Слайд 2
Направленность программы
В основе программы по пению лежат методические
разработки Л. С. Замыцкой, Н. Б. Крашенинниковой, С. Мерзляковой,
Г. П. Новиковой. При ее разработке использовались:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (действует с 01 января 2014 г.)
- СанПиН 2.4.1.3049 -13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Письмо Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Программа направлена:
- на формирование песенной культуры у детей, стойкого интереса к певческой и творческой деятельности;
- развитие эмоциональной сферы, связанной с освоением песенной деятельности;
- укрепление здоровья детей;
- формирование творческой, инициативной личности, обладающей установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Слайд 3
Актуальность программы
Цель программы
Проблема формирования качественного звучания детского голоса
во время пения очень актуальна, так как в музыкальной
непосредственно - образовательной деятельности, которая проводится в музыкальном зале два раза в неделю по 30 минут, на пение отводится очень небольшое количество времени. И еще эта проблема актуальна потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, а также укрепления их психического и физического здоровья через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности.
Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребенка, а взаимодействие педагога с детьми способствует проявлению индивидуальности дошкольников и формирует гармоничную личность.
Создание педагогических условий, способствующих формированию и развитию певческих способностей, укреплению здоровья детей подготовительной группы в системе дополнительного образования при использовании одного из жанров музыкальных произведений - песенного.
Слайд 4
Задачи программы
Образовательные:
- побуждать к восприятию, осознанию, различению, сравнению
эмоционально - образного содержания песенного репертуара;
- способствовать освоению детьми
навыков звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля;
- стремиться к выразительному исполнению песен детьми, точному воспроизведению мелодии и ритма, соблюдая динамические оттенки;
- инсценировать песни, используя различные атрибуты: неозвученные музыкальные инструменты, платочки, ленточки и другие атрибуты, соответствующие песенной тематике, оркестровать песни, используя детские музыкальные инструменты;
- способствовать развитию детского песенного творчества: формировать способы сочинения детьми песенок контрастного характера на заданный текст.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, музыкальную память, музыкальное мышление, чувство ритма, динамическое чувство, звуковысотный слух, тембровое восприятие;
- развивать чувство лада (ощущение мажора, минора);
- развивать способности к самовыражению.
Оздоровительные:
- укреплять физическое здоровье детей;
- способствовать развитию и укреплению легких, голосового аппарата детей;
- повышать уровень самооценки детей и уверенность в себе.
Речевые:
- развивать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая чувства и настроения, соответствующие характеру стихотворного текста;
- укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики;
- формировать четкую и правильную дикцию;
- пополнять словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую культуру, художественный вкус;
- воспитывать выдержку, трудолюбие;
- во взаимодействии со сверстниками побуждать детей к доброжелательности, уважительному отношению друг к другу;
- воспитывать умение порадоваться успеху своих товарищей и оказать помощь в случае неудачи.
Слайд 5
Принципы построения программы
принцип последовательности и систематичности - предполагает
то, чтобы знания детям давались в определенной последовательности, и
взаимосвязи; еще К. Д. Ушинский отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке, и сам хозяин ничего не отыщет».
принцип индивидуализации – предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
принцип целостно - смыслового равенства взрослого и ребенка - подразумевает создание условий для наиболее полного раскрытия личности ребенка.
Слайд 6
Организационные условия реализации программы
Возраст детей: программа рассчитана на
детей подготовительной группы 6 - 7 лет. Посещать кружок
может любой ребенок, желающий красиво петь, независимо от природных способностей. Ему предоставляется возможность раскрыть свою индивидуальность.
Состав группы: от 10 до 12 человек.
Продолжительность песенной деятельности: 30 минут.
Количество занятий: 31 (групповые – 1 раз в неделю, после дневного сна)
Количество развлечений: 3
Продолжительность реализации программы: 1 год.
Форма организации деятельности: кружок.
Слайд 7
Целевые ориентиры на этапе завершения песенной деятельности
у
ребенка сформированы певческие и двигательные умения и навыки, раскрыт
творческий потенциал;
развита эмоциональная сфера и активные стороны личности: любознательность, самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность;
улучшилось состояние здоровья (сократилось количество пропущенных дней по болезни), сформировано умение бережно относиться к своему здоровью;
наблюдается повышение самооценки, уверенности в себе;
у ребенка хорошо развито восприятие песни, он может рассказать о содержании песни, выразительных средствах, передающих ее образ; ребенок выразительно исполняет песню, чисто интонирует, правильно передает мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая, ослабляя звучание); знает, когда брать дыхание, какую форму необходимо придавать губам, чтобы произнести тот или иной слог; у него правильное произношение слов, четкая дикция; ребенок может петь протяжно, напевно, или легко, отрывисто, в зависимости от содержания песни; поет знакомые песни с музыкальным сопровождением и без него; владеет навыками пения в ансамбле, чувствует партнера, не выделяется силой звука, а прислушивается к пению других и к собственному голосу;
у ребенка хорошо развиты музыкально - творческие способности в процессе пения. Он сочиняет разнообразные песни на небольшие литературные тексты; мелодию импровизирует осмысленно, продумывая ее движение (восходящее, нисходящее, скачкообразное), собственные сочинения исполняет выразительно и эмоционально; у ребенка хорошо развиты музыкальные способности и чувство лада;
он дисциплинирован, сдержан, трудолюбив, здоров и счастлив; уважительно относится к своим товарищам и взрослым; умеет порадоваться успеху своих сверстников, способен помочь в неудаче.
Слайд 8
Содержание программы
Программа состоит из одного основного раздела –
1.
Пение
Основной раздел включает в себя следующие виды деятельности
1.1. Артикуляционная
гимнастика
1.2. Дыхательная гимнастика
1.3. Упражнение для голоса и слуха
1.4. Песни
1.5. Песенное творчество
1.6. Игры с пением
Все эти виды деятельности педагог включает в структуру занятия.
Слайд 10
Приемы и методы организации образовательного процесса
Во взаимодействии с
детьми педагогом применяются различные методы:
- практические (упражнение, творческие игры, пение);
- словесные (рассказы музыкального руководителя, беседа, объяснение);
-наглядные (схемы, таблицы, мультимедийный показ, дидактические игры, моделирование, атрибуты для инсценирования песен);
- методы стимулирования и мотивации (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка).
Слайд 11
Методическое обеспечение программы
Кружковая работа проводится еженедельно, в указанное
время по учебно - тематическому плану. При проведении занятий
учитывается самочувствие и эмоциональное состояние детей. Им должно быть комфортно в общении с музыкальным руководителем и сверстниками.
При организации кружковой работы педагог тесно сотрудничает с родителями, с целью обмена идеями, практическими советами по подготовке сценических костюмов, атрибутов для выступления детей. Привлекает родителей к пению вместе с детьми программных песен. Размещает полезную для них информацию на стенде. Выступает на родительских собраниях. Организует для родителей открытые просмотры взаимодействия музыкального руководителя и детей в песенной деятельности.
Для успешной реализации программы используются наглядные пособия, всевозможные атрибуты, элементы сценических костюмов, дидактические игры, аудиозаписи, медиатека, мультимедийный показ. Занятия сюжетно-игровые, проводятся в светлом, просторном, хорошо проветренном помещении. В каждом занятии представлены развивающие голосовые и ритмические упражнения, комплексы артикуляционной и веселой дыхательной гимнастики, познавательные песни, и задорные творческие игры. Большое значение для концентрации внимания и поддержания интереса детей на протяжении всего занятия имеет интонационное разнообразие речи педагога, создание необычной, «сказочной» атмосферы. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка, с желанием и удовольствием. А для этого педагогу нужно обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное отношение к детям.
Слайд 12
Итоговые мероприятия
Показ музыкально - творческих номеров на праздниках
и развлечениях.
Проведение отчетных мероприятий для детей и родителей.
Посещение детской
филармонии с целью ознакомления с хоровой музыкой.
Участие детей в городских фестивалях детского творчества.
Отчет музыкального руководителя о проделанной работе.
Слайд 13
Отслеживание уровня усвоения программы детьми
Индивидуальная карта участника кружка:
«Песенка - чудесенка повстречалась с нами».
Титульный лист
Фамилия, имя, отчество ребенка
Дата рождения
Группа здоровья
2.Взаимодействие музыкального руководителя и ребенка
1. Повышать уровень самооценки ребенка и уверенности в себе
2. Обратить внимание на развитие эмоциональности ребенка
3. Помочь в развитии песенного творчества ребенка
4. Развивать чистоту интонации
5. Оказать помощь в развитии артикуляционного аппарата
6. Обратить внимание на дыхание ребенка во время пения
7. Работать над дикцией ребенка
+ Ребенок хорошо справляется с поставленными задачами
Б - пропуск по болезни
д. р.- домашний режим
Сентябрь
Слайд 14
Охрана детского голоса
В песенной деятельности особое внимание следует
уделять охране детских голосов. Учитывая хрупкость и слабость голосового
аппарата ребенка дошкольного возраста, педагог должен строить свою работу так, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, без крика.
Помня о том, что дети обычно подражают манерам взрослого, педагог должен петь не слишком громко, мягко, выразительно. Спокойное звучание голоса взрослого влияет положительно не только на качество пения и разговора детей, но и действует успокаивающе на нервную систему. Не следует предлагать детям петь песни взрослых, так как по своему диапазону эти песни большей частью не соответствуют голосовым возможностям детей дошкольного возраста. На воздухе детям можно петь только в сухую, теплую погоду, так как холод и сырость также влияют отрицательно на их голосовые связки. Во время пения детей нужно следить за правильным положением корпуса и головы, поскольку хорошее качество звука зависит и от позы детей во время пения. Согнутое положение корпуса затрудняет дыхание, мешая правильному звукообразованию, а также нарушает осанку. Посадка должна быть прямая, не поднимая плеч, не напрягая мышцы шеи.