Слайд 34
Правила игры.
1. Первое правило шахматной игры для
начинающих: "Тронул — ходи!". Это правило следует понимать буквально:
даже нечаянно дотронувшийся до своей или чужой фигуры шахматист должен соответственно сделать этой фигурой ход или взять фигуру противника (за исключением тех случаев, когда упомянутое невозможно). При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать: «Поправляю».
2. Второе правило игры в шахматы - "Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры".
3. Третье правило из незыблемых - "Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью".
4. Четвертое правило игры в шахматы - "Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается".
5. Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции.
6. Играть надо молча, не спеша.
7. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывать варианты.
8. Нельзя мешать партнеру думать.
9. Нельзя подсказывать игрокам.
10. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
11. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
12. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнеру.
Слайд 35
СОВЕТЫ ПО ПРАВИЛАМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Вышесказанного
достаточно, чтобы вы сели играть в шахматы – с
другом, с ребенком или же просто с компьютерной программой. Но, чтобы играть успешно, требуется как минимум учитывать кое-что еще.
Во-первых, всегда думайте: почему противник пошел так или иначе? Что он замышляет? Если вы разгадаете его замысел, то с большой вероятностью сумеете найти защиту.
Во-вторых, старайтесь разработать свой план. К примеру, нет смысла просто так ставить «шах», просто чтобы гордо произнести это слово, если соперник легко может защититься от вашего одиночного выпада. А вот если вы начнете атаковать вражеского короля сразу несколькими фигурами вашей «армии», то это будет иметь куда больший эффект.
В-третьих, знайте ценность каждой фигуры. Глупо «съесть» чужую пешку, чтобы тут же потерять своего ферзя. При размене фигур учитывайте их условную цену: конь и слон стоят примерно трех пешек, ладья – шесть, ферзь – девять. Король, как вы понимаете, бесценен.
В-четвертых, стремитесь контролировать центр доски, как минимум центральные четыре клетки. Фигуры в углах и на краях менее поворотливы, они меньше вовлечены в игру. Именно поэтому, кстати, не тяните с вводом в игру значимых фигур – одними пешками инициативу не выиграешь!
В-пятых, всегда думайте о безопасности короля! Как бы уверенно не выглядело положение ваших фигур на доске, все это будет бесполезно, если ваш король окажется под ударом и не сможет его избежать.
И самое главное – получайте удовольствие!