Слайд 2
Биография
Марк Захарович Шагал в еврейской семье на окраине
Витебска. Значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме
своего деда в местечке Лиозно.
С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище.
В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих
Марк Шагал знакомиться с Бертой (Беллой) Розенфельд, с которой связана любовная тема в его творчестве.
В 1911 году Шагал на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами.
Слайд 3
25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с
Беллой. В 1916 году них родилась дочь Ида.
В сентябре
1915 года Шагал уезжает в Петроград, поступает на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году вступает в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году с семьей возвращается в Витебск.
После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии.
В 1920 году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр.
В 1922 году вместе с семьей уезжает сначала в Литву, а затем в Германию. Осенью 1923 года семья Шагала уезжает в Париж.
Слайд 4
Летом 1941 года семья Шагала приезжает в Нью-Йорк
из Парижа.
2 сентября 1944 года, Белла умирает от
сепсиса в местной больнице.
Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии — 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид Макнилл. Через три года Вирджиния неожиданно сбегает от него с любовником и забирает с собой сына.
12 июля 1952 года Шагал женится на «Ваве» — Валентине Бродской, владелице лондонского салона моды. Но музой всю жизнь оставалась только Белла.
В 1966 году Шагал переезжает в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы — Сен-Поль-де-Вансе.
В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посещает Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее.
Слайд 5
В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей
награды Франции — Большого креста Почётного легиона, а в
1977—1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника.
Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище
Слайд 6
Творчество
Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его
национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием.
«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.
Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство»)
Слайд 7
Любовь к родному городу — Витебску — стала
основой для написания десятков картин, в том числе одной
из самых известных работ мастера: Окно. Витебск, 1908.
Полотна Шагала — это манифест любви, сила которой позволяет нарушить законы природы и воспарить над землей. Любви, не подвластной времени и расстояниям.
Для полотен Шагала характерны цветовые преувеличения: это «визитная карточка» творчества художника. Как символист, он использует цвета в качестве символов, как импрессионист — использует цвет как основное средство выражения.
Огромное впечатление на Шагала произвели старинные русские иконы и их чистые тона, а также то глубокое значение, которое закладывалось в основные цвета.
Слайд 8
В иконописи приняты такие толкования цветов:
Красный — цвет
мучений и крови, цвет жертвы, которую принес Христос. В
ином контексте красный может означать животворящую энергию и тепло.
Зеленый — цвет природы, жизни и вечного обновления.
Синий и голубой — цвет Богоматери, объединивший в себе все небесное и земное. Также эти цвета символизируют бесконечность неба, вечный мир.
Белый — цвет божественного света. Он символизирует чистоту, простоту и святость.
Коричневый — цвет земли, праха, всего тленного и временного.
Черный — цвет смерти и зла. Еще одно значение — символ тайны.
Марк Шагал использовал язык цветов в своих работах — на первый взгляд простых, но содержащих в себе многослойную символику.
Слайд 9
Все творчество Марка Шагала пронизано религиозными мотивами.
Животных художник
часто изображал в качестве жертв, которые искупают свои грехи
— это отношение присуще иудаизму. Шагал изображает время так, как оно воспринимается в иудаизме, — это поток, в котором будущее, настоящее и прошлое взаимосвязаны.
На творчество Шагала повлиял хасидизм(религиозное течение в иудаизме). Черты, характерные для хасидизма, пропитали все его работы: многие картины Шагала, даже несмотря на тяжелую смысловую нагрузку, будто светятся радостью, а образы на полотнах — очень выразительны.
Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.
Слайд 10
Картины:
"Маленькая гостиная", 1908.
"Покойник (Смерть)", 1908.
«Белла и Ида
у окна».1916
«Окно. Витебск».1908
"Война", 1915.
«Белое распятие». 1938
"Семья
(Святое семейство)", 1909.
Слайд 11
"Музыка", 1920 год.
В панно "Музыка" Шагал воссоздает сюжет,
который не раз возникал в его живописи с 1908
года. Скрипач на крыше покосившихся витебских домов - означает у Шагала вселенский характер творчества. Музыкант играет и молится одновременно (о чем свидетельствует его одеяние), напоминая медиума, через которого передается божественное начало. Тем не менее, фигура скрипача окружена многочисленными картинками повседневной жизни, а в верхней части полотна художник поместил подобие "черного квадрата" Казимира Малевича, как бы продолжая начатый еще в Витебске спор с создателем супрематизма.