Слайд 2
Краткая биография Иммануила Канта
Иммануил Кант родился в
Прусском королевстве в 1724 году, в городе Кенигсберге, в
семье мастерового - мастера седельного цеха. Окончил гимназию и Кенигсбергский университет. Поначалу работал домашним учителем, с 1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и лишь в 46 лет (в 1770 году) получил профессорскую кафедру логики и метафизики (был деканом факультета и дважды избирался ректором университета). В ходе семилетней войны Кенигсберг был занят русскими войсками, а в 1794 году Иммануил Кант избирается членом Российской академии.
Хотя книги Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую известность он получил лишь в последнее десятилетие XVIII века. Чувствуя, что начал дряхлеть, Кант оставляет преподавательскую деятельность, но продолжает свои философские исследования.
В 1804 году Кант умер. Он похоронен в Кенигсберге (Калининграде) на Острове Канта.
Слайд 3
Вехи его творчества
Вехи творчества Канта можно разделить на
две части:
I. Докритический период (1746 – 1770).
II. 1770 г.
– начало «критического» периода в его философии.
1781 г. вышел «Критика чистого разума» - главный гносеологический труд Канта.
1788 г. – «Критика практического разума», 1797 г. – «Метафизика нравов».
1790 г. – «Критика способности суждения», 3-я, завершающая часть философской системы Канта.
1793 г. – обойдя цензуру, кант печатает главу из трактата «Религия в пределах только разума», затем всю книгу и статью «конец всего сущего», направленные против ортодоксальной религии, за что король Фридрих Вильгельм II сделал философу выговор. Но после смерти короля кант в 1798 г. издал «спор факультетов», где настаивал, что священное писание надо считать «сплошной аллегорией».
Слайд 4
Иммануила Канта принято называть "основоположником немецкой классической философии".
Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном
развитии.
Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек.
Одна из важных идей Канта - сделать предметом философского анализа не эмпирический субъект, а трансцедентальный, то есть познавательную природу человека как такового. Это ещё раз подчёркивает новую онтологическую реальность, выделенную в кантовской теории познания.
Слайд 5
Как бы не отличались между собой
предметы естественных наук, научное знание о них возможно, если
рассудок мыслит предметы и явления природы как производные трех законов:
1) закона сохранения субстанции;
2) закона причинности;
3) закона взаимодействия субстанций.
Слайд 6
"Критики" - вопрос о возможности априорных синтетических суждений
в "метафизике", т.е. в теоретической философии.
Рассмотрение этого вопроса
Кант приурочивает к исследованию способностей разума. Кант рассматривает разум, как способность умозаключения приводящую к возникновению "идей". По Канту идеи - понятия о безусловном, а так как все, что дано нам в опыте, обусловлено, то предмет идей есть, то, что никогда не может быть воспринято чувствами в опыте.
Слайд 7
Основные идеи учения:
1. Познание человеком мира имеет свои
границы.
2. В предмете различаются две стороны:
а)
явления – это внешняя сторона предмета, та, что познается нами с помощью органов чувств (то, что нам через них является);
б) сущность вещи – ее главные, внутренние качества, основа вещи, отличающая ее от всех других вещей.
3. Сущность и явления не совпадают друг с другом.
4. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и принципиально непознаваема. Поэтому это – т.н. «вещь в себе».
5. Явления человек способен познать с помощью органов чувств. Поэтому явления – открыты для познания. Это т.н. «вещь для нас».
Например: человек.
Явления человека – его внешность, поведение на людях.
Сущность человека – его внутреннее содержание, духовный мир, душа.
Слайд 8
Причины непознаваемости сущности (по Канту):
1. Бесконечность и изменчивость
мира;
2. Нравственная целесообразность ограниченности познания человека, т.к. иначе человек
может возомнить себя Богом.
Слайд 9
А нужно ли человеку все знать?
Пример: использование атомного
оружия.
Слайд 10
Выводы:
В своем учении Кант обращает внимание на:
1.
Качественную, принципиальную разницу между категориями «сущность» и «явление»;
2. Трудность
и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью.