технократический мир нуждается в такой суровой, но справедливой этике.